Теоретические предпосылки поэтапного проведения задач и мероприятий по воспитанию экологической культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алматова, Р. А. Теоретические предпосылки поэтапного проведения задач и мероприятий по воспитанию экологической культуры / Р. А. Алматова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11095/ (дата обращения: 20.12.2024).



В настоящее время процесс зависимости человека и природы от экологического фактора всё более углубляется и усложняется. Нарушение баланса связи между обществом и окружающей средой вредит естественному состоянию природы. Одной из основных причин нарушения человечеством баланса, устойчивости, свойственных закономерностей природы Земли является то, что человек не имеет необходимых знаний по охране окружающей среды, а иногда он не в состоянии предвидеть экологическое состояние природы в будущем.

Негативное влияние научно-технического прогресса на окружающую среду, различные экологические катаклизмы, спады, конфликты, которые могут привести к вымиранию живой природы, поставили перед человечеством очень большие проблемы. Человек должен изменить своё отношение к природе, окружающей среде, должен знать и изучать законы природы и на основании этих законов должен планировать свою жизнь, то есть необходимо разработать стиль жизни, соответствующим законам природы.

Развитие современной экономики, науки, техники и технологии, а также возникающие в следствия этого печальные экологические обстоятельства делают задачу создания усовершенствованной системы подготовки кадров в различных сферах одним из основных условий прогресса страны. Функционирование системы обеспечит формирование нового, творчески и социально активного поколения кадров, способных ставить и решать перспективные экологические задачи, связанные с охраной окружающей среды, независимо принимать решения в социально-политической жизни, владеющих общими и профессиональными навыками. Значит, сама жизнь подтверждает необходимость обеспечения устойчивого развития и в Узбекистане и во всём мире, так как цивилизация на сегодняшний день требует не только решения экономических, политических и социальных проблем, но и проблем, связанных с экологией. Появление фразы «устойчивое развитие» подразумевает развитие в каждой отдельно взятой сфере, в том числе и экологической. Опыт многих государств мира показал, что система народного образования является самым лучшим исполнителем решения общенациональных проблем. На сегодняшний день задача приобретает более широкий смысл: достичь посредством образования снижения экологической угрозы, нависшей наддетьми, взрослыми и всей планетой. Экологическое образование готовит нас к жизни в биосфере. Целью экологического образования является формирование у учеников и всего общества экологического образования, ответственности за охрану окружающей среды и за своё здоровье, а также удовлетворение человеческих нужд на основе концепции научных и прикладных знании.

Таким образом, при системном подходе к экологическому образованию и обеспечения его непрерывности необходимо учесть современные процессы настоящего времени, заложенные в Стратегии ЕЭК ООН в соответствии Декадой образования в интересах устойчивого развития (ОУР) ООН предназначенной на 2005–2014 годы. Образование в интересах устойчивого развития рассматривается как образование, которое развивает и укрепляет потенциал отдельных лиц, групп, сообществ, организаций стран, позволяющий иметь собственные суждения и делать выбор в интересах устойчивого развития. Оно может способствовать изменению взглядов людей, давая им возможность делать наш мир более безопасным, более здоровым и более процветающим, тем самым, повышая качество жизни. Такой подход является гарантом успеха и эффективности экологического образования не только в Узбекистане, но и во всём регионе Центральной Азии.

Экологическая культура предстает как новый способ соединения человека с природой, примирения с ней на основе более глубокого познания. В этом смысле экологическая культура является показателем уровня экологического сознания.

Фундаментом как национального, так и мирового развития должна стать гармония человека с окружающей средой. На смену прежним ориентирам, направленным исключительно на развитие экономики, должна прийти стратегия, в центре которой находятся человек п окружающий его мир. Современный образ жизни, ценности, сформировавшиеся в эпоху индустриального общества, должны подвергнуться радикальным изменениям. Вот почему необходимо целенаправленно использовать не только культурные традиции, но и развивать, пропагандировать новую экологическую культуру.

Мерой экологической культуры выступает экологическая этика. Акцентируя внимание на проблемах биосферы, всего живого, а она создает предпосылки к действиям, ориентированных на сохранение и развитие человеческого и природного бытия. В экологической этике в сфере нравственных отношений, кроме традиционно рассматриваемых отношений «человек-человек», «человек-общество», необходимо рассматривать через систему «человек-природа».

В святи с чем это возникает, ведь известно, что человек вне природы немыслим. Человек — дитя природы.

В настоящее время значительная часть экологического образования должна отводиться социальной экологии, которая занимается поиском закономерностей устойчивого развития системы «общество-природа».

Научно-теоретическим основанием экологического образования в целом должны служить биологическая экология, экология человека и общества (социальная экология). Дополнительными источниками могут быть инженерная экология, афоэкология и некоторые другие дисциплины.

Биологическая экология рассматривает условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.

Предметом исследования экологии человека являются сохранение и улучшение здоровья людей с учетом связей его с окружающей природой и социальной средой.

Социальная экология изучает систему «природа-общество», перспективы ее развития и гармонизацию на различных уровнях — локальном, региональном, глобальном.

Экология среди естественных наук первая начала изучать интересы человека, условия его жизнедеятельности с возрастающей сложностью: от влияния человеческой деятельности на окружающую среду до оценки эффективности освоения природы и т. д. Экология становится как бы «нормативным естествознанием», то есть несет ответственность не только за истинность результатов, но и за их применение. Этим она отличается от науки классического типа, которая по отношению к человеку нейтральна: объясняет ценности и цели человеческого существования, не гарантируя оптимальной преобразующей деятельности общества.

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения и взрослых возникла в первую очередь в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы.

Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступкидругих в процессе общения с природой.

Проведение в общеобразовательных учреждениях мероприятий экологического содержания способствуют прямому развитию экологической культуры у учащихся. Например: «экобинго», «экоклуб», агитбригады, диспуты, викторины, конкурс рисунков на асфальте «Красота спасет мир», неделя экологии. Особую популярность в последние годы получила также проведение недели экологии для школьников под названием «Марш парков».

Развитие правильного отношения к природе тесно связано с особой организацией воспитательного процесса, основанной на нравственно положительных переживаниях человека в различных жизненных ситуациях, па прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр. Воспитатель, руководитель должен вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошовыполненного поручения.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, экологическое образование, экологическая культура, устойчивое развитие, природа, социальная экология, биологическая экология, Узбекистан, экологическая этика, экология человека.

Похожие статьи

Теоретические основы применения интеграции различных видов детской деятельности на начальном этапе формирования основ коммуникативной компетенции дошкольников

Педагогические и методические основы формирования мотивации молодежи к здоровому образу жизни

Исследование процесса формирования духовно-нравственных качеств у участников образовательного процесса

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Теоретические основы процесса политической социализации молодежи со стороны политических организации

Концептуальные основы культуры здоровья в образовательном процессе

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Педагогические условия формирования базовой культуры личности в условиях профессиональных образовательных организаций

Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

Похожие статьи

Теоретические основы применения интеграции различных видов детской деятельности на начальном этапе формирования основ коммуникативной компетенции дошкольников

Педагогические и методические основы формирования мотивации молодежи к здоровому образу жизни

Исследование процесса формирования духовно-нравственных качеств у участников образовательного процесса

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Теоретические основы процесса политической социализации молодежи со стороны политических организации

Концептуальные основы культуры здоровья в образовательном процессе

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Педагогические условия формирования базовой культуры личности в условиях профессиональных образовательных организаций

Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников