Реализация нравственно-эстетического воспитания и обучения школьников в условиях иноязычного образования
Автор: Бобунова Анна Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)
Дата публикации: 08.10.2016
Статья просмотрена: 423 раза
Библиографическое описание:
Бобунова, А. С. Реализация нравственно-эстетического воспитания и обучения школьников в условиях иноязычного образования / А. С. Бобунова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11119/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассмотрена тема взаимосвязи нравственно-эстетического воспитания и обучения с иноязычным образованием. Автор раскрывает сущность понятия «нравственно-эстетическое образование и воспитание в условиях иноязычного образования школьников», опираясь на мнения ученых и педагогов по историко-философским и психолого-педагогическим аспектам данного понятия.
Ключевые слова:нравственно-эстетическое воспитание и обучение; билингвальное и поликультурное образование; нравственно-эстетическая культура; языковое образование; вторая языковая личность
Ничто так не представляет культуру страны, как ее язык, отражающий культуру, ценности и самобытность говорящего на нём народа. На уроке иностранного языка культура страны его носительницы представлена её языком, слова которого дают представления о народе, его менталитете и отношении к окружающему миру. Целью билингвального и поликультурного образования в России является формирование у обучаемых умений и навыков самоутверждения личности в социокультурном пространстве, познания других и восприятия каждого человека в качестве поликультурного субъекта.
Для формирования культурного самоопределения необходимо развить духовно-нравственные качества человека, прийти к перестройке сознания, вооружить человека новыми операционными возможностями. [10, с.3] Перед иноязычным образованием и воспитанием становится задача развития культурного самоопределения личности в контексте диалога культур.
Уроки иностранного языка, при соответственных дидактических условиях, являются мостом к пониманию нравственных основ других культур, осознанию их самобытной красоты. Перед учителем стоит задача утвердить в сознании детей отношения к искусству, культуре и языку как к детищам духовной и культурной ценностей народа.
Стремление к красоте — это исконное свойство внутренней природы человека, находящее своё воспроизведение во всем, что он делает. Вопросам эстетики посвящены работы педагогов-учёных Ю. Б. Борева, И. Ф. Гончарова, Б. Т. Лихачева, Э. В. Аровой и ряда других. Большинство авторов признают наличие взаимосвязи между стремлениями человека к самосовершенствованию и самоутверждению своей личности и его способностями воспринимать, чувствовать, ценить и создавать прекрасное.
Другим социокультурным феноменом, тесно связанным с эстетикой, является нравственность, которую определяют культурно-исторические условия развития общества. «Испокон веков человек стремился делать всё прочным и красивым, связывая целесообразность и красоту, нравственность и эстетику» [1, с.42].
Эстетические и нравственные устои и представления человека составляют его нравственно-эстетическую культуру — первостепенную составляющую духовного облика каждой личности. От ее наличия и уровня формирования зависят интеллигентность человека, созидательная направленность его устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.
Нравственно-эстетическое воспитание — это социокультурно обусловленный процесс целенаправленного взаимодействиявоспитателей навоспитанников. Усвоенные и принятые гуманистические идеалы, общечеловеческие ценности и нормы морального поведения побудят воспитанников к дальнейшему совершенствованию и развитию окружающего их мира.[12, с.6].
Психологическую основу нравственно-эстетического обучения и воспитания, прежде всего, составляет нравственная деятельность. Нравственная культура порождает нравственную деятельность. Нравственной деятельности посвятили свои научные труды А. С. Канарский, Н. Г. Дебольский, В. А. Сухомлинский, К. А. Абульханова-Славская.
Нравственный аспект общественной деятельности человека заключается в гуманности ее целей.Становление гуманистических целей и ценностей человека проходит через соприкосновение с культурой. Сначала люди черпают знания из неё, затем сами дополняют и обогащают её своим творческим опытом и созиданием. Из культуры люди и берут знания и обогащают ее, перенося в нее и заимствуя из нее творческий опыт.
Исходя из изложенного, следует вывод, что нравственно-эстетическое развитие человека неразрывно связано с творческой, гуманистической, культурной и созидательной направлениями его деятельности.
Языковое образование — залог владения культурой. Развиваясь как субъект иноязычной культуры, ученик развивается и как субъект родной культуры [9, с.26]. На рисунке показана связь между нравственно-эстетическими воспитанием и обучением и иноязычным образованием (Рис.1)
Рис. 1. Нравственно-эстетическое обучение и воспитание в иноязычном образовании
Е. И. Пассов, Е. Н. Соловова, Ю. Н. Караулов, Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров и С. Г. Тер-Минасова считают, что социально-культурный опыт зависит от среды, в которой протекает развитие ребенка. Ребёнок, растя в своей этнокультурный среде, получает эстетическое развитие через любование национальной одеждой и предметами народного искусства и быта, учится от окружающих людей бережному сохранению национальных традиций и обрядов. Приобщение к этнокультурной среде рождает ощущение связи с народом и исторической общности с ним. Находясь в ином, отличном от своего, этнокультурном обществе, не имея соответствующего этнокультурного воспитания, человек чувствует свою разобщенность с ним. Так, например, поступки и поведение людей, приезжающих в страну с иным этносом, не знакомых с принятыми в этом обществе нормами общения и поведения, могут значительно отличаться от них и отрицательно восприниматься окружающими. Поэтому целью иноязычного образования должно являться и приобщение изучающих иностранный язык к новой этнокультурной среде. Во избежание примитивности в мышлении и получении культурного опыта в процессе становления и формирования языковой личности недостаточно просто формального изучения аспектов языка. Необходимо снабдить учащегося всеми инструментами нравственного, культурного и эстетического поведения людей, живущих в стране изучаемого языка. «Помимо значений слов и правил грамматики нужно знать:1) когда сказать/написать, как, кому, при ком, где; 2) как данное значение/понятие, данный предмет мысли живет в реальности мира изучаемого языка». [11, с.18]
Понятие вторая языковая личность, введенное Ю. Н. Кароуловым, даёт отличие не только в языковом опыте, но и культурном. Культурное развитие и становление второй языковой личности ребенка невозможно без стимула, подталкивающего его к изучению языка как культурного феномена. В качестве такого стимула может служить необходимость соответствующего нравственно-эстетического поведения в иных социальном окружении и условиях. Создание подобного окружения и условий в процессе школьного обучения зависит от используемых учителем иностранного языка методов и приемов обучения и воспитания, будь то преподавание академического языка или же творческие уроки, на которых учащимся даётся возможность попробовать себя в роли иностранного туриста, экскурсовода или местного жителя другой страны. Так происходит переход объективно-языковых явлений в явления индивидуальные, психологические, переходящие затем в явления общественного сознания. Таким образом, в итоге, иностранный язык становится достояниями средством общения каждого индивидуума.
Следует отметить, что освоение факторов культуры не обязательно приводит к пониманию и принятию чужого менталитета и культуры. В этой связи, будет разумным создание модели культуры народа изучаемого языка, целью которой будет являться преодоление ментального барьера к иноязычным менталитету и культуре, которые из-за возможной ксенофобии и национализма обучаемого вначале могут им не приниматься. Задача культурной модели не должна сводиться к только пониманию и преодолению неприятия другой культуры, она должна подтолкнуть учащегося к самосовершенствованию, развитию нравственных качеств, приближению к эстетическим идеалам в диалоге новой и родной культур.
Модель языковой личности, разработанная И. И. Халеевой, призвана многими педагогами, но на данном этапе введения ФГОС нового поколения и смене образовательной политики, эта модель, разработанная более пятнадцати лет назад, требует дополнений и обновлений в соответствии с современными, предъявляемыми к участникам образовательного процесса, требованиями. С одной стороны, модель языковой личности должна соответствовать требованиям ФГОС, предъявляемых к иностранному языку в основном общем образовании, а также всем методологическим и дидактическим принципам обучения иностранным языкам, а с другой стороны, использовать возможности современных педагогических и информационных технологий.
В достижении предметных и межпредметных результатов, предъявляемых ФГОС к иностранному языку в общей и основной школе, наиболее эффективно проявила себя межпредметная интеграция (Х. Н. Груздева, П. Н. Шимбирёва, И. Т. Огородникова, М. А. Данилова, Б. П. Есипова). В процессе нравственно-эстетического воспитания и обучения школьников немаловажную роль играет и интеграция иностранного языка с изобразительным искусством, музыкой и с литературой.
Перед построением новой культурной модели обратимся к уровням организации второй языковой личности, выделенных Ю. Н. Карауловым:вербально-семантический, лингвокогнитивный (тезаурусный), мотивационный (прагматический). В рамках школьного обучения преподаватель должен приблизить учащегося к порогу третьего уровня языковой личности, перейти от уровня решения коммуникативных задач к построению слаженной картины мира, объединяющей знание языка и использование экстралингвистической лексики, уместной в коммуникативной ситуации. Нами была разработана модель нравственно-эстетического образования и воспитания школьников в условиях иноязычного образования, основанная на уровнях развития второй языковой личности, определённых Ю. Н. Карауловым. [8] (Табл. 1)
Таблица 1
Модель нравственно-эстетического образования ивоспитания школьников вусловиях иноязычного образования
1 Этап
Этап |
Вербально-семантический |
Цель (ФГОС) |
Развитие сведений о системе языка и умении пользоваться ими для достижения орфографической, пунктуационной и речевой грамотности, формирование лингвистической компетенции |
Задачи |
Знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков и культурных различий. Ознакомление с культурой и представителями науки, культуры и искусства другой страны |
Межпредметные связи |
Литература, изобразительное искусство, музыка, история |
Учебные действия |
Презентация, имитация, подстановка, трансформация. Доклад на русском языке об иноязычной культуре в формате выступления, презентации |
Средства ИКТ |
Компьютер, проектор, аудио-видео средства электронная почта, электронные словари и энциклопедии, вики-технологии, подкасты |
2 Этап
Этап |
Лингвокогнитивный (тезаурусный) |
Цель |
Заполнение лексическими единицами грамматических конструкций в соответствии со смысловым замыслом высказывания; формирование социологической и социально-культурной компетенции |
Задачи |
Изучение смыслов и духовных ценностей для человека, определяемых национально-культурными традициями и господствующей в обществе идеологией. |
Межпредметные связи |
Литература, изобразительное искусство, история, музыка, предметы естественнонаучного цикла |
Учебные действия |
Работа с текстом (чтение (вопросы и ответы), пересказ и обсуждение и др.), Презентации докладов на иностранном языке в формате Power Point с элементами сравнения культур иноязычного/русского народов |
Средства ИКТ |
Компьютер, проектор, аудио-видео средства, электронная почта, электронные словари и энциклопедии, вики-технологии, подкасты, современные Интернет-технологии: чаты и ICQ; теле-и видеоконференции |
3 этап
Этап |
Мотивационный (прагматический). |
Цель |
Развитие речевых умений (творческое использование навыков) формирование стратегической, дискурсивной и социальной компетенций |
Задачи |
Творческое объединение навыков по межкультурной компетенции в ситуациях межкультурной коммуникации, порождение коммуникативных потребностей, связанных с духовным развитием личности |
Учебные действия |
Творческие упражнения, применение ролевых игр |
Средства ИКТ |
Компьютер, проектор, аудио-видео средства, электронная почта, электронные словари и энциклопедии, вики-технологии, подкасты, современные Интернет-технологии: чаты и ICQ; теле- и видеоконференции; |
В познании чужой культуры учащийся должен достигнуть уровня личностного смысла, который заключается не только во владении понятиями и представлениями о чужой культуре, но и эмоционально-ценностном отношении к факту чужой культуры, выраженном в личностном суждении. [4, с.12].
Без эстетических представлений о мире и людях, культуре как своей, так и изучаемой, невозможны и межкультурные диалоги.
Являясь аппроксимацией иноязычной культуры, языковая модель выражает те же структуры и выполняет ее основные функции.
Тем самым, языковое образование имеет междисциплинарный и интегративный характер. Владение навыками правильной речи, средствами выразительности и знание культуры не делают межкультурное общение целесообразным, если за основу коммуникации не положены знания об окружающем мире.
Выводы
В соответствии с вышесказанным, для формирования культурного самоопределения и развития нравственно-эстетических качеств в процессе иноязычного образования и воспитания необходимы:
- Развитие в учащихся стремления к красоте.
- Постановки творческих, гуманистических, культурных и созидательных целей и стимулов деятельности и реализация их на практике.
- Привитие учащимся нравственных ценностей и идеалов свободы, благосостояния, безопасности, личностного и общественного развития.
- Приобщение к этнокультурной среде, овладение средствами культурного мышления.
- Создание условий нравственно-эстетического поведения и окружения в процессе школьного обучения.
- Знакомство с моральными нормами и эстетическими идеалами общества изучаемого языка.
- Создание модели культуры народа изучаемого языка, соответствующей новым требованиям, предъявляемым к иноязычному образованию.
Литература:
- Абульханова-Славская К. А. Гуманистические проблемы психологической теории / К. А. Абульханова-Славская,А. В. Брушлинский. — Москва: Наука, 1995. — 214 с.
- Арова Э. В. Нравственно-эстетическое воспитание личности. Материал в помощь лектору / Правл. о-ва «Знание» БССР. Науч.-метод. совет по пропаганде ком. нравственности и этики. — Минск: Б. и., 1976. — 20 с.
- Борев Ю. Б. Эстетика: Учебник / Ю. Б. Борев. — Москва: Высшая школа, 2002. — 511с.
- Верещагин Е. М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. — Москва: Русский язык, 1990. — 246 с.
- Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский — Москва: Эксмо, 2006. — 1136 с.
- Дебольский Н. Г. Философские основы нравственноговоспитания / Н. Г. Дебольский. — Санкт-Петербург: тип. В. С. Балашева, 1880. — 115 с.
- Канарский А. С. Диалектика эстетического процесса / А. С. Канарский. — Киев: Мироновская типография, 2008. — 378 с.
- Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. — Москва:ЛКИ, УРСС Эдиториал, 2010. — 264 с.
- Пассов Е. И. Теория методики: принципы иноязычного образования / Е. И. Пассов. — Липецк, 2013. — 603 с.
- Рыбин В. А. Проблема нравственно-гуманистического воспитания в философско-педагогических учениях: XVII-XIX вв.: автореферат диссертации... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / МПГУ. — Москва, 2006–36 c.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. Пособие / С. Г. Тер-Минасова. — Москва: Слово, 2000. — 260 с.
- Фархшатова, И. А. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования: дис....канд. пед. наук: 13.00.01/ Оренбург, 2003–163 с.
- Brown H. Douglas. Principles of Language Learning and Teaching. Fifth Edition // San Francisco State University: Pearson, 2007. — 424 p.
Ключевые слова
языковое образование, , нравственно-эстетическое воспитание и обучение, билингвальное и поликультурное образование, нравственно-эстетическая культура, вторая языковая личностьПохожие статьи
Духовно-нравственное развитие младшего школьника при обучении иноязычному чтению на начальном этапе
В статье поднимается проблема создания технологии формирования нравственных ценностей посредством чтения в условиях начального иноязычного образования. Рассматривается значимость чтения для воспитания младших школьников при обучении иноязычному чтени...
Говорение и его роль в практическом овладении иностранным языком на этапе начального общего образования
Автором статьи изучается понятие говорения на иностранном языке, а также обосновывается актуальность и необходимость данных умений и навыков для учащихся начального общего образования. В настоящей статье автором проводится исследование возможностей и...
Реализация социально-педагогического подхода в процессе художественно-эстетического образования дошкольников
Представленная статья посвящена проблеме организации художественно-эстетического образования в дошкольной образовательной организации. Художественно-эстетическое образование рассматривается в контексте социально-педагогического подхода. Обосновываетс...
Об использовании гуманно-личностного подхода в современной образовательной системе
Статья представляет собой контент-анализ по проблеме использования идей гуманно-личностной педагогики в педагогической практике. Автор рассматривает деятельность учреждений образования, использовавших в своей практике идеи гуманно-личностной педагоги...
Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника
В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников по средствам использования художественной литературы, как одного из способов духовно-нравственное воспитания. Анализирует труды ученых по поставленной проблеме исследован...
Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по дисциплине «Народное декоративно-прикладное искусство»
В статье рассматривается роль и значение дисциплины народное декоративно-прикладное искусство, на которых студенты знакомятся с народной педагогикой в различные периоды истории народа, условиями функционирования и развития эстетических ценностей, опр...
Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы
В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...
Эстетическое воспитание детей школьного и дошкольного возраста средствами хореографического искусства
Последние годы характеризуются акцентированием внимания к проблеме эстетического воспитания как основополагающему средству и важнейшей основой формирования духовно-нравственной личности. Настоящая статья посвящена рассмотрению проблемы эстетического ...
Технология полихудожественного воспитания старших подростков как педагогическая проблема
В статье автор анализирует представленные в современной научной литературе и нормативно-правовых документах понятия полихудожественный подход, полихудожественное воспитание, воспитательная технология. Обосновывает необходимость использования личностн...
Особенности социализации детей дошкольного возраста в полиэтническом и поликультурном пространстве
В данной статье отражена актуальность поликультурного образования, воспитания, межличностных взаимоотношений. Описывается опыт и методы работы, подходы, необходимые при обучении и организации деятельности с детьми по поликультурному образованию, орга...
Похожие статьи
Духовно-нравственное развитие младшего школьника при обучении иноязычному чтению на начальном этапе
В статье поднимается проблема создания технологии формирования нравственных ценностей посредством чтения в условиях начального иноязычного образования. Рассматривается значимость чтения для воспитания младших школьников при обучении иноязычному чтени...
Говорение и его роль в практическом овладении иностранным языком на этапе начального общего образования
Автором статьи изучается понятие говорения на иностранном языке, а также обосновывается актуальность и необходимость данных умений и навыков для учащихся начального общего образования. В настоящей статье автором проводится исследование возможностей и...
Реализация социально-педагогического подхода в процессе художественно-эстетического образования дошкольников
Представленная статья посвящена проблеме организации художественно-эстетического образования в дошкольной образовательной организации. Художественно-эстетическое образование рассматривается в контексте социально-педагогического подхода. Обосновываетс...
Об использовании гуманно-личностного подхода в современной образовательной системе
Статья представляет собой контент-анализ по проблеме использования идей гуманно-личностной педагогики в педагогической практике. Автор рассматривает деятельность учреждений образования, использовавших в своей практике идеи гуманно-личностной педагоги...
Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника
В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников по средствам использования художественной литературы, как одного из способов духовно-нравственное воспитания. Анализирует труды ученых по поставленной проблеме исследован...
Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по дисциплине «Народное декоративно-прикладное искусство»
В статье рассматривается роль и значение дисциплины народное декоративно-прикладное искусство, на которых студенты знакомятся с народной педагогикой в различные периоды истории народа, условиями функционирования и развития эстетических ценностей, опр...
Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы
В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...
Эстетическое воспитание детей школьного и дошкольного возраста средствами хореографического искусства
Последние годы характеризуются акцентированием внимания к проблеме эстетического воспитания как основополагающему средству и важнейшей основой формирования духовно-нравственной личности. Настоящая статья посвящена рассмотрению проблемы эстетического ...
Технология полихудожественного воспитания старших подростков как педагогическая проблема
В статье автор анализирует представленные в современной научной литературе и нормативно-правовых документах понятия полихудожественный подход, полихудожественное воспитание, воспитательная технология. Обосновывает необходимость использования личностн...
Особенности социализации детей дошкольного возраста в полиэтническом и поликультурном пространстве
В данной статье отражена актуальность поликультурного образования, воспитания, межличностных взаимоотношений. Описывается опыт и методы работы, подходы, необходимые при обучении и организации деятельности с детьми по поликультурному образованию, орга...