К вопросу об исследовательской работе младших школьников на примере отдельного проекта | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 05.10.2016

Статья просмотрена: 248 раз

Библиографическое описание:

Гажала, О. Г. К вопросу об исследовательской работе младших школьников на примере отдельного проекта / О. Г. Гажала. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11125/ (дата обращения: 15.11.2024).



Исследовательская работа младших школьников — это формируемая педагогами творческая деятельность, направленная на изучение и понимание законов развития окружающего мира и получение учащимися новых знаний и практических навыков. Участие детей в исследовательской деятельности создает благоприятные условия для развития их интеллектуального и творческого потенциала, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала, формирует предметные и общие умения. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с изначально неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте исследования или явлении окружающего мира, под руководством педагога — руководителя исследовательской работы.

Технология формирования исследовательских умений младших школьников, с учетом педагогических условий организации учебно-исследовательской деятельности, положена в основу разработки специального курса занятий. Курс состоит из программ, рассчитанных на три уровня. Программа «Я — исследователь» для 2 и 3 классов — начальный уровень, для 3 и 4 классов — базовый уровень и программа «Основы исследовательской деятельности» для 4 и 5 классов — продуктивный уровень. Работа по этим программам учитывает идеи личностно — ориентированного и деятельностного подходов в развитии исследовательской деятельности учащихся (Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Л. Ф. Фомина).Цель такого обучающего курса — предоставить новые возможности для развития детей посредством включения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность, подготовить младших школьников к дальнейшему обучению и развитию путем формирования умений самостоятельного поиска знаний. Обучение детей в соответствии с исследовательскими программами дает возможность каждому учащемуся проявить свои творческие способности, реализовать свои возможности в процессе осуществления учебного исследования, способствует приобретению учащимися новых расширенных знаний и навыков исследовательской деятельности.

Программы для обучения младших школьников, разработанные с применением методики, предложенной Савенковым А. И., используются в моей работе с 2013года. К сожалению, в учебных программах общеобразовательной школы уделяется недостаточное внимание активному использованию исследовательской деятельности в процессе обучения. В наших условиях часто лишь дополнительное образование школьников в кружках исследовательской направленности дает им возможность обучиться методам исследовательской деятельности и развить способности исследователя. С детскими исследовательскими проектами я работаю более 10 лет. Исследовательский проект является результатом творческой деятельности группы детей, у каждого из которых своя индивидуальность: уровень развития и инициативности, мотивация, свой темп работы. Начиная работы над исследовательским проектом необходимо вдохновить и организовать детей, привлечь внимание к теме исследования, правильно сформулировать актуальность идеи, обозначить ожидаемые результаты. Определив основные этапы исследовательской деятельности будущего проекта, нужно предоставить большой группе участников возможность активного обсуждения всех предполагаемых аспектов исследования. Визуализировать посредством составления кластеров и временных шкал. Работа в группе с распределением заданий по проекту между её исполнителями является наиболее продуктивной, при условии мотивированности каждого из участников. Мотивации детей при выполнении исследовательской работы необходимо уделять особое внимание на всех этапах ее выполнения. В процессе групповой исследовательской работы часто определяются участники, способные выполнять индивидуальные исследования.

Рис. 1. Развитие исследовательской деятельности

В качестве примера представим краткое содержание одной из таких работ.

Наш город Олекминск входит в десятку старейших городов Сибири. На протяжении 380 лет территория города постепенно расширялась и перестраивалась, меняя свой облик. Одной из особенностей Олекминска является наличие нескольких деревянных и бетонных мостов, соединяющих разные части города, разделенной руслом речки Алалайки и впадающих в нее ручьев. В период половодья на реке Лене, уровень воды в Алалайке сильно повышается, представляя значительную преграду для перемещения жителей. Некоторые из мостов Олекминска были построены очень давно, а как они выглядели раньше, и где находились?

Целью проекта являлось раскрыть значение мостов в истории развития г.Олекминска. Перед исполнителями исследования стояло несколько задач: 1. Ознакомление с действующими мостами современного периода. 2. Сбор информации о наличии и особенностях постройки мостов в историческом прошлом. 3. Сопоставление значения мостов для города в XIX веке и в современное время.

При ознакомлении с действующими в настоящее время мостами, исполнители проекта определили их размещение и общее количество, тип и конструкцию, использованные материалы в процессе изготовления, измерили их параметры. Все имеющиеся мосты сфотографировали и отметили на схеме. Оказалось, что из 9 действующих мостов 2 изготовлены из дерева, а 7 представляют собой бетонные конструкции из плит и труб. Деревянные мосты выполнены из лиственничных бревен, столбов и брусьев, один из них пешеходный, а другой выдерживает нагрузку транспорта с ограничением до 10 тонн. По типу конструкции из действующих мостов 4 являются арочными (распорными), а 5 мостов — балочные.

Определенную сложность представлял сбор информации о наличии и использовании мостов в конце XIX — начале XX веков, так как наличие свидетельств такой давности было ограничено. Обратившись за помощью в краеведческий Музей земледелия и изучив имеющиеся в музее и у жителей города свидетельства и фотографии того периода, удалось уточнить расположение, тип и конструкции старинных мостов Олекминска. В процессе исследования выяснилось, что старинные мосты располагались примерно в тех же местах, что и современные, но их было больше. Все они были изготовлены из крепкого лиственничного дерева. Деревья для постройки моста тщательно выбирались в тайге и зачастую доставлялись с большими трудностями, издалека. Крепкие здоровые лиственницы рубили весной, до начала сокодвижения, тщательно отесывали и в течение длительного периода сушили. Столбы для опор после отесывания, в течение 2 лет выдерживали (морили) в воде или в коровьей моче для придания им особой прочности и антисептических свойств. Конструкции мостов собирались из столбов и толстых плах и брусьев на мощные кованые штыри и скобы. Ямы под опоры копались в конце лета, в период максимальной оттайки вечной мерзлоты и при минимальном уровне воды в реке. В случае необходимости, в русле реки в качестве опор устанавливали рубленные из бревен клетки, и заполняли их камнями. С двух сторон по краям настила мостов устраивались прочные деревянные ограждения-перила. Большие мосты использовались в основном для проезда гужевого транспорта, перевозки грузов и прогона скота, помимо них были мостики для прохода жителей в удобных для них местах. Кроме этого, мосты Олекминска в конце XIX — начале XX веков выполняли важную функцию по обеспечению проезда по проходящему через город Иркутскому почтовому тракту. В центральной части Олекминска в то время располагалась государственная почтовая станция, при которой находилась и ямщицкая служба. В обязанности местных жителей вменялись ремонт и содержание мостов почтового тракта в исправном состоянии, том числе и содержание мостов через многочисленные реки и речушки на территории Олекминского округа. Старинные мосты Олекминска имели довольно сложную конструкцию, высота их в разных местах города варьировала от 3,5 до 6,5 метров от минимального уровня воды в реке. Это связано с гидрологическим режимом реки Лены, который характеризуется частыми значительными повышениями уровня воды в весеннее-летние периоды года. Значение мостов для города с течением времени существенно не изменилось, они все так же используются для проезда транспорта, перевозки грузов и передвижения людей. Места расположения современных мостов в основном совпадают с расположением мостов старинных, но все старые мосты с течением времени были разобраны и заменены новыми, а из пешеходных мостиков остался только один. Большая часть действующих мостов выполнены из железобетона по современным технологиям, и со временем все деревянные мосты Олекминска останутся лишь на фотографиях и в памяти жителей нашего города.

Первоначально работа по этому проекту казалась очевидной и несложной для выполнения, но в процессе исследования у детей появлялось все больше идей для его усложнения и развития. Потребовалось масса необходимых сведений об основах строительства и архитектуры, применении и свойствах различных материалов, технологии возведения мостов в историческом прошлом и в настоящее время. Появилась потребность изучения картографии и гидрографии местности, специальной литературы, исторических материалов, проведения опроса местных жителей. В результате этой совместной исследовательской работы сформировался проект, который участвовал в конкурсе «Юный исследователь» национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», и получивший звание лауреата.

При подготовке детских исследовательских проектов в процессе работы возникает необходимость получения дополнительной информации об объекте исследования по целому ряду рассматриваемых аспектов, что требует от исследователей изучения других материалов, до этого не планируемых. Часто сбор дополнительной информации способствует возникновению идеи о расширении исследования по вопросам, ранее не обсуждаемым. В процессе обсуждений различных аспектов, у детей появляется интерес в продолжению работы, и иногда при выполнении проекта появляются новые темы для выполнения подобных работ по данному объекту исследования. Наблюдается рост заинтересованности участия учеников в проектно-исследовательской деятельности. Положительная мотивация к исследовательской деятельности повышает потребность участия в конкурсах и научно-исследовательских конференциях, что показывает развитие у учащихся логического мышления, расширения кругозора, применения практических навыков. Освоенные в процессе обучения методы исследовательской деятельности являются инструментом, позволяющим добывать, анализировать и использовать полученную информацию. Эффективность их использования связана с самостоятельностью учащихся на всех этапах исследования (наблюдение, выдвижение гипотез; составление плана действий; планирование ожидаемых результатов; контрольно-оценочная работа). В ходе исследовательской деятельности у учащихся происходит становление личности. Ими приобретается личный опыт реализации поставленных задач и вырабатываются новые ценностные отношения и смыслы.

Крайне важным для мотивации участия детей в исследовательских проектах является правильная оценка их работы.

Основным критерием оценки должно являться личное участие исполнителя в проведении исследования, особое внимание экспертов должно быть направлено на выяснение важных составляющих проекта, насколько хорошо и свободно исполнитель владеет всей информацией и ориентируется в отдельных аспектах исследования. Совершенно недопустимо поверхностное, формальное отношение к представленной для оценки работы. Перед экспертами должна стоять ответственная задача в процессе оценивания конкурсных работ предельно внимательно выявлять тех детей, которые выполняют исследования в большой степени самостоятельно, и стимулировать их на продолжение исследовательской деятельности.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
  2. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. // Народное образование.– № 10.– 1999.
  3. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение: специфика успешности в разных возрастных группах// исследовательская работа школьников., 2003.№ 1.
  4. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников — Самара: «Учебная литература»,2004.
  5. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, мост, исследовательская работа, работа, дополнительная информация, значение мостов, исследовательский проект, минимальный уровень воды, старинный мост Олекминска, учебно-исследовательская деятельность.