Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы
Автор: Бельских Мария Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)
Дата публикации: 05.10.2016
Статья просмотрена: 1952 раза
Библиографическое описание:
Бельских, М. А. Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы / М. А. Бельских. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11129/ (дата обращения: 19.12.2024).
В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен применять на своих уроках инновационные технологии при обучении детей.
Что же такое “инновационное обучение” и в чём его особенности?
Инновационное обучение (от англ. innovation — нововведение) — новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.
Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.
В настоящее время в школьном образовании используются следующие наиболее характерные инновационные технологии: информационно- коммуникативные технологии, проектно-исследовательские, личностно-ориентированные, игровые, уровневой дифференциации.
Среди многообразия педагогических технологий чаще всего я использую технологию проблемного обучения. Основным качеством данной технологии определяется развитиевысокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизация познавательных интересов учащихся, что становится возможным при решении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении знаниями, умениями и навыками.
Проблемное обучение можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. Например:
Русский язык. 1. «Правописание Не с причастиями» (6 класс)
Проблемная ситуация: Почему одни причастия с НЕ пишутся слитно, а другие раздельно:
негодующий взгляд, незакончившееся собрание;
не работающий, а сломанный компьютер,
давно не работающий компьютер;
поля не засеяны.
Формулировка темы, цели.
2. Тема «Собирательные числительные» (6 класс)
Репортаж о спортивном соревновании заканчивается так. Особенно удачно выступили Гаас, Жук и Ким. Все трое включены в состав сборной республики. Кто эти спортсмены – мужчины или женщины?
Литература. Л. Андреев «Кусака»
В рассказе «Кусака» была поставлена проблема: взаимоотношения человека и животных; жестокое и равнодушное отношение людей к «братьям нашим меньшим».
Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом.
У большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес.
Возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учеников.
Коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
Проблемные уроки считаю удачными, если
- ученики смогли самостоятельно сделать один или несколько выводов;
- ученики смогли установить связи между явлениями;
- в обсуждении проблемы были вовлечены в той или иной степени все ученики;
- если после окончания урока у учеников есть желание обсудить предложенную проблему с одноклассниками и учителем.
Игровые технологии. Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор.
В своей работе также использую проектную деятельность.
В основе проектной деятельности лежит коллективная, групповая или индивидуальная работа над решением практических задач. Чтобы решить их, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:
‒ интеллектуальными (умение работать с информацией и текстом, вести ее поиск и анализ, делать выводы);
‒ коммуникативными (умение вести дискуссию, диалог, отстаивать свое мнение);
‒ творческими (умение прогнозировать последствия того или иного явления, умение осуществлять обобщенные умственные действия в вариативных условиях решения учебных задач).
При использовании проектной технологии учащиеся самостоятельно изучают и анализируют различные источники информации по теме; работают со словарями; с интернет-ресурсами; собирают, обобщают необходимую информацию; демонстрируют полученные результаты.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Учащиеся видят реальное применение своих знаний. У них появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей работы. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, что развивает, кроме логики и мышления, культуру речи.
Опыт показал, что работа над проектом дает возможность проявлять себя даже слабым и зачастую пассивным в процессе обучения ученикам, способствует развитию творчества.
Развитию познавательной активности способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.
Существует несколько классификаций нестандартных уроков: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет.
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес.
Таким образом, инновационные технологии пробуждают интерес учащихся к предмету, развивают и обогащают речь учащихся; учебный материал, представленный в необычной форме, более прочно усваивается детьми, позволяет пробудить любовь и уважение к русскому языку.
Литература:
- Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. — 2004. — № 3. — с. 28.
- Панфилова А.П Инновационные технологии: активное обучение: учеб. пособ. для студ. / А. П. Панфилова.- М.: «Академия», 2009. — 192 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт. (ФГОС).
- Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. / Е. В. Чернобай.- 2012.- с. 27