Детское телевидение как инновационная форма работы с родителями | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рогунова, О. А. Детское телевидение как инновационная форма работы с родителями / О. А. Рогунова, Т. А. Яровая. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11137/ (дата обращения: 15.11.2024).

 

У педагогов и родителей единые цели и задачи — сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, общительными, чтобы были успешны и могли реализоваться как личности. «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» много лет назад писал В. А. Сухомлинский, и до сих пор ничего в этом вопросе не поменялось. Поэтому детский сад и семьи воспитанников всегда взаимодействовали на благо ребенка. Семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому неудивительно, что с введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Во ФГОС нашла отражение новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Сотрудничество с семьей на современном этапе должно перейти из категории обмена информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно-равноправное общение, совместное приобретение опыта.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

‒                    информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;

‒                    обеспечить открытость дошкольного образования;

‒                    создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

‒                    поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

‒                    обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

‒                    создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

‒                    установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

‒                    объединение усилий для развития и воспитания детей;

‒                    создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

‒                    активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Новую форму взаимодействия с родителями, которая отвечала бы всем принципам Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе особо важному в настоящее время принципу открытости детского сада, нам подсказали сами дети! Ведь поиск новых форм и методических приемов в условиях нашего сада направленный на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием привел нас к детскому телевидению. В современной логопедии накоплен большой арсенал игр и упражнений (В. И. Селиверстов, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.), но в условиях большой информационной насыщенности обычные логопедические игры нередко становятся скучными и не привлекательными. Активно пользуясь всеми доступными гаджетами, а их становится все больше в окружении ребенка, он ждет чего-то яркого, неординарного, привлекающего внимания. Мы нашли выход — интервьюирование, метод позволяющий максимально использовать компенсаторные возможности каждого ребенка. Эффективность данного метода как сильного, но ненавязчивого педагогического средства усиливается за счет того, что в распоряжении педагогов и детей нашего дошкольного учреждения есть современное оборудование, которое позволяет не только создавать, но и транслировать видеоролики на весь детский сад. Применение технических средств стимулирует детей, укрепляет чувство ответственности за свою роль, вдохновляет работать на результат. Ребенок осознает, что не только он видит себя со стороны, но и другие люди (родители, дети из соседних групп) также его видят и слышат. Таким образом, он акцентирует внимание на своей речи, а за счет этого быстрее проходит автоматизация поставленных звуков, усиливается эмоциональность и выразительность. И именно детское телевидение стало инновационной формой работы с родителями.

Родитель может не услышать педагога, но он непроизвольно остановится и выслушает мнение ребенка, ведь для любого родителя важно, чтобы его чаду было комфортно и хорошо в детском саду, а кто расскажет, так ли это лучше самих детей?! Не каждый родитель может увидеть жизнь детского сада изнутри и это не всегда зависит от его желания. Мы с детьми нашли выход и из этой ситуации. Все интересные, по мнению детей, события они освещают по средствам телевидения, высказывают свои суждения, берут интервью у пришедших родителей, педагогов, героев праздника. Снимают сюжеты не только о праздничных и развлекательных мероприятиях, но и о повседневной жизни детского сада, таким образом, информируя и вовлекая родителей в образовательный процесс. Транслируются видеоролики в фае детского сада утром и вечером, так, что все родители становятся телезрителями.

В игре «телевидение» дети учатся работать в группе, в паре, учатся договариваться, самостоятельно распределяют роли, расширяется словарь ребенка, автоматизируются поставленные звуки, обогащается интонационно-выразительными средствами языка. Работа перед камерой является дополнительным стимулом для ребенка ясно, четко, понятно изъясняться, что способствует улучшению диалогической речи, ее грамматическому строю, активизации словаря. Помимо логопедических задач решаются психологические задачи: преодоление робости, стеснительности, повышается самооценка, а это очень важно для детей с нарушением речи. Работая непосредственно над областью речевого развития в «телевидении» происходит интеграция области познавательного развития, когда проходит беседа над темой интервью, социально-коммуникативное развитие, когда работа идет непосредственно над роликом, а проводя небольшие физминутки и пальчиковые игры, интегрируется область физического развития. На ряду с огромной пользой для развития речи детей, детское телевидение стало еще одной, инновационной формой взаимодействия с семьями воспитанников.

 Детское телевидение работает уже не первый год, и на сегодняшний день можно сказать, что оно стало неотъемлемой частью системы работы с родителями. Использование такой формы дало желаемые результаты: родители, из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками, создана атмосфера взаимоуважения, они с удовольствием дают интервью, готовят своих детей к сюжету и не просто всегда в курсе всех важных событий группы/детского сада, а с удовольствием становятся участниками этих мероприятий.

Об эффективности работы «телевидения» в дошкольном учреждении, как инновационной формы работы с родителями свидетельствуют:

‒                    проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

‒                    возникновение дискуссий по их инициативе;

‒                    увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

‒                    стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем, учителем-логопедом;

‒                    повышение их активности в совместных мероприятиях.

Такая форма взаимодействия как детское телевидение доказывает родителям, что детский сад открыт для сотрудничества, мы заинтересованы в участие родителей в воспитательно-образовательном процессе и не потому, что это необходимо педагогу, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

 

Литература:

 

  1.                Бородич, А. М. «Методика развития речи детей», М., 1981 г.
  2.                Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 с.
  3.                Латышева, Н. Р., Медведева, И. Н. Детская журналистика/ Н. Р. Латышева, И. П. Толстова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. № 8. — С. 24–29.
  4.                Толстова, Н. П. Детское телевидение: ресурсы в коррекции речи дошкольников /Н. П.Толстова// Логопед. 2013. № 6. — С.94–98.
  5.                Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  6.                Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры речи. М., 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, ребенок, детское телевидение, воспитание детей, дошкольное учреждение, образовательная деятельность, дошкольное образование, образовательный процесс, Федеральный государственный образовательный стандарт.