Значение игры в формировании нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Бикмуллина Ольга Вячеславовна, Маркелова Юлия Валерьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)
Дата публикации: 04.10.2016
Статья просмотрена: 1998 раз
Библиографическое описание:
Бикмуллина, О. В. Значение игры в формировании нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста / О. В. Бикмуллина, Ю. В. Маркелова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11140/ (дата обращения: 15.11.2024).
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
В. А. Сухомлинский
Люди всегда стремились и стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого и особенно дошкольников.
Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости уж с самого детства.
Мир детства — это удивительный неиссякаемый источник блестящих идей и оригинальных решений, мир нестандартного мышления, мир воображения, творчества. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. [1, с.10]
Осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоение соответствующих различным ситуациям моделей поведения происходит через игру. ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего». В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в социуме, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила поведения лучше всего в игровой деятельности. Ребенок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм, правил поведения, гендерно-ролевая социализация.
Девочки и мальчики играют в разные игры, в соответствии с разным природным предназначением женщины и мужчины. Женщина — хранительница очага, женская половина детского общества готовится реализовать свое материнское начало. Во все времена излюбленной игрой девочек была игра «Дочки-матери». Ведь именно эта тема им наиболее близка и понятна. Семья — это то, что наблюдают девочки с раннего детства, с того самого момента, когда начинают себя осознавать. Именно по этой теме у них накоплен богатый личный опыт.
Часто девочки пытаются вовлечь в свою сугубо «женскую» игру мальчиков, подсознательно понимая необходимость наличия в «доме» мужского плеча и мужской руки. Иногда им это удается. Дети старшей группы на прогулке играют в «семью». Катя, «жена», посылает «мужа» Диму в магазин и просит купить хлеба и мяса. На что «глава семьи» отвечает: «Лучше я куплю пива». Что же «игра детей — зеркало общества», как справедливо заметил Юлиус Фучик. [6,с.16]
К старшему возрасту дети объединяют тему «Семья» с другими: «Магазин», «Школа», «Поликлиника», «Кафе».
Интересно, что дети даже старшего дошкольного возраста слабо осваивают игру на уровне воображения и, как показывают наблюдения, выбирая игру, идут от атрибутов.
Девочки с удовольствием играют с куклами Барби, Винкс, игнорируя отечественных Алин, Катюш, Инн. Это происходит, скорее всего, потому, что к Барби прилагается целый арсенал атрибутов — от мебели до косметики, что позволяет развернуть игру, максимально приблизив ее к жизни.
Совсем мало мальчики играют в романтические игры, игры-путешествия, игры-профессии («Моряки», «Летчики» и др.). Если в группах есть атрибуты к таким играм (гюйсы, бескозырки, фуражки), то дети играют. Но сюжеты этих игр крайне бедны и малосодержательны. Сегодня романтические профессии не престижны, отошли на второй план полярники, покорители космоса, разведчики и летчики. Не секрет, что опыт и знания для своих игр дети черпают из телевизора. По тем ролям, которые они на себя принимают, понятно, какие передачи они смотрят. Девочкам по нраву зарубежные мультсериалы, которые они потом с упоением разыгрывают. А классическая мальчишечья игра в «войну» трансформируется: на тропу войны выходят черепашки-ниндзя, человек-паук и прочие, прочие. Все больше в жизнь ребенка входят компьютерные игры, тематика и содержание которых слишком агрессивны и жестоки. [1, с.12]
Работая с детьми, мы стараемся заинтересовать их новой темой игры, тем самым повлиять на развитие детского воображения, помочь расширить рамки детской игры, овладеть игровыми умениями.
Для обогащения игрового опыта детей мы знакомим их с интересными литературными произведениями, организуем просмотр мультфильмов. Вносим новые атрибуты, которые являются мощным стимулом для развертывания игры, или проводим беседы «Где ты отдыхал летом?», «Где ты был в выходной день?» с подробным разбором, кто там работает, в чем заключается их работа и т. п. Интересно проведенная образовательная деятельность также дает толчок новой игре.
Также, приглашаем работников ГИБДД для бесед. Один только вид госавтоинспектора впечатляет шестилеток. А если он еще толково, со знанием дела, эмоционально, с иллюстрациями и зарисовками на доске может рассказать о своей профессии, то становится понятным, почему после таких встреч наблюдается всплеск сюжетно-ролевых игр на тему «Уличное движение».
Сегодня воспитатель должен еще заменить детям старших товарищей, которые в идеальных условиях разновозрастной группы передают младшим игровой опыт. Он должен научить распределять роли в предстоящей игре, принимать на себя роль, действовать внутри роли, знать, наконец, произведения детской субкультуры, подходящие к каждому конкретному случаю. И делать все это воспитатель должен на полном серьезе, не понарошку. Это требует от него определенных навыков, актерского мастерства, если хотите.
К сожалению, многие родители, при всей своей «продвинутости», недооценивают роль игры. Часто, устраивая в детский сад ребенка даже двух-трех лет, они интересуются не только программами, но и дополнительными образовательными услугами. Вот и приходится воспитателю объяснять таким родителям, как важна игра в дошкольном возрасте, что именно игра готовит дошколят к учебе в школе, насколько необходимо играть с детьми дома, создавать условия для игр дома.
С этой целью мы создали в группе «Семейную академию». Наша «академия» пропагандирует педагогические знания об игре, а именно:
– Информируем родителей о важности и значении игры для ребенка в дошкольном возрасте.
– Предлагаем родителям посетить со своими детьми музеи, театры, совершить экскурсии для обогащения детских впечатлений.
– Показываем родителям (одному, двум одновременно) приемы формирования игровых умений у детей в ходе самой игры.
Интерес родителей к занятиям в «академии» возрастает. Этому во многом способствует проведение семинара — практикума «Давайте поиграем!», Ток-шоу «Игры нашего детства», круглый стол «Калейдоскоп игр».
При этом мы учитываем, что в современном дошкольном образовании повышен интерес к развивающим играм. Правильно подобранные развивающие игры, например, экологические, способны формировать и развивать у детей этические качества личности, как доброта, чуткость, восприятие прекрасного, забота о слабом и многое другое. [6, с.17]
Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует у ребенка развитию экологической этики.
Такие игры, как «Где живая и неживая природа?», «Соседи по планете» (живая природа), «Кто с кем дружит», «Кто кого боится», «Кому, где нравится», «Кто, где живет», «Почему мы такие разные», «Как можно и как нельзя» (правила поведения в природе), «Мы все нужны друг другу» развивают в детях сочувствие, сопереживание, отзывчивость к природе, к другим детям, к взрослым.
Учитывая, что игры-драматизации, являются не только важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, но и способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения, мы используем их в своей работе. В тесной связи с развитием творческих способностей у детей развиваются и остальные психические процессы: восприятие, мышление, внимание, память и др.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции — сложный педагогический процесс. Воспитать — значит внедрить в человека известные душевные качества, правильное, гармоническое развитие чувств.
Нравственное воспитание опирается, прежде всего, на общечеловеческие ценности, которые сложились у людей за многие сотни лет существования человеческого общества и являлись едиными и общими для всех людей.
При этом игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно — ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста. Важным аспектом нашей деятельности является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации.
С.И Ожегов трактует драматизацию как умение переделать какое-либо произведение, придавая ему форму драмы рода литературных произведений, написанных в диалогической формы и предназначенной для исполнения актерами на сцене [5, с.234].
А. М. Леонтьев определяет игру-драматизацию как «предэстетическую деятельность», одну из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей. Игра — драматизация — художественная деятельность дошкольника, отвечающая их потребностям в чем-то необычном, желании перевоплотиться и почувствовать себя кем-то другим [4, с.162].
Е. Смирнова обращает внимание на то, что замысел в играх-драматизациях приобретает особый характер, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету, взятому из книги. План игры и последовательность действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание событиям из жизни: требуется хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст — произведения. Игры-драматизации помогают дошкольникам глубже почувствовать ее художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений [7, с.71].
К театральным играм важно подводить детей постепенно. Последовательность работы, по мнению Н. С. Карпинской [2, с.18] может быть следующей:
1) знакомство с текстом;
2) игра-беседа с персонажами;
3) повторное чтение-разыгрывание текста;
4) беседа по картине или серии картин и драматизация фрагментов текста;
5) самостоятельное чтение текста;
6) подготовка к театральной игре по усвоенному сюжету;
7) игра-спектакль по сказке.
Во избежание эмоционального перенасыщения, подбираются разнообразные игры-драматизации. В одни из них играет с ребенком учитель-логопед, в другие воспитатели, в третьи — родители.
Для игр-драматизаций мы используем такие сказки как «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка». В этих сказках очень ярко раскрыты образы героев. С помощью настольного театра, масок или с использованием кукол дети разыгрывают какие-либо сценки из сказки тем самым учатся положительному взаимоотношению.
Помогают нам так же этические игры, направленные на достижение позитивного эмоционального состояния детей, на поиск и решение нравственной проблемы в жизни ребенка. Эти игры способны помочь ему в преодолении трудностей, создания благоприятных условий для развития нравственной культуры взаимодействия детей, формирования нравственных основ поведения. Педагогическое значение игры заключается в том, что она предполагает целенаправленное влияние педагога на определенные потребности воспитанников; рассчитана на возникновение ответной реакции, переходящей в действие.
Мы учим детей делать правильный нравственный выбор. В достижении этих целей нам помогают и другие различные игры, игровые ситуации и задания, такие как:
«Никогда не унывай». Цель: Научить детей по выражению лица определять настроение человека, формировать умение выражать сочувствие тому, кто в нем нуждается, а также улучшать настроение.
– «Помоги улучшить настроение». Правила игры: Придумывать разные способы улучшения настроения.
– «Как поступить» Цель: Учить детей быть внимательными, заботливыми по отношению друг к другу, по-разному выражать добрые чувства.
– «Доброе слово в доме». Указания: Дети садятся полукругом, и каждый по очереди говорит, какими ласковыми его называют родители. Цель: Выяснить отношения в семье.
– «Скажи доброе слово» или «Волшебный стул» Указания: Дети садятся полукругом и каждый по очереди говорит ребенку, сидящему напротив, любое доброе слово или комплимент. Цель: Выявить отношение детей в группе, их нравственную сформированность и искренность.
Такие игры предоставляют ребенку возможность совершать реальные или воображаемые нравственно-ценные действия и поступки.
Таким образом, трудно переоценить значение игры в развитии ребенка, в том числе в формировании его сознания и культуры. Играя, малыш познает многоликий мир, учится общаться, взаимодействовать с предметами, усваивает сложную систему отношений с окружающим миром. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.
Литература:
- Андриенко Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников. Дошкольная педагогика № 1. 2007. — С. 10–12.
- Карпинская Н. С. Игра — драматизация детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. 1999. № 12. С. 17–22.
- Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 4-е. 2008.- 251 с.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1983. — С.303–323
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., — М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. — 944 с.
- Синюкова Г. В. Игры, развивающие представление ребенка о себе. Дошкольная педагогика. № 2. 2007. — С. 14–18
- Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений: Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. -2003.- № 9.- с. 68–74.
- Смирнова Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам: Е. Смирнова // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 8. с. 73 -76.