Использование нетрадиционной техники рисования в младшем дошкольном возрасте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 04.10.2016

Статья просмотрена: 1469 раз

Библиографическое описание:

Бородич, А. М. Использование нетрадиционной техники рисования в младшем дошкольном возрасте / А. М. Бородич. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11149/ (дата обращения: 19.12.2024).



Формирование творческой личности — одна из самых важных задач в современном мире. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы и всесторонне развивается. Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества и не ограничивать ребенка в выборе техники рисовании. Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, нетрадиционная техника рисования, акварель, гуашь, оттиск

Рисуют дети на стекле,

Рисуют дети на асфальте,

Возводят город на песке, -

Такого нет ещё на карте.

В руках мелки, карандаши…

Детишки — маленькие маги.

Но столько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге!

Здесь солнце, небо голубое,

Здесь мы средь сказочных героев.

Мы те, кто защитить должны

Их мир от горя и войны.

Рисуют дети на стекле

И на асфальте… Пусть рисуют!

И радость детства на Земле

Пусть навсегда восторжествует!

Татьяна Щербачёва

РИСУЮТ ДЕТИ

Изобразительная деятельность в младшем дошкольном возрасте приобретает художественно творческий характер постепенно, в результате овладения способами изображения. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, перед системой образования стоит основная цель воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, а также активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Она способствует формированию эмоционального восприятия искусства, эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величина, цвета, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.

Изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов деятельности, ребенок получает возможность отразить свои впечатления об окружающем мире, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой — искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т. С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т. п.)» [1, 54].

В дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют нетрадиционные техники рисования (НТР). Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. На сегодняшний день по используемым в изобразительной деятельности материалам выделяется более 20 видов техник нетрадиционного рисования с детьми дошкольного возраста. Но не все они подходят для младшего дошкольного возраста. Сначала воспитатель помогает овладеть детям самыми простыми и легкими способами изобразительной деятельности, затем постепенно техники рисования детей усложняется.

На каждой возрастной ступени изобразительная деятельность становится все более самостоятельной, свободной, творческой. Вот почему каждому воспитателю необходимо знать данные особенности и учитывать их в работе с детьми.

Этапы изобразительного творчества дошкольников:

I этап — накопление первоначальных представлений

Приобретая социальный опыт, ребёнок выделяет наиболее значимое для себя и изображает его. Нужно научить детей выбирать при рисовании тему, содержание, сюжет, объекты, которые определяют смысловой центр будущей композиции.

Педагог может организовать экскурсию, занятия, творческие игры; использовать методы ознакомления: наблюдение, обследование, беседа, рассказ.

II этап — период возникновения замысла

При уточнении будущего сюжета необходимо исходить из избранного ребёнком замысла и если есть необходимость в доброжелательной форме помочь ему определить главного участника действия, место действия, детали, сюжетную линию.

III этап — период реализации замысла

Проводится отбор и использование художественных средств. Задача педагога –помочь ребенку найти те средства, которые в наибольшей степени соответствуют его возможностям и замыслу.

IV этап — окончательная оценка полученного результата и его обработка, если в этом есть необходимость

Достоинства детского рисунка: эмоциональность, искренность, непосредственность выражения своих мыслей и чувств (как и у взрослых художников); содержательность, смелость, гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка, выразительность.

Виды нетрадиционных техник рисования вмладшем дошкольном возрасте:

1) «Тычок жесткой полусухой кистью»

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2) «Рисование пальчиками»

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3) «Рисование ладошкой»

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

4) «Оттиск пробкой»

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и пробка.

5) «Оттиск печатками из картофеля»

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

6) «Оттиск поролоном»

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

7) «Оттиск пенопластом»

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

8) «Оттиск печатками из ластика»

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

9) «Оттиск смятой бумагой»

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

10) «Восковые мелки + акварель»

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

11) «Свеча + акварель»

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

12) «Отпечатки листьев»

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

13) «Акварельные мелки»

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

14) «Рисование ватными палочками»

Материалы: плотная бумага, ватные палочки, акварельные краски или гуашь, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает ватную палочку и ей рисует по плотной бумаге.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20160902_094530.jpg

Каждая из этих техник — это маленькая игра, где дети чувствуют себя раскованнее, увереннее, где даётся детям возможность выражения собственных фантазий и самовыражению в целом. При проведении непосредственно изобразительной деятельности с детьми Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Разнообразие техник способствует выразительности образов в детских рисунках. Овладение техникой изображения доставляет малышам радость, если строить деятельность с учётом специфики возраста детей.Нетрадиционные способы изобразительной деятельности — это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать выражать свои мысли в продуктах деятельности.При организации занятия по нетрадиционному рисованию важно помнить, что для эффективного овладения дошкольниками умениями и навыками следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их интересы и желания. По мере роста ребенка содержание занятий расширяется, элементы усложняются, меняется форма бумаги, возникают новые средства выразительности.

Литература:

  1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. — 80 с.
  2. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — М.: Сфера, 2005. — 155 с.
  3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. — 2-е изд., испр и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 160 с.
  4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт-Петербург: КАРО, 2014. — 90
  5. Силивон В. А. Природа детского рисунка / В. А. Силивон. — Мн., 2000. С. 97–106.
  6. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): способ получения изображения, ребенок, штемпельная подушка, изобразительная деятельность, плотная бумага любого цвета, гуашь, материал, пластиковая коробочка, тонкий поролон, бумага.

Похожие статьи

Развитие воображения и творческого мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством эмоционального переживания ими художественных образов, созданных мастерами мирового изобразительного искусства

В современной системе образования появилась необходимость подведения научной базы к психологическому сопровождению развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также к использованию современных развивающих педагогических средств на зан...

Применение арт-терапии в старших группах детского сада

Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в ...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности (игры и занятия с детьми 3-4 лет из опыта работы воспитателей)

Художественно-эстетическое развитие имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетиче...

Техническое творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста

Техническое творчество также способствует развитию креативности у детей. Оно предоставляет возможность для экспериментирования, проб и ошибок, что помогает малышам находить нестандартные решения проблем. Такой подход развивает у них инновационное мыш...

Интерактивные методы в педагогике дошкольного образования

Дошкольный возраст — это время, когда у ребенка начинает вырабатываться восприимчивость к обучению различным новым для него навыкам. Именно поэтому в этот период как никогда важно уделить максимум внимания развитию различных познавательных процессов ...

Формирование счётных навыков у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Сказки — один из самых популярных жанров детской литературы. Они привлекательны для детей своей простотой и доступностью языка. Сюжет сказки ясен, но при этом загадочен. Как только начинается фраза «В некотором царстве, в некотором государстве» ..., ...

Методы изобразительного искусства для детей с особыми образовательными возможностями

С каждым годом в общеобразовательных школах увеличивается количество учащихся с особыми образовательными возможностями (ОВЗ), но, в силу своего образования не каждый педагог знает, как адаптировать традиционную школьную программу под учащегося с особ...

Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности

Статья раскрывает содержание понятия «самостоятельная работа», виды самостоятельных работ и целесообразность их использования на уроках математики. В статье говорится о том, что бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой ...

Структурно-логические таблицы как средство формирования функциональной грамотности учащихся на уроках химии

Современное общество ставит перед учителями задачу развития ученика в новых информационных условиях, поэтому миссия учителя заключается в его обновлённой роли — роли проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в ...

Необходимость развития хореографических способностей у детей в дошкольных образовательных учреждениях

Диагностика образовательных результатов воспитанников детского сада направлена на выявление качества усвоения ими учебного и воспитательного материала. В данной статье описаны задачи, функции, методы организации диагностики образовательных результато...

Похожие статьи

Развитие воображения и творческого мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством эмоционального переживания ими художественных образов, созданных мастерами мирового изобразительного искусства

В современной системе образования появилась необходимость подведения научной базы к психологическому сопровождению развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также к использованию современных развивающих педагогических средств на зан...

Применение арт-терапии в старших группах детского сада

Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в ...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности (игры и занятия с детьми 3-4 лет из опыта работы воспитателей)

Художественно-эстетическое развитие имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетиче...

Техническое творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста

Техническое творчество также способствует развитию креативности у детей. Оно предоставляет возможность для экспериментирования, проб и ошибок, что помогает малышам находить нестандартные решения проблем. Такой подход развивает у них инновационное мыш...

Интерактивные методы в педагогике дошкольного образования

Дошкольный возраст — это время, когда у ребенка начинает вырабатываться восприимчивость к обучению различным новым для него навыкам. Именно поэтому в этот период как никогда важно уделить максимум внимания развитию различных познавательных процессов ...

Формирование счётных навыков у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Сказки — один из самых популярных жанров детской литературы. Они привлекательны для детей своей простотой и доступностью языка. Сюжет сказки ясен, но при этом загадочен. Как только начинается фраза «В некотором царстве, в некотором государстве» ..., ...

Методы изобразительного искусства для детей с особыми образовательными возможностями

С каждым годом в общеобразовательных школах увеличивается количество учащихся с особыми образовательными возможностями (ОВЗ), но, в силу своего образования не каждый педагог знает, как адаптировать традиционную школьную программу под учащегося с особ...

Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности

Статья раскрывает содержание понятия «самостоятельная работа», виды самостоятельных работ и целесообразность их использования на уроках математики. В статье говорится о том, что бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой ...

Структурно-логические таблицы как средство формирования функциональной грамотности учащихся на уроках химии

Современное общество ставит перед учителями задачу развития ученика в новых информационных условиях, поэтому миссия учителя заключается в его обновлённой роли — роли проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в ...

Необходимость развития хореографических способностей у детей в дошкольных образовательных учреждениях

Диагностика образовательных результатов воспитанников детского сада направлена на выявление качества усвоения ими учебного и воспитательного материала. В данной статье описаны задачи, функции, методы организации диагностики образовательных результато...