Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность (из опыта работы автора) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 04.10.2016

Статья просмотрена: 282 раза

Библиографическое описание:

Бедрик, Е. В. Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность (из опыта работы автора) / Е. В. Бедрик. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11162/ (дата обращения: 15.11.2024).



Семья — это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро

В. А. Сухомлинский

C:\Users\Компик\Pictures\DSCN0728.JPG

Рис. 1.

Одним из важнейших инновационных резервов ДОУ является совершенствование его деятельности в качестве социально-педагогической системы, направленной на гармонизацию отношений в системе дошкольного учреждения и семьи.

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьями на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними невозможно без учета интересов и запросов семьи. Укрепление и развитие тесной связи взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной гармонической личности.

Каждый педагог ищет свой собственный путь сотрудничества с родителями. Для меня этот это путь стал самым коротким и эффективным через проектную деятельность. Мотивомвнедрения этой формы работы послужили социальная значимость нравственно- патриотического развития личности ребенка, начиная с младшего возраста, когда его восприятие открыто к формированию духовно-нравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в условиях внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.

Проект получил название «Традиции — родом из семьи», где родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками проектной деятельности, а не сторонними наблюдателями.

В результате работы и диагностики было выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье, многие не знают кем работают их родители, бабушки с дедушками, мало кто из детей знает семейные традиции. Как изменить такое положение? Возник вопрос: как мы с детьми можем решить выявленную проблему?

Рис. 2.

Ведь мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

На мой взгляд, решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух полноправных сторон. Именно поэтому, сегодня необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи. Дети должны научиться, не только брать, но и отдавать: заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу, членам своей семьи.

Таким образом целью проекта стало:

Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи:

  1. Формировать у детей интерес к своей семье.
  2. Закреплять знание имен, отчеств, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
  3. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким людям.
  4. Развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.
  5. Укреплять семейные традиции.
  6. Воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи.
  7. Воспитывать культуру поведения в семье, отношениях между разными поколениями.
  8. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

Таблицы 1

Реализация задач проекта проходила втри этапа

Этапы

Содержание

1 этап Организационно-диагностический.

  1. Диагностика по выявлению знаний у детей о своей семье.
  2. Анкетирование родителей на тему «Семейные традиции».
  3. Изучение особенностей семейного взаимодействия. Создание развивающей предметно-пространственной среды: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».
  4. Подбор материала для продуктивной деятельности. Составление перспективного тематического плана, разработка содержания конспектов НОД.
  5. Проведение родительского собрания.
  6. Подготовка материалов для проведения основного этапа программы.

2 этап.

Формирующий

  1. Организация бесед с родителями.
  2. Оформление информационных стендов по проблемам воспитания детей в семье.
  3. Проведение НОД из цикла «Я и моя семья».
  4. Сюжетно — ролевые, строительные, театрализованные, дидактические игры, развлечения по данной теме.
  5. Изготовление наглядно-дидактических пособий, альбомов, составление картотек стихов, игр, пословиц и поговорок о семье.
  6. Оформление газет, папок передвижек, информационных уголков по теме.
  7. Беседы родителей с детьми из цикла «Встречи с интересными людьми».

3 этап.

Обобщающий.

  1. Обобщение результатов работы.
  2. Педагогическое обследование детей.
  3. Оценка результатов реализации проекта, подведение итогов.

В своей работе я столкнулась с тем, что современных родителей, выросших в век информационных технологий, простыми разговорами не увлечь. Поэтому я постаралась сделать каждую встречу живой, яркой, эмоциональной, насыщенной и обязательно с практической деятельностью. В заключении каждый получает или мини — книжку, или буклет. или календарь по теме встречи. Так, например, организуя работу проекта «Традиции — родом из семьи» — я представила информацию об этой замечательной традиция собираться всем за одним столом, о том что такая традиция дает чувство семейной сплоченности. Вместе с родителями обсудили меню, провели мастер — класс «Сервировка стола для семейного обеда», и составили мини — книжку с рецептами полезных и вкусных национальных блюд, которую тут — же распечатали и подарили присутствующим.

Традиционное оформление событий семейного значения, праздников играет очень важную роль во всестороннем развитии личности ребёнка, в обеспечении эффективности воспитания.

На встречах по проекту «Традиции — родом из семьи» я презентовала родителям «Энциклопедию имен».

Рассказали, что дети с интересом узнают значение своего имени. Приятно отметить, что не только дети, но и родители заинтересовались историей возникновения народной традиции — Именины.

C:\Users\Компик\Pictures\DSCN0894.JPG

Рис. 3.

После праздника «Именины. Древняя семейная традиция», все получили отрывной календарь с детскими рисунками членов семьи и рассказами о семейных традициях в именах членов семьи.

Так же при поддержке и инициативе родителей мы организовали и провели акцию «Герб семьи», где дети совместно с родителями составляли герб семьи, придумывали девиз семьи в соответствии с особенностями своей семьи.

Конечно, работая над темой формирования семейных традиций мне бы хотелось упомянуть о традициях нашего детского сада «Теремок».

В детском саду сложились традиции, которым уже несколько лет, но они по — прежнему актуальны и интересны. Так, в детском саду ежегодно проходит конкурс для мам «Умелые руки», конкурс поделок «Рождественская сказка», праздничный концерт ко дню «8 марта», куда приходят и мамы, бабушки, сестры и весь прекрасный пол семьи. Так же ежегодно ко дню семьи проводится «Семейный бал», где родители и дети могут пообщаться, поиграть и повеселиться в неформальной обстановке. Празднование Дня Победы ежегодно проходит в «Музыкальном зале» с приглашением ветеранов, членов семей старшего поколения где все вместе мы говорим о силе и мужестве солдат, защищавших нашу страну, поем песни военных лет.

Практика работы показала, что эта форма наиболее интересна родителям, потому что она позволяет без назиданий познакомиться с интересующей темой, погрузить родителей в среду педагогического общения, создать единое образовательное сообщество.

В заключении отмечу, что формируя семейные традиции, мы не должны забывать о чувстве меры: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющая детям «никакой свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, — передают ребёнку ощущение незащищенности. Некоторым события в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, детский сад, родитель, традиция, проектная деятельность, этап.

Похожие статьи

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы)

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Формирование коммуникативных навыков дошкольников через обучение рассказыванию из личного опыта

Воспитание творческой личности младшего школьника через коллективно-творческую деятельность

Значение эмоционального мироощущения ребёнка (из опыта работы)

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Похожие статьи

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы)

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Формирование коммуникативных навыков дошкольников через обучение рассказыванию из личного опыта

Воспитание творческой личности младшего школьника через коллективно-творческую деятельность

Значение эмоционального мироощущения ребёнка (из опыта работы)

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)