Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность (из опыта работы автора)
Автор: Бедрик Елена Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)
Дата публикации: 04.10.2016
Статья просмотрена: 282 раза
Библиографическое описание:
Бедрик, Е. В. Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность (из опыта работы автора) / Е. В. Бедрик. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11162/ (дата обращения: 15.11.2024).
Семья — это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро
В. А. Сухомлинский
Рис. 1.
Одним из важнейших инновационных резервов ДОУ является совершенствование его деятельности в качестве социально-педагогической системы, направленной на гармонизацию отношений в системе дошкольного учреждения и семьи.
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьями на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними невозможно без учета интересов и запросов семьи. Укрепление и развитие тесной связи взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной гармонической личности.
Каждый педагог ищет свой собственный путь сотрудничества с родителями. Для меня этот это путь стал самым коротким и эффективным через проектную деятельность. Мотивомвнедрения этой формы работы послужили социальная значимость нравственно- патриотического развития личности ребенка, начиная с младшего возраста, когда его восприятие открыто к формированию духовно-нравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в условиях внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.
Проект получил название «Традиции — родом из семьи», где родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками проектной деятельности, а не сторонними наблюдателями.
В результате работы и диагностики было выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье, многие не знают кем работают их родители, бабушки с дедушками, мало кто из детей знает семейные традиции. Как изменить такое положение? Возник вопрос: как мы с детьми можем решить выявленную проблему?
Рис. 2.
Ведь мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
На мой взгляд, решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух полноправных сторон. Именно поэтому, сегодня необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи. Дети должны научиться, не только брать, но и отдавать: заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу, членам своей семьи.
Таким образом целью проекта стало:
Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи:
- Формировать у детей интерес к своей семье.
- Закреплять знание имен, отчеств, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
- Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким людям.
- Развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.
- Укреплять семейные традиции.
- Воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи.
- Воспитывать культуру поведения в семье, отношениях между разными поколениями.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Таблицы 1
Реализация задач проекта проходила втри этапа
Этапы |
Содержание |
1 этап Организационно-диагностический. |
|
2 этап. Формирующий |
|
3 этап. Обобщающий. |
|
В своей работе я столкнулась с тем, что современных родителей, выросших в век информационных технологий, простыми разговорами не увлечь. Поэтому я постаралась сделать каждую встречу живой, яркой, эмоциональной, насыщенной и обязательно с практической деятельностью. В заключении каждый получает или мини — книжку, или буклет. или календарь по теме встречи. Так, например, организуя работу проекта «Традиции — родом из семьи» — я представила информацию об этой замечательной традиция собираться всем за одним столом, о том что такая традиция дает чувство семейной сплоченности. Вместе с родителями обсудили меню, провели мастер — класс «Сервировка стола для семейного обеда», и составили мини — книжку с рецептами полезных и вкусных национальных блюд, которую тут — же распечатали и подарили присутствующим.
Традиционное оформление событий семейного значения, праздников играет очень важную роль во всестороннем развитии личности ребёнка, в обеспечении эффективности воспитания.
На встречах по проекту «Традиции — родом из семьи» я презентовала родителям «Энциклопедию имен».
Рассказали, что дети с интересом узнают значение своего имени. Приятно отметить, что не только дети, но и родители заинтересовались историей возникновения народной традиции — Именины.
Рис. 3.
После праздника «Именины. Древняя семейная традиция», все получили отрывной календарь с детскими рисунками членов семьи и рассказами о семейных традициях в именах членов семьи.
Так же при поддержке и инициативе родителей мы организовали и провели акцию «Герб семьи», где дети совместно с родителями составляли герб семьи, придумывали девиз семьи в соответствии с особенностями своей семьи.
Конечно, работая над темой формирования семейных традиций мне бы хотелось упомянуть о традициях нашего детского сада «Теремок».
В детском саду сложились традиции, которым уже несколько лет, но они по — прежнему актуальны и интересны. Так, в детском саду ежегодно проходит конкурс для мам «Умелые руки», конкурс поделок «Рождественская сказка», праздничный концерт ко дню «8 марта», куда приходят и мамы, бабушки, сестры и весь прекрасный пол семьи. Так же ежегодно ко дню семьи проводится «Семейный бал», где родители и дети могут пообщаться, поиграть и повеселиться в неформальной обстановке. Празднование Дня Победы ежегодно проходит в «Музыкальном зале» с приглашением ветеранов, членов семей старшего поколения где все вместе мы говорим о силе и мужестве солдат, защищавших нашу страну, поем песни военных лет.
Практика работы показала, что эта форма наиболее интересна родителям, потому что она позволяет без назиданий познакомиться с интересующей темой, погрузить родителей в среду педагогического общения, создать единое образовательное сообщество.
В заключении отмечу, что формируя семейные традиции, мы не должны забывать о чувстве меры: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющая детям «никакой свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, — передают ребёнку ощущение незащищенности. Некоторым события в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии.