Весомое средство воспитания школьников
Автор: Акаткина Елена Михайловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)
Дата публикации: 14.10.2016
Статья просмотрена: 38 раз
Библиографическое описание:
Акаткина, Е. М. Весомое средство воспитания школьников / Е. М. Акаткина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 163-164. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11185/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ч. Дарвин в свое время писал: «Если бы мне пришлось вновь прожить жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать музыку хотя бы раз в неделю, то, может быть, путем такого упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей мозга, которые теперь атрофировались». Чтобы правильно строить процесс обучения, учителя всегда должны помнить, что человеческое мышление изначально двустороннее: логическая и эмоционально образная стороны существуют как равноправные части. По мнению психологов, для того, чтобы воспитать всесторонне развитую личность, чем, кстати, мы занимаемся, т. е. чтобы системность работы двух полушарий человеческого мозга была обеспечена, нужен баланс между знаково-цифровой и образной информацией.
В настоящее время, когда рост знаковой информации идет семимильными шагами, баланс может нарушиться. В результате угнетенности эмоционально-образной сферы и происходят перекосы в нашем обществе. А это опасно, т. к. наши чувства определяют «первые движения души», желания формируют действия, логика уже потом пытается оправдать теоретически наши поступки. Таким образом, чтобы не сокрушаться о невосполнимом, тем более, что математика — один из самых серьезных предметов, разговор сегодня пойдет в направлении лучшего развития образно-эмоционального мышления и у учителей.
Известно, чем эмоциональнее преподносится материал на уроке, чем больше «развлекалок» — задачи и правила в стихах (лучше запоминаются), инсценировки, музыкальный фон, тем лучше воспринимается учебный материал. Понятно, что можно «переборщить», поэтому внеклассная работа по математике располагает большими возможностями в этом плане. Она углубляет знания обучающихся, способствует развитию их дарований, расширяет их кругозор.
Формы проведения внеклассных мероприятий должны удовлетворять ряду требований:
‒ они должны быть разнообразными,
‒ выбираться с учетом возрастных особенностей обучающихся,
‒ должны быть рассчитаны на различные категории школьников- на интересующихся математикой и одаренных, и не интересующихся предметом,
‒ они должны отличаться от форм проведения уроков и других обязательных мероприятий,
‒ обязателен элемент соревнования друг с другом.
Я немного расскажу о математических месячниках, проводимых в нашей гимназии.
В подготовке к этому мероприятию участвуют все учителя математики. Примерно за неделю в каждой параллели создаются инициативные группы из учеников, проявляющих повышенный интерес к предмету под руководством учителей, работающих в этих классах. Задача каждой группы — подготовить и провести внеклассное мероприятие с одноклассниками или младшими школьниками, выпустить стенгазету, выступить с докладом по какой-либо интересной математической теме, помочь учителю в проведении олимпиады или конкурса. Как правило, месячник имеет свое название «Число правит миром», «Математика — большая выдумка без обмана» и т. д. В первые дни на школьных стенах вывешиваются стенные газеты, где уже само название очень привлекает внимание обучающихся, и, тем более, предлагаемая информация.
В течение следующей недели в классах проводятся математические бои, КВН, конкурсы, читаются доклады. Обучающиеся 11 классов готовят посвящение для 8-х и 10-х классов, которые поступили в классы физико-математического направления. Это очень зрелищное мероприятие. Старшеклассники готовят столько испытаний для начинающих, где требуется не только эрудиция и интеллект, но и физическая подготовка. Заканчивается посвящение весело — поступившие читают клятву о том, как надо выживать и жить в физико-математических классах; старшеклассники им ставят печати и предлагают чаепитие.
Для привлечения обучающихся начальной школы школьники 7–9 классов под руководством учителя дают представление на математическую тему для малышей. Это могут быть сказки собственного сочинения, например, «От того я горько плачу, не могу решить задачу».
Месячник заканчивается общешкольным математическим вечером. Это один из многочисленных видов эпизодической деятельности по математике. Опыт проведения показывает, что вечера помогают заинтересовать, а затем и развить этот интерес к науке. Чтобы вечер имел успех, в содержание и форму его проведения нужно внести элемент занимательности и таинственности. Надо правильно выбрать тему, т. к. поколение сейчас мало читающее, то часто за основу берутся произведения детской классической литературы: «Алиса в стране чудес», «Приключение Гулливера». Иногда вечер принимает формат детектива «Похищение визитной карточки математики», где главными действующими лицами являются Д.Ватсон и Ш. Холмс. Основным элементом в проведении вечера является элемент соревнования друг с другом.
Заключительный этап — выставка «Не интегралом единым жив человек», где школьники показывают свои поделки, имеющие и не имеющие отношение к предмету (оригами, многогранники, вышивки, плетение и т. д.)
Подготовка большая: написать сценарий, раздать задания, украсить зал, подвести итоги, наградить активных, подобрать музыкальное сопровождение, найти спонсоров для призов. Это очень большая, интересная и творческая работа. А когда видишь, как горят детские глаза, какую они испытывают радость и удовлетворение от деятельности, позволяющей им открыть себя, свои способности, возможности, то и понимаешь, что пришел на эту работу не зря, т. к. учишь обучающихся не только математике, а чему-то очень значительному и важному для жизни.
Традиционная форма внеурочных занятий в свете ФГОС приобретает новое звучание. МБОУ гимназия им. академика Н. Г. Басова в рамках проекта «Лидер» работает и в формате сетевого взаимодействия с малокомплектными школами, и математический месячник, конечно же, расширяет возможности взаимодействия «учитель — ученик», «ученик — ученик», «ученик — учитель».