Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагога профессионального обучения
Автор: Аскаров Ихтиёржон Бахтиёрович
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)
Дата публикации: 18.10.2016
Статья просмотрена: 1578 раз
Библиографическое описание:
Аскаров, И. Б. Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагога профессионального обучения / И. Б. Аскаров. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11188/ (дата обращения: 15.11.2024).
Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагогапрофессионального обучения
Аскаров Ихтиёржон Бахтиёрович,
В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения вопросов, связанных с подготовкой учителей к исследовательской деятельности в процессе профессионального образования. Однако процесс совершенствования профессионального мастерства и компетентности педагогов как условие повышения качества образования значительно отстает от постоянно усложняющихся требований информационного общества.
Ключевые слова: подготовка, исследовательская деятельность, процесс, педагог профессионального образования, принцип, умения
Для педагога профессионального обучения все большее значение приобретают такие качества личности, как готовность к постоянному самообразованию, креативность, способность, осуществлять поисковую деятельность, получать новые знания, видетьперспективы и планировать стратегии развития производства, образования и науки. Особую роль в процессе подготовки педагога профессионального обучения, имеет научно-исследовательская деятельность, обеспечивающая подготовку высокопрофессиональной творческой личности способной к эффективной научно-исследовательской и профессиональной деятельности. B связи с этим актуальными становятся проблемы исследования научно-исследовательской деятельности педагогов профессионального обучения, разработки средств, механизмов, технологий формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности, что вызывает необходимость научного переосмысления сути профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов.
Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выпускник должен быть:
‒ готовым к выполнению служебных обязанностей по виду профессиональной деятельности;
‒ уметь решать типовые служебные задачи (в стандартных ситуациях с применением известных алгоритмов, способов, методов);
‒ уметь решать нетиповые задачи по специальности.
Студенты технических специальностей, изучая общетехнические дисциплины, закладывают основу для глубокого изучения всех последующих специальных дисциплин, что способствует формированию современного инженерного мышления, одним из составляющих которого являются исследовательские умения студентов.
Задача формирования исследовательских умений у студентов технических специальностей при обучении циклу общетехнических дисциплин исследована недостаточно.
Результаты мониторинговых исследований, проводимых авторами, позволяют утверждать, что, несмотря на признаваемую всеми значимость рассматриваемого явления в педагогической науке и образовательной практике, оно не реализует своих объективных возможностей в полной мере. Сложившаяся традиционная система педагогического сопровождения исследовательской деятельности студентов в вузах в определеннойстепени устарела и требует обновления в связи с переходом на компетентностный формат образования. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть технологический аспект подготовки к исследовательской деятельности будущих учителей в условиях реализации компетентностного подхода.
Понятие «исследовательская деятельность» в философии, науковедении, психологии и педагогике имеет многоплановое смысловое наполнение. Исследовательская деятельность, как известно из гносеологии, является одним из видов познавательной деятельности человека. В отличие от стихийно-эмпирической познавательной деятельности, она осуществляется специальными средствами познания, отличается характером целеполагания и требованиями к точности понятийно-терминологического аппарата. В процессе ее осуществления изучаются не только используемые в непосредственной практике объекты, но и новые, выявленные в ходе развития самой науки, нередко задолго до их практического применения. В результате чего получаемые новые знания характеризуются надежностью, обоснованностью, объективностью, доказательностью и точностью. Говоря об исследовательской деятельности, следует подчеркнуть, что как способ получения научно обоснованных знаний она строится на основе особого вида логически систематизированного рассуждения, на который распространяются требования логической последовательности, непротиворечивости и системности.
Наличие данных подходов актуализирует проблему уточнения специфики, выявления организационно-методических условий проектирования и реализации исследовательской деятельности студентов — будущих педагогов профессионального образования в формате компетентностного подхода и разработки соответствующего методического обеспечения. В этой связи приведем некоторые позиции, выявленные авторами в процессе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы в обозначенном направлении.
1. Цели исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального образования необходимо определять в виде диагностической модели их общекультурных и профессиональных компетенций. Исходя из характеристики профессиональной деятельности бакалавров по педагогическому направлению подготовки, а также анализа ГОС, в качестве основных целей исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального образования можно выделить следующие: 1) углубление и развитие знаний и умений в области профессионального образования и дидактики профессионального образования, приобретение опыта их использования в профессиональной деятельности учителя; 2) формирование умений и приобретение опыта проведения как самостоятельных, так и коллективных научных исследований в области профессионального образования; 3) формирование умений и установок на поиск способов проектирования и путей реализации педагогических новшеств по формированию и развитию исследовательской деятельности учащихся колледжа во всех ее проявлениях в процессе профессиональной подготовки; 4) развитие ценностного отношения к исследовательской деятельности в будущей профессии, осознание ее важности в личностном и профессиональном становлении будущего будущих педагога профессионального образования. Безусловно, учитывая компетентностный формат образования, такое описание целей нуждается в конкретизации для того, чтобы трансформироваться в личные цели студента.
2. Необходимо усилить исследовательский аспект содержания учебно-познавательной деятельности студентов в процессе профильной подготовки. С одной стороны, согласно основным принципам личностно ориентированного обучения элементы содержания образования можно представить в виде разноуровневых исследовательских, проектных задач. Отметим, что при этом важно использовать как можно больше задач открытого типа, которые дают возможность продуцировать возможные решения (гипотезы), развивать различные качества мышления. В психолого-педагогической науке существует много трудов, посвященных проблеме использования задач в обучении. Особый интерес в данном контексте представляют работы, связанные с обучением специальным эвристическим приемам решения профессиональных задач.
С другой стороны, следуя логике контекстного обучения, рассматриваемого как средство реализации компетентностного подхода, усвоение содержания учебных дисциплин возможно осуществлять в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды посредством имитации социально-ролевых и пространственно-временных условий будущей профессиональной деятельности. Это способствует формированию активной субъектной позиции будущих педагогов профессионального образования, позволяющей понять ограниченность своих возможностей в каждой конкретной ситуации и необходимость выхода за рамки уже известного, обращения к новому. Содержание же образования выступает в этом случае как объект практического освоения, анализа и сознательного выбора студентом.
Кроме того, в образовательный процесс необходимо включить такие формы, методы и технологии деятельности, которые обеспечивали бы личностное участие студента в процессе проектирования его образования и стимулировали студентов на самостоятельное открытие нового знания (проблемное обучение, технология сотрудничества и др.).
3. Начиная с младших курсов, студентов необходимо привлекать к участию в разных видах научно-исследовательской работы в рамках плана научной работы различных подразделений вуза. При этом такое участие может выражаться как в выполнении технических заданий, в осуществлении опытно-экспериментальной работы научных проектов, так и в привлечении студентов к организации и проведению различных научных мероприятий. Стратегический подход к решению обозначенной задачи, на наш взгляд, требует разработки в вузе программы вовлечения студентов — будущих педагогов профессионального образования в исследовательскую деятельность, начиная с младших курсов. Системное проектирование и реализация такой программы должны характеризоваться следующими основными принципами: 1) принципом адекватности существующим условиям; 2) принципом комплексности; 3) принципом реализуемости в современных социокультурных условиях; 4) принципом управляемости; 5) принципом востребованности результатов в образовательной системе вуза.
4. Как известно, некоторые виды и способы исследовательской деятельности будущего учителя (например, планирование и проведение педагогического эксперимента) могут быть реализованы только в его практической деятельности. Для этого в вузе должна быть создана соответствующая система организации педагогической практики с обязательным присутствием этапа так называемой симуляционной практики, широко используемой в западной модели профессионально-педагогической подготовки. Основная цель реализации такого этапа практики будет заключаться в осмыслении студентами опыта будущих педагогов профессионального образования по проектированию и реализации учебного процесса, направленного на освоение различных видов учебно-познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки; знакомстве с текущим состоянием и проблемами организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки учащихся, в том числе и их исследовательской деятельности, в образовательном учреждении. Кроме того, наличие такого этапа в системе организации педагогической практики позволит студентам реализовать свои исследовательские умения в «лабораторных» условиях. Для формирования у студентов готовности к проектированию и реализации педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся необходимо, также, на наш взгляд, наличие проектировочного этапа, связанного с самостоятельной оригинальной разработкой и реализацией некоторых компонентов методического обеспечения данного вида деятельности учащихся: созданием проектно-исследовательских заданий по профессиональному образованию, требующих нестандартных решений; формированием мотивов к исследовательской деятельности у учащихся и др. Все это обуславливает необходимость создания и развития новых форм сотрудничества различных образовательных учреждений, в том числе колледжа-вуз, позволяющих успешно преодолеть несовершенство воплощения инноваций в образовательную практику. Такого рода сотрудничество (педагогический консалтинг, экспериментальные площадки, педагогическая интернатура и др.) способствует вовлечению студентов в качестве руководителей и консультантов учебных исследований в процесс формирования и развития исследовательской деятельности учащихся колледжа. Кроме того, оно позволяет устранить противоречие между достижениями в педагогической науке и их реализацией в образовательной практике.
В заключении отметим, что реализация представленных выше идей составляет основу обновления исследовательского компонента профильной подготовки будущего педагога профессионального образования в условиях реализации компетентностного подхода. Опытно-экспериментальная работа, осуществляемая нами в естественных условиях образовательного процесса ЖизПИ, с одной стороны, убедила нас в перспективности реализации представленных идей с целью формирования и развития исследовательской деятельности студентов, с другой стороны, выявила ряд трудностей и проблем, которые предстоит решать. К ним относятся: повышенные временные затраты преподавателей, собственные профессиональные стереотипы поведения и др.
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что постоянно действующий стимул совершенствования подготовки педагога профессионального обучения — адекватность выпускаемого специалиста требованиям производства. Динамичность современного этапа развития технологии диктует постоянный поиск и отбор лучших идей в системе профессионального образования. Сегодня, когда центр тяжести перенесен с позиции поддержания фиксированного технологического уровня производства на позицию постоянного его повышения, гибкость и быстрота перестраивания должны характеризовать как производство, так и образование. Необходимо, чтобы принципиально новые производственные технологии адекватно отражались в технологии обучения специалиста, а развитие содержания профессионального образования велось с учетом перспектив обновления технологии производства.
Это обстоятельство требует от педагога профессионального обучения большой профессиональной мобильности, которая обеспечивается широким профилем его специальности
Изменившиеся требования к научно-теоретической и квалификационной подготовке выпускников специальности “Профессиональное обучение”, обусловленные динамичностью экономики, условиями формирования рынка, заставляют искать новые организационные формы обучения и образовательные технологии, которые позволили бы обучаемому пройти подготовку на приемлемых для него условиях, персонифицировать учебный процесс на базе современных технологий обучения.
Литература:
- Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбнкистана. “Узбекистон”, 1997 г.
- Материалы международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения — как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны». «Узбекистан», 2012 г.
- Жураев Р. Х., Иноятов У. И., Б. Х. Дониёров, Б. Р. Бобожонов. Национальная модель образования и программа по подготовке кадров: «модель Ислама Каримова» — достижение и результат независимости Узбекистана. Ташкент-2013, Baktra Press
- Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство/Учеб.пособие для магистров всех специальностей. — Тошкент: ТГПУ, 2003.-193с.
- Лазарев В. С., Ставринова Н. Н. Подготовка будущих педагогов к исследовательской деятельности: монография / B. C. Лазарев, Н. Н. Ставринова. — Сургут: РИО СурГПУ, 20с
- Толипов У. К. Педагогические развития общетрудовых и профессиональных умений и навыков в системе высшего образования: Автореф. дис…. доктора. пед. наук –Ташкент: 2004.-51с.