Работа со словарными словами на уроках русского языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 08.11.2016

Статья просмотрена: 2362 раза

Библиографическое описание:

Емельянова, И. А. Работа со словарными словами на уроках русского языка / И. А. Емельянова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11209/ (дата обращения: 19.12.2024).



Работа со словарными словами на уроках русского языка

Емельянова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 2» г. Старого Оскола (Белгородская обл.)

Слова с непроверяемым написанием изучаются во всем курсе русского языка. Они определены учебной программой и включены в «словарь», который помещен в конце учебника «Русский язык». Наиболее типичными орфографическими ошибками в работах моих учеников являются ошибки на правописание безударных гласных в слове, поэтому орфографическая работа с данной группой слов проводится целенаправленно и систематически почти на каждом уроке.

Для себя в данной работе я поставила следующие задачи:

‒ формирование прочных орфографических навыков (в пределах программных требований);

‒ обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

‒ развитие их логического мышления;

‒ обучение ребят самостоятельно пополнять знания по русскому языку.

Моя практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов малоэффективна. Для того чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, я стараюсь использовать разные виды работ и разнообразить дополнительный и наглядный материал.

При знакомстве с новым словарным словом презентацию использую как для фронтальной работы с классом, так и групповой и индивидуальной. Для каждого словарного слова представлена иллюстрация (в данном возрасте преобладает наглядно-образное восприятие), лексическое значение и употребление данного слова в литературе — пословицы, поговорки, загадки, отрывки из стихотворений. В разделе «Задания» предлагаются для работы с изучаемым словом 6 заданий. Количество заданий и их номера на уроке я выбираю в зависимости от темпа урока, уровня усвояемости материала детьми. Так же в презентации всегда учитываю работу по проверке знаний и самоконтролю, что способствует развитию самоконтроля и адекватной самооценки обучающихся. Всю работу со словарными словами строю по принципу системности, научности и доступности, с учетом возрастных особенностей младших школьников.

В результате целенаправленной работы над словарными словами повышается качество знаний учащихся, формируются прочные орфографические навыки их написания. Такая систематическая работа вызывает у обучающихся интерес к изучению словарных слов и способствует их лучшему запоминанию и правильному употреблению в речи. Хочу отметить, что данные материалы выгодно отличаются от бумажных таблиц, плакатов, репродукций, покупных или изготовленных своими руками, которыми не каждый педагог может поделиться с коллегами, т. к. они в единственном экземпляре. А эти материалы копируются легко и мгновенно. Моя педагогическая копилка содержит многообразие разработок уроков с применением ИКТ, что становится доступным другим педагогам.

Предлагаю учащимся следующие приемы запоминания словарных слов:

1) Приём «фотографирования» слова — молча посмотреть на слово, прочитать их про себя по слогам: потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным. Представит можно по-разному: и так, как они выглядят в книжке, и совсем по-другому: написанными крупными, яркими буквами, светящимися, как на вывесках, или ярко-белыми на черном фоне, или разноцветными, как на киноафише. Затем снова открыть глаза, проверить себя, записать слово и снова проверить себя (для учащихся со зрительной памятью);

2) Проговорить слово по слогам соседу по парте или послушать, как слово проговаривает сосед (для учащихся со слуховой памятью);

3) Проговорить слово орфографически, отчётливо произнося каждый звук. Проговариваем слова трижды: сначала нормальным голосом, потом потише, потом шепотом. А затем мысленно проговариваем слово «в уме» так же отчетливо, но, не произнося ни звука (для учащихся с моторной памятью).

Запоминанию слов способствует привлечение мнемонических приемов. Мнемоника (с греческого — искусство запоминания), система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. К мнемоническим приемам можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.

Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.

В этом виде работы должны выполняться следующие требования:

‒ Ассоциативный образ должен быть связан со словом каким-то признаком: по цвету, по форме, по звучанию, по назначению, по вкусу, по действию и др.

‒ Образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является в словарном слове сомнительной.

‒ Образ должен быть простым для его исполнения, красочным и вызывать положительные эмоции.

‒ Учитель не должен навязывать свой ассоциативный образ, а может показать образец его нахождения. Ценность заключается в том, чтобы каждый ребенок сам умел найти ассоциативный образ. После обсуждения и выявления правильности выбора ассоциации можно зафиксировать этот образ в авторской книжке ученика. Это альбом, для запоминания словарных слов, в котором ученики, зарисовывают графические ассоциации.

Работа над лексическим значением слова.

Обогащению словарного запаса, а, следовательно, и речевому развитию может способствовать такая организация учебной деятельности, которая будет направлена на:

  1. Восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, анатомических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;
  2. развитие умения объяснять значение слов и особенности их употребления в речи;
  3. формирование умения пользоваться, словом в речи при построении собственного высказывания.

Каждый ребенок по-своему понимает смысл, который закреплен за словом, но дать словесное объяснение значения слова для детей затруднительно. Это ещё раз подтверждает, что словарные упражнения не должны быть направлены только к запоминанию определенного списка слов вне всякой связи с общей системой занятий по языку. У младших школьников необходимо воспитывать умение словесно формулировать смысл изучаемых слов, а значит, и словесно раскрывать содержание понятий, обозначенных в языке данными словами.

Ознакомление с лексическим значением слова осуществляю частично-поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом. Это происходит в атмосфере общения учителя и учащихся, а также детей друг с другом, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление, обобщение. В конце общения кто-либо из детей, а затем учитель дают полное лексическое значение нового слова.

Работа над словом предполагает обогащение словаря учащихся и его активизацию. При изучении любого слова учащиеся определяют связи слова по значению и сочетаемость слова с другими словами в предложении и словосочетании. Лексико-семантическая работа в начальных классах должна широко применяться, так как она способствует развитию у детей лексико-семантического взгляда на слово, обогащает речь детей, вызывает у школьников познавательный интерес к русскому языку, формирует орфографическую зоркость и помогает запомнить правописание «словарных слов».

Закрепление правописания слов.

Для закрепления правописания слов с непроверяемыми написаниями использую следующие приемы, которые разделила на две группы:

  1. Приёмы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания — написание слова (группировка слов по орфографическому признаку, установление сходства и различия в написании слова, разнообразные игры);
  2. Приемы, направленные на запоминание слов и на развитие речи учащихся, когда в центре внимания — значение слова (подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний и предложений, замена описательных оборотов отдельными словами, составление тематических групп, сочинение по опорным словам и т. д.)

Упражнения, направленные на закрепление правописания слова и введение его в активный словарь школьника провожу не только на уроках, но и на внеклассных занятиях по русскому языку.

  • Контроль.

Формой контроля сформированности умений писать являются диктанты.

Словарный диктант — незаменимая форма проверки знаний учащихся. Этот вид диктантов удобен тем, что может, относится к конкретной теме урока, может использоваться как контрольный срез знаний по этой теме, а может быть своеобразной разминкой, проведенной в начале урока для настроя учащихся на дальнейшую работу, либо в середине урока для переключения внимания — в зависимости от вида диктанта и целей урока. Могут использоваться на уроке любого типа, в любом классе.

Выделю следующие виды словарных диктантов:1) традиционный; 2) лексический; 3) синонимический; 4) орфоэпический; 5) этимологический

Эффективность системы работы над словами с непроверяемыми написаниями подтверждается результатами словарных диктантов. В начале работы количество учащихся, допускавших ошибки в словарных диктантах, было достаточно велико до 70 %. Планомерное применение названных в работе приемов дает возможность повысить эффективность обучения словарным словам на 35–40 % по сравнению с обучением таким написаниям с помощью традиционных приемов. При использовании описанных методов учащиеся осваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.

Литература:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  2. Кукушин В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов Н/Д: изд-во “Феникс”, 2003.
  3. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2004.
  4. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. — М.: Просвещение, 1990.
  5. Начальная школа. — 1988. — № 11, 1990. — № 2.
  6. Николаева Л. П., Иванова И. В. Работа со словарными словами. М.: “Экзамен”,2008
  7. Словарь русского языка. Под редакцией А. П. Евгеньевой. М.:Русский язык, 1997.
  8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
  9. Андреева Р. П. Этимологический словарь для школьников. Изд. Дом “Литера”, С.-Пб., 2005.
  10. Словарь синонимов и антонимов русского языка. С.-Пб., 2005.
  11. Волина В. Весёлая грамматика. М.: Олма
Основные термины (генерируются автоматически): слово, русский язык, ребенок, ассоциативный образ, работа, учащийся, группировка слов, лексическое значение слова, словарное слово, словарный запас.