Из опыта работы «Путешествие по русским народным сказкам»
Автор: Черкашина Ирина Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)
Дата публикации: 20.10.2016
Статья просмотрена: 372 раза
Библиографическое описание:
Черкашина, И. А. Из опыта работы «Путешествие по русским народным сказкам» / И. А. Черкашина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11211/ (дата обращения: 19.12.2024).
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
- Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.
- Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.
Материал: Игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы), индивидуальные листы с лабиринтом.
Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, столы, стульчики.
Ход занятия:
Звучит музыка.
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Любите ли вы слушать сказки? А как можно сказать о сказке, какая она?
Воспитатель. Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.
Демонстрируется слайд
Отправляемся друзья,
В чудо сказку — вы и я.
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
Воспитатель. «Жил в некотором царстве, в тридесятом государстве Иван — царевич, и была у него жена Василиса Прекрасная. Она была очень красивая, мудрая, а также хорошая рукодельница. Однажды налетел сильный ветер, поднялась пыль, налетел Змей Горыныч и унес Василису в царство Кощея Бессмертного. Погоревал Иван-царевич, да делать нечего: нужно отправляться в путь-дорогу». Трудно ему будет в дороге, разные препятствия его ждут, но должен он освободить Василису из рук Кощея.
− Хотите помочь Ивану-царевичу справиться с Кощеем Бессмертным?
− А ведь нас ждут трудности и испытания. Вам не страшно?
Воспитатель. Хорошо, собирайтесь в путь. А чтобы проверить вашу готовность отправиться в дорогу, давайте проведем небольшую разминку, которая позволит нам определить, хорошо ли вы справляетесь с различными заданиями.
«Мозговой штурм»:
− Какими словами начинается сказка?
− Какими словами она заканчивается?
− Я хочу предложить ещё одно задание.
«Зашифрованное слово».
Демонстрируется слайд.
Воспитатель. У меня есть слово, буквы которого поменялись местами (в верхнем ряду), а в нижнем ряду под каждой буквой — цифра, которая подсказывает, какой по порядку буква в этом слове. Расставьте буквы в соответствующем порядке. Если всё сделаете правильно, у вас получится слово. Получилось слово «Дружба».
Воспитатель. Мы отправляемся в дорогу. У меня убедительная просьба: быть предельно осторожными и внимательными. Не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу. Помните пословицу: «Друга в беде не бросай, любое задание дружно выполняй».
Воспитатель. «Долго ли, коротко ли мы шёл Иван — царевич и вышли на развилку двух дорог. Какую же нужно выбрать дорогу, чтобы и Василису выручить, и живым остаться?»
Воспитатель. Не печалься, Иван-царевич, определить правильную дорогу нам поможет сказочный герой, а какой — ты узнаешь, если правильно отгадаешь загадку. Ребята тебе в этом помогут.
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка)
Демонстрируется слайд.
Воспитатель. Правильно, это Зайка. Давайте у него спросим, по какой дорожке путь держать. Зайка сочувствует нам, но поможет только в случае взаимовыручки, нужно отгадать загадки зайки. Готовы? Но сначала проведём пальчиковую гимнастику «Любимые сказки» (Пальчиковая гимнастика)
Воспитатель. И так вы готовы отгадать загадки от Зайки? Будьте внимательны.
Демонстрируется слайд.
Дети дают ответы на загадки, которые загадывает Зайка.
Воспитатель. Все готовы продолжить путь? Оказывается, мы находимся в сказочном лесу, в котором нас ждут удивительные встречи и еще больше опасностей.
Демонстрируется слайд.
Воспитатель. А с кем мы сейчас встретимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной…(Лиса)
Демонстрируется слайд.
Воспитатель. Верно, это хитрая Лисичка, она в лесу живет, все знает. Спросим у нее, куда нам путь дальше держать.
Воспитатель. Лиса хитрая, просто так она нам про дорогу не расскажет. Мы должны и её загадки отгадать. Готовы?
«О какой сказке идёт речь?»
- В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли.
- Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.
- Сяду на пенёк, съем пирожок.
- Ловись, рыбка, большая и маленькая.
- Не пей из копытца, козлёночком станешь.
- Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл.
Воспитатель. Лиса знает самый короткий путь к избушке Бабы Яги, а она нам поможет найти Кощеево царство. Избушка Бабы Яги находится не далеко. А чтобы быстрее пройти к ней, вот вам «лисья» подсказка. Но сначала гимнастика для глаз. (Гимнастика для глаз)
«Лабиринт». Индивидуальная работа на листах.
Воспитатель. А теперь проверим.
Демонстрируется слайд.
Воспитатель. Пора отправляться в путь. Мы должны отправиться к избушке Бабы Яги. У нас остается самый трудный участок дороги, поэтому мы должны немного отдохнуть и сделать небольшие физические упражнения для того, чтобы у нас прибавилось сил, и мы могли справиться с Кощеем Бессмертным.
Физкультминутка
Воспитатель. Внимание! Мы подходим к избушке Бабы Яги. Соблюдайте осторожность, ведь мы не знаем, добрая Яга или злая.
Демонстрируется слайд.
Воспитатель. Оказывается Баба Яга добрая, и она нам очень рада.
Демонстрируется слайд.
Воспитатель. Баба — Яга приглашает к себе в гости и готова нам помочь. Но у Бабы Яги есть слабое место: она очень любит решать различные задачки и требует, чтобы их решали и другие. Только в таком случае она поможет. Согласны вы решать задачки Бабы Яги?
Дети решают задачки, которые задает Баба Яга.
«Дополни имя».
Воспитатель. У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а уж вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь.
Для мальчиков: Кощей — …, Мальчик — …, Братец — …, Иван — …, Змей — …
Для девочек: Елена — …, Сестрица — …, Василиса — …, Крошечка — …, Царевна-…
«Отгадай сказку». Воспитатель перечисляет персонажи сказки — дети отгадывают и называют сказку.
Царь, три сына, стрела, болото («Царевна- лягушка»).
Злая мачеха, падчерица, дочка, дед Мороз («Морозко».)
Печка, прорубь, щука («По–щучьему велению»).
Алёнушка, Баба-Яга, козлёночек («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
Воспитатель.
А сейчас вы разделитесь.
В две команды становитесь.
Будем сказки вспоминать.
Будем в сказки мы играть.
Сказку «Репка» вспоминайте,
И героям помогайте.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка».
Воспитатель:
Быстро справиться сумели,
И на стулья тихо сели.
Воспитатель: Давайте скажем спасибо Бабе-Яге и пойдем дальше.
Демонстрируется слайд.
Воспитатель:
А вот и замок Кощея — Бессмертного
Что наделал злой Кощей
Все картинки перепутал
Сказки все он наши спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.
Воспитатель. Ребята, улетел Кощей Бессмертный по делам своим, а Василису в башню заточил, а дверь в башню на сто замков закрыл. Но есть один секрет: все замки откроются, если задачу Кощея отгадаете. А эта задача — кроссворд.
Демонстрируется слайд.
Кроссворд «Кто говорит эти слова?».
«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» — Алёнушка.
«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» — Маша.
«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» — Медвежонок.
«Спасите, нас съел серый волк» — Козлята.
«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» — Волк.
«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» — Морозко.
Воспитатель: «Открылись двери башни, вышла из них Василиса. Посадил ее Царевич на коня и поскакал домой». И нам пора возвращаться.
Демонстрируется слайд.
Воспитатель. Вот мы и вернулись, ну как понравилось вам путешествие? (ответы детей) Как вы думаете, что нам помогло справиться со всеми трудностями в пути? (ответы). Верно, наша дружба и знания русских народных сказок. Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились, все задачки решили.
За руки умелые,
За ум и смекалку,
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок свой всем сейчас подарю.
Литература:
- Артемьева Л. В. Театральные игры дошкольников. М.: Просвещение 1991 год.