Использование мультимедийных технологий в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Губарева, Е. Г. Использование мультимедийных технологий в начальной школе / Е. Г. Губарева, В. Н. Хаустова, Н. Н. Мальцева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 94-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11245/ (дата обращения: 15.11.2024).



Очень давно известно: детская природа требует наглядности. Ивот на смену таблицам, схемам, рисункам на ватмане появилось новое средство познания — мультимедиа. Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решать одну из важных задач обучения — повышение уровня знаний. Информационные технологии (ИТ), специфика которых постоянно меняется, проникают в сферу интеллектуальной деятельности человека, являются новым интеллектуальным инструментарием.

Наиболее частой формой ИКТ является презентация. На уроках с применением презентации используется один из главных принципов — фасциация (принцип привлекательности), благодаря которой, учащиеся начинают активно высказывать свое мнение, рассуждать. У презентаций естьряд преимуществ:

‒ учащихся привлекает новизна уроков;

‒ появляется интерес к изучаемому материалу с желанием выполняются задания;

‒ дети учатся самостоятельно работать с дополнительными источниками знаний;

‒ появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания;

‒ при выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

Такая форма урокаимеет целый ряд преимуществ перед традиционными методами обучения, а именно:

‒ обеспечивает большим информационным объёмом;

‒ повышает работоспособность, активизирует познавательную деятельность учащегося;

‒ создает коммуникативную ситуацию, личностно значимую для каждого ученика, мотивирует трудные для обучающегося виды деятельности;

‒ создает правильную реакцию на ошибку через благоприятный психологический климат;

‒ насыщает урок продуктивными видами деятельности (сравнение, классификация, прогнозирование, конструирование);

‒ индивидуализирует темп работы, корректирует нужное количество повторений;

‒ меняет ситуацию «учитель — ученик» на «учитель — ученик — компьютер».

Использование учителем в своей работе ИКТ даёт возможность проявить творчество, индивидуальность, широкие возможности не только в построении урока, но и в организации внеклассных мероприятий, классных часов. Доказано, что одновременное включение в процесс обучения слухового, зрительного и эмоционального восприятия повышает эффективность восприятия в несколько раз, экономится время, а приобретённые знания сохраняются значительно дольше в памяти учащихся.

Разумное использование мультимедиа играет важную роль в развитии наблюдательности, речи, внимания и мышления, то есть способствует развитию интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, создавая ресурсы для здоровья.

Уроки с использованием мультимедиа помогают решить многие дидактические задачи: усвоение базовых знаний по предмету; приведение в систему полученных знаний; формирование навыков самоконтроля; формирование мотивации к учебной деятельности, либо к определённому предмету; оказание учебно-методической помощи детям в самостоятельной работе над любым учебным материалом.

Методика проведения уроков с использованием мультимедийных презентаций бывает разной и быть использованной: для объявления темы урока — в виде слайдов, где кратко изложены ключевые моменты темы урока; при изучении нового материала — как сопровождение объяснения учителя (это слайды с короткими текстами, формулами, схемами, рисунками и т. д.), то есть как информационно-обучающее пособие; при закреплении учебного материала (слайды — опоры, видеослайды с изображением, например, явлений природы); для контроля знаний, что, безусловно, повышает эффективность учебного процесса и активизирует познавательную деятельность ребят, особенно, если это тесты с выводом реакции о правильности, либо о наличии ошибки в сделанном выборе (при этом используется и тетрадь); при проверке домашнего задания (проверь себя); для организации самостоятельной работы учащихся (презентация по результатам выполнения групповых и индивидуальных проектов, презентации для сопровождения своего доклада или сообщения, создание фотоальбома как отчёта о проведённых исследованиях).

У презентаций 4 основных цели: сообщить информацию;развлечь;научить;сформировать мотивацию.

В зависимости от поставленной учителем цели можно выделить следующие типы презентаций: проведение обучения; предоставление информации; убеждение слушателей; исследование; решение проблемы; принятие решения; отчёт.

Можно выделить следующие особенности использования ИКТ: качество изображения несравнимосизображением мела на доске; в слайдах легко исправить недостатки или ошибки, дефекты; темп и объём излагаемого материала определяется на уроке по ходу (например, используя гиперссылки); уровень наглядности значительно повышен; производительность труда повышается; устанавливаются легко межпредметные и метапредметные связи на уроке; появляется возможность у учителя организации проектной деятельности учеников; изменяется само отношение детей к компьютеру: он теперь воспринимается не как средство для игры, а как универсальное средство для работы.

Учитель, использующий в своей работе мультимедийные презентации, обращает внимание на логичность построения урока, что положительно сказывается на уровне знаний его учеников, учитывая психологические особенности обучающихся класса; цели и результаты обучения; структуру познавательного процесса; выбор более эффективных элементов ИКТ, выбор цветовой гаммы оформления учебного материала и приёмов анимации, спецэффектов; утомляемость учащегося и снижение остроты зрения, (физкультминутки).

Существует и ряд требований, предъявляемых к созданию слайдов, а именно: минимальное количество слов в слайде; заголовки выделять более крупным шрифтом; текст должен быть лаконичен и краток; выделять цветом или курсивом то, что надо записать в тетрадь; изображения должны быть видны с последней парты; эффекты не должны раздражать, вызывать негатив, утомлять глаза; не перегружать слайды зрительной информацией; отводить достаточное время на просмотр (до 1–2 минут); звуковое сопровождение не должно быть резким, отвлекающим от работы.

Для обеспечения эффективности обучения необходимо учитывать фактор памяти учащихся (оперативной, кратковременной, долговременной); давать возможность успешно работать на уроке учениками с разным уровнем обученности; ориентироваться на развитие умственных способностей обучающего (развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, находить аналоги, умения выделять главное, обобщать полученные знания (сведения), воображения и фантазии); учитывать смену деятельности учащихся по её уровням: узнавание, воспроизведение, применение, избегая монотонности подготовленного материала.

Литература:

  1. Бабич И. Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». — Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». — 2003.
  2. Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева, М. В., Петров, А. Е. /Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/. — М., 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): память учащихся, презентация, развитие наблюдательности, учебный материал.