Стратегический проект «Поколение Z выбирает чистую воду» Центра дополнительного образования «Экология детства»
Авторы: Логинова Александра Александровна, Теплых Светлана Юрьевна, Шубина Оксана Константиновна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)
Дата публикации: 26.10.2016
Статья просмотрена: 198 раз
Библиографическое описание:
Логинова, А. А. Стратегический проект «Поколение Z выбирает чистую воду» Центра дополнительного образования «Экология детства» / А. А. Логинова, С. Ю. Теплых, О. К. Шубина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11255/ (дата обращения: 16.11.2024).
2017 год объявлен в России Годом экологии. Наш эколого-краеведческий проект задуман как площадка для формирования нового мышления детей и взрослых в отношении экологической ситуации в городе. Для этого мы привлекаем наших партнеров: специалистов и ученых.
Планируется охватить порядка 120 учащихся школ города и воспитанников Центра в возрасте 12–14 лет (6–8 классы) (Ленинский, Самарский, Железнодорожный, Октябрьский районы) и 12–15 педагогов школ и Центра.
Проект построен на сетевом взаимодействии.
Наши социальные партнеры:
- «Архитектурно-строительный институт» Самарского государственного технического университета, кафедра «Водоснабжении и водоотведения».
- Самарская городская общественная организация «Союз молодых ученых».
- Детский образовательно-оздоровительный цент «Волгаренок» городского округа Самара.
- ГБОУ ЦРТДЮ «Центр социализации молодежи».
2.Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина.
3.ГБОУ ДОД «Самарский областной эколого-биологический центр».
5.Агробиостанции Самарского государственного педагогического университета.
6.Центр туризма и отдыха «У-РА!».
7.Самарский театр юного зрителя «САМАРТ».
8.Центр НИИ гигиены и экологии человека Самарского государственного медицинского университета.
Социальная значимость проекта направлена на развитие деятельности детей и подростков города по естественно-научному направлению, помощь учащимся в выборе их будущей профессии.
Основные мероприятия: квест-игра, дидактический театр, лабораторные исследования проб воды и почвы, практические занятия в лабораториях Самарского государственного технического университета под руководством молодых ученых г. о. Самары, научно-исследовательские работы, создание блога участников проекта, издание Интернет-журнала «ЭКОЛИС». участие в межвузовской конференции на базе Самарского государственного технического университета.
Центральное мероприятие проекта — городская профильная эколого-краеведческая смена.
В результате учащиеся и педагоги образовательных учреждений города получат возможность исследовательской, практической и творческой деятельности и перспектив её продвижения (через непосредственное общение, общение в социальных сетях и издание экологической газеты).
Риски, которые могут возникнуть:
– нежелание одного из социальных партнеров продолжать сотрудничество. В этом случае существует возможность взаимозаменяемости. Например, если из проекта выйдут молодые ученые, то их место займут специалисты из других ВУЗов (агробиостанции социально-педагогического университета, НИИ гигиены и экологии человека);
– отсутствие возможности провести профильную смену на базе ДООЦ «Волгаренок». В этом случае предусмотрен вариант организации краткосрочной смены на базе одной из школ города в дневное время.
Проблемой является отсутствие достаточного количества интересных программ естественно-научной направленности в образовательных учреждениях города, отсутствие интересных и доступных форм работы с детьми в естественно-научной области. Недостаточно внимания уделяется потребностям детей в занимательной форме изучать такие науки как химия, биология, экология. Слабо используются возможности интернет-сетей для организации этой деятельности.
Цель: привлечение внимания детей и подростков города к научно-исследовательской деятельности в сфере естественно-научных дисциплин, повышение экокультуры молодого поколения Самары.
Задачи:
- Содействовать познавательной активности подрастающего поколения горожан и включенности их в социокультурную и градоэкологическую среду Самары.
- Объединить образовательный и воспитательный потенциал общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного и высшего образования, организаций экологического профиля в целях экологического просвещения и воспитания юных граждан Самары.
- Ориентировать подростков на получение профессий, связанных с экологией.
- Стимулировать учащихся на занятия научно-исследовательской работой в области естественных наук.
Проект представляет сетевое взаимодействие, реализуемое в следующих формах.
Форма: квест-игра на основе исторического и краеведческого материалов (по древнеславянской мифологии; ландшафту, геологическому строению, растительности Самарского края).
В игре участвуют команды по 10–12 человек во главе с руководителями-педагогами (всего 120 человек).
Внутри команды делятся на «Юных ученых», «Юных журналистов», «Юных блогеров», «Юных ландшафтных дизайнеров», «Юных краеведов».
«Юные ученые» посещают экскурсии в ВУЗы и на предприятия, получают возможность провести лабораторные исследования воды и почвы в лабораториях СГТУ под руководством молодых ученых, а затем оформить свои исследования в работы и представить наиболее интересные на межвузовской конференции.
«Юные журналисты» освещают ход игры и работу других участников на страницах сайта Центра, разрабатывают номера Интернет-журнала «ЭКОЛИС»;
«Юные блогеры» ведут блог в сети Интернет, где обсуждаются нюансы игры, даются задания командам в интерактивном режиме, проводят конкурсы комиксов на экологическую тематику, проводят интерактивный ГИК-фестиваль.
«Юные ландшафтные дизайнеры» занимаются опытно-экспериментальной работой с растениями и создают свои композиции.
«Юные краеведы» ищут информацию по темам, с которыми будут связаны экскурсии, и знакомят с ней всех участников игры, разрабатывают свои предложения по посещению интересных мест Самары и края.
Базовые площадки: помещения Центра дополнительного образования «Экология детства», лаборатории Самарского государственного технического университета, агростанция Самарского государственного социально-педагогического университета, Самарской областного эколого-краеведческого центра, ДООЦ «Волгаренок», Центр социализации молодежи, школы города.
Для каждой команды разрабатывается индивидуальный маршрут, в который включаются мероприятия и тематические занятия, а также экскурсии в различные ВУЗы и заповедные места Самарской области в зависимости от поставленной экологической проблемы перед этой командой;
За выполнение некоторых заданий во время общей игры команды будут поучать руны и складывать их в свой сундучок. Параллельно команды могут принимать участие в городских экологических конкурсах в соответствии с планом департамента образования, за что тоже будут получать дополнительные руны. Получив руну и разгадав ее значение, команда должна зайти в группу в контакте, используя значение руны как пароль для входа и получить очередное задание;
По итогам игры будут объявлены победители: команда лучше всех выполнившая миссию, а также команда, получившая большее количество рун
Этап |
Сроки |
Содержание деятельности |
Подготовительный |
октябрь, ноябрь 2016 |
– разработка проекта – проведение обучающего семинара для педагогов, – подготовка реквизита, презентаций и видеоматериалов – подписание договоров о сотрудничестве с социальными партнерами – составление сценариев игровых программ |
Организационный |
ноябрь 2016 |
– набор команд – объяснение правил игры – определение наставников – определение миссии и постановка экологической проблемы перед командой |
Основной |
декабрь 2016 — ноябрь 2017 |
– экскурсии в ВУЗы, где готовят специалистов по экологии – научно-исследовательская работа команд по изучению состояния воды и почвы из различных источников на территории Самарской области (на базе научных лабораторий при ВУЗах и СЭС) – проведение образовательно-познавательных игровых программ и дидактического театра на тему экологии воды и почвы – экскурсии в краеведческий музей и заповедные места Самарской области – тематические уроки-экскурсии в ботаническом саду СамГУ по экологии – тематическое занятие на базе Агробиостанции Самарского государственного педагогического университета – тематические занятия и экскурсии в ГБОУ ДОД «Самарский областной эколого-биологический центр» – мастер-класс по ландшафтному дизайну «Мини-сад в плошке» – организация профильной эколого-краеведческой смены на базе ДООЦ «Волгаренок» – подготовка и проведение научной конференции для команд по итогам их научно-исследовательской деятельности – участие учащихся школ с лучшими работами в Межвузовской студенческой научно-технической конференции – организация и проведение конкурса экологических мини-спектаклей (дидактического театра) по экологическому просвещению (на базе САМАРТа) |
Итоговый |
декабрь 2017 –февраль 2018 |
– проведение итоговой научной конференции для команд – подготовка и издание сборника материалов конференции – распространение сборника материалов среди школ Самары – показ экологических спектаклей команд для школьников Самары – составление информационно-аналитического отчета по итогам проекта – распространение методических материалов по итогам проекта среди ОУ Самары – размещение материалов проекта на сайте Центра, – участие во Всероссийских дистанционных конкурсах методических материалов |
Организаторы проекта — педагоги ЦДО «Экология детства», которые взаимодействуют со всеми участниками проекта и социальными партнерами. В свою очередь, социальные партнеры также могут взаимодействовать между собой (например, организация брейн-ринга невозможна без взаимного сотрудничества субъектов проекта; то же самое и по поводу проведения городской профильной смены).
Критерии оценки эффективности:
1) массовое участие в проекте (как очное, так и заочное);
2) доступность информации, размещенной на сайте ЦДО «Экология детства», через группы «В Контакте», «Фейсбук», а также листовку «ЭКОЛИС»;
3) количество и качество проведенных исследований в рамках проекта и представленных работ на межвузовскую конференцию в апреле 2017 года;
4) голосование участников проекта в блоге.
1200 учащихся и 20 педагогов города непосредственно поучаствуют в квесте, проведут исследование воды и почвы, посетят экскурсии, станут участниками конференции и профильной смены.
Примерно 200 учащихся примут участие в городской профильной эколого-биологической смене.
До 500 человек в сети Интернет получат возможность увидеть ход проекта через фото и видео, а также обсудить экологические проблемы, написать статью в Интернет-журнал на экологическую тему.
Дети приобретут навыки работы по изданию Интернет-журнала и созданию блога, проведению и участию в виртуальных конкурсах (например, комиксы на экологическую тематику).
В результате должно измениться отношение детей к использованию воды, сохранению почвенных ресурсов, изучению способов очистки воды и почвы, а также в будущем дети возможно выберут те специальности, которые так или иначе будут связаны с экологией.