Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 04.11.2016

Статья просмотрена: 3038 раз

Библиографическое описание:

Тимофеева, Н. Г. Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) / Н. Г. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 153-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11276/ (дата обращения: 20.12.2024).



Обучать основам экономической культуры необходимо уже в дошкольном возрасте, чтобы не упустить колоссальный потенциал в развитии ребёнка, чтобы помочь ему вырасти человеком, ведущим ответственный, активный и открытый образ жизни. Будущее будет отличаться от настоящего времени, но уже сегодня нужно закладывать те основы экономических знаний, которыми можно будет воспользоваться в будущем.

Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, среды, в которой оно происходит. Начав заниматься с детьми экономикой, я в группе создала развивающую среду, которая помогает детям усваивать экономические понятия. Наличие данной среды позволяет сочетать экономическую деятельность с математикой, экологией, изобразительной и другими видами деятельности, а значит, обогащать познавательную деятельность, наполнять её реальным смыслом и содержанием.

При знакомстве с экономикой как наукой был введён персонаж принцесса Экономика. В начале знакомства она была одета в простое ситцевое платье, пока не узнала совместно с детьми все законы экономики, не научилась управлять своим государством, затем она купила себе красивый наряд. Принцесса Экономика знакомила детей с новыми пословицами и поговорками на экономические темы; с золотыми правилами экономики, неоднократно приглашала детей к себе в страну Экономику с целью знакомства детей с новыми понятиями, с новыми героями, живущими в ней; предлагала детям для решения различные задачи с экономическим содержанием. Встречаясь с ней, дети развивали свою речь, обогащали запас слов в своём лексиконе, что особенно важно для детей компенсирующей группы, в которой я работаю.

На видном месте в группе на полке находятся карточки с напечатанными экономическими понятиями, которые пополнялись с введением новых тем; модели «Семейного бюджета», «Расходов семьи»; рекламные брошюры, изготовленные детьми совместно с родителями. Здесь же располагаются дом семьи экономистов, экономическая карта. На стене групповой комнаты расположено «экономическое дерево», листочками которого являются слова — экономические понятия: «товар», «бартер», «бюджет», «потребности» и т. д.

Доминирующими формами работы являются отношения педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми и игра. Созданные благоприятные условия позволяют каждому ребёнку найти свой путь в экономику через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребёнка средствами рационального познания мира. Счёт, измерения, элементарные вычисления — это те способы, которые ребёнок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребёнка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.

Экономическое воспитание способствует формированию у детей целостного представления об окружающем мире, простейших экономических связях и зависимостях, о рациональной организованности этих связей через трудовую деятельность людей. Дети, приобщаясь к труду, начинают осознавать окружающий природный мир как основной источник жизнедеятельности людей.

Ребёнок познаёт мир предметов, узнаёт об их назначении, строении, материале, из которого они изготовлены. Он постепенно осваивает экономическую природу окружающих человека вещей, выступающих как имеющий цену товар, как предмет, изготовленный для удовлетворения потребностей людей, который можно заказать и изготовить, купить или продать, обменять или подарить.

Посредством освоения мира вещей ребёнок подходит к открытию сложных взаимоотношений в мире людей. Человек для него открывается новыми гранями: он не только интересный собеседник, помощник, защитник, но и создатель окружающих ребёнка вещей.

В старшем дошкольном возрасте формируются представления о разнообразии профессий. Но появилось очень много новых, ультрасовременных профессий, связанных с экономикой и бизнесом: бизнесмен, банкир, финансист, маркетолог, брокер и т. д.

Каждый человек имеет свою профессию. Хорошая профессия позволит в будущем обеспечить достаток семьи. На основе знаний о содержании и особенностях труда взрослых у детей воспитывается интерес, уважение к людям разных профессий, желание приобщиться к их труду, ориентироваться на непростом рынке труда.

При выборе профессий, с которыми знакомились дети, я учитывала как рекомендованные в экономической программе, так и те, которые были у родителей детей, интересами детей.

Продуктивная деятельность детей направлена на развитие изобразительных способностей, творчества, художественного вкуса, эстетических качеств личности. В экономическом воспитании она рассматривается как вид трудовой деятельности, в процессе которой ребёнок творчески создаёт продукт, соответствующий его интересам и желаниям. В процессе работы они осваивают структуру трудовой деятельности, самостоятельного управления процессом преобразования материалов в продукт труда.

Использование разных видов конструирования способствует развитию у детей пространственного воображения, логической памяти, комбинаторных способностей. При этом происходит осознание экономической природы простых экономических задач.

В процессе лепки дети устанавливают зависимость покупательского спроса на изделия (товар) от качества их изготовления, определяют нужное количество материалов, выделяют рациональные способы изготовления изделий.

Отображая в рисунке окружающий мир, дети развивают композиционные и колористические умения, творческие способности. При этом рисунок становится предметом разговора, выражающего экономическую сущность творческой деятельности.

«Сколь бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага», — гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребёнок делает в семье. Родители детей в моей группе проявляли интерес к программе экономического воспитания детей, информацию, о которой они получали на родительских собраниях, консультациях. Дома дети рассказывали родителям о потребностях и возможностях, товарах и услугах, стали активно использовать в своей речи новую терминологию. За короткое время и детям, и родителям стало понятно, что обучение экономике помогает детям познать окружающий мир и находить нестандартные решения проблем, возникающих в современной жизни.

Литература:

  1. Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. Экономика в сказках и играх. Пособие для воспитателей. Н.Новгород, 1994.
  2. Смоленцева А. А., Моисеева М. А. Экономическое воспитание дошкольника. Методические рекомендации. Н.Новгород, 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, окружающий мир, экономика, родитель детей, трудовая деятельность, экономическое воспитание, экономическое содержание.

Похожие статьи

Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста (из опыта работы)

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы)

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы)

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Формирование у детей 6–7 лет представления об организме человека (из опыта работы)

Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (из опыта работы)

Похожие статьи

Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста (из опыта работы)

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы)

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы)

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Формирование у детей 6–7 лет представления об организме человека (из опыта работы)

Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (из опыта работы)