Технологический аспект процесса обучения математике, ориентированного на формирование личностных результатов обучающихся
Авторы: Молдыбаева Анна Игоревна, Масленкова Валентина Александровна, Ширшикова Мария Евгеньевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)
Дата публикации: 06.11.2016
Статья просмотрена: 191 раз
Библиографическое описание:
Молдыбаева, А. И. Технологический аспект процесса обучения математике, ориентированного на формирование личностных результатов обучающихся / А. И. Молдыбаева, В. А. Масленкова, М. Е. Ширшикова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 188-189. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11288/ (дата обращения: 19.12.2024).
Перед современными учителями стоит задача формирования не только предметных знаний и умений, но и формирования метапредметных и личностных результатов обучающихся средствами различных предметных областей. В последнее время появились многочисленные публикации результатов исследования проблемы формирования метапредметных умений обучающихся в процессе обучения математике, в которых содержатся конструктивные методические и технологические решения [1, 2, 3, 4, 5, 6 и др.], чего нельзя сказать о проблеме формирования личностных результатов обучающихся. Между тем, именно личностные результаты в новых стандартах ставятся на первый план и выступают в качестве условия успешного достижения других образовательных результатов, поскольку позволяют сделать учение осмысленным, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Изучение математики в основной школе может способствовать достижению следующих целей в направлении личностного развития:
– развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
– формирование у обучающихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
– воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
– освоение различных социальных ролей;
– формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
– развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
– становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности;
– развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
– освоение морально-этических норм и правил и др. [7].
Одной из актуальных задач в решении проблемы формирования личностных результатов является разработка соответствующих технологических аспектов, которые могут выступать определёнными рекомендациями для организации процесса обучения математике. Данный аспект включает в себя совокупность методов, форм и средств обучения, способствующих формированию личностных результатов обучающихся и соответствующих рекомендаций по их применению в процессе обучения математике. В данной статье подробнее остановимся на методах обучения.
Методы обучения математике, ориентированные на формирование личностных результатов обучающихся, должны удовлетворять следующим требованиям:
– обеспечивать в процессе обучения математике сформированность основы саморазвития и самовоспитания;
– создавать возможность для формирования у обучающихся готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– позволять сформировать навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в различных видах деятельности;
– позволять обучающимся осознать и оценить собственное поведение, а также поведение других членов ученического коллектива через призму общечеловеческих ценностей;
– создавать возможность для формирования у обучающихся готовности и способности к образованию и самообразованию.
Наиболее подходящими методами, с учетом вышеописанных требований, являются:
– метод проектов, который позволяет организовать целенаправленную, в целом самостоятельную деятельность обучающихся, осуществляемую под гибким руководством учителя, направленную на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта. Использование метода проектов в процессе обучения математике позволяет сформировать у обучающихся навыки сотрудничества, так как основная форма работы, при использовании данного метода, групповая, способность к самообразованию и др. При этом создаются условия для самоопределения обучающихся, формирования их гражданской позиции [6].
– ролевые / деловые игры — интерактивный метод, которыйпозволяет организовать обучение математике через призму собственного опыта обучающихся, путем специально организованного и регулируемого “проживания” жизненной и профессиональной ситуации. При этом создаются условия, способствующие формированию субъектной позиции обучающихся, позволяющие расставить ориентиры на будущее и понять, с какой сферой жизнедеятельности они хотели бы себя связать, тем самым способствуют профессиональному и социальному самоопределению [1].
– проблемный метод — организованный учителем, в нашем случае учителем математики способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Проблемное обучение требует изменения типа деятельности ученика и изменения структуры учебного материала. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что обучающийся должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию.
Таким образом, для достижения личностных результатов обучения, необходимо использовать в совокупности вышеописанные методы, т. к. каждый метод формирует разные результаты.
Литература:
- Тумашева О.В., Абрамова Е.В. Учебная деловая игра в процессе обучения математике // Вестник ОГУ. 2016. № 2 (190). С. 62 — 66.;
- Тумашева О.В. Конструктор метапредметных заданий по математике // Математика в школе. 2016. № 7. С. 23 — 27.;
- Тумашева О.В., Рукосуева Е.Г. Какие задачи решать на уроках математики в аспекте требований ФГОС? // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 31 — 34.;
- Тумашева О.В. Формирование метапредметных умений: проблемы и пути решения // Математика в школе. 2016. № 4. С. 35 — 38.;
- Шкерина Л.В., Григорева Ф.А., Ракуньо Ф. Формирование метапредметных умений учащихся в процессе обучения математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1(31). С. 74 — 78.;
- Шкерина Л.В., Константинова А.С., Курсиш И.Ф. Формирование метапредметных умений школьников в условиях проектного обучения математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1(35). С. 39 — 42.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). 17.12.2010, № 1897; URL: http://минобрнауки.рф/документы/938.