Как учить ребенка общаться | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Травкина, О. В. Как учить ребенка общаться / О. В. Травкина, М. П. Дмитренко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11294/ (дата обращения: 16.11.2024).



Для того чтобы ребенок занял свое место в обществе, чтобы вел в нем полноценную жизнь ему нужно учиться общаться. Если ребенку не привиты навыки общения, он может стать «белой вороной». А такое положение может повлечь за собой много психологических проблем. Родители не должны пускать такое положение вещей на самотек. С очень раннего возраста необходимо учить ребенка общаться. Когда в дом приходят незнакомые люди, он должен с ними знакомиться, а не прятаться за мамину юбку или закатывать от страха истерику. Если такое поведение имеет место, то это первый звоночек для тревоги.

Что делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии общения? Если в 4 года он не умеет играть вместе с партнерами, а в 5–6 лет не в состоянии поддержать простой разговор? Можно ли научить его общаться? Да, можно. Но для этого нужны специальные занятия, характер которых должен зависеть от индивидуальных способностей и возможностей детей. Индивидуальная работа с ребенком — необходимое условие развития общения. Однако, несмотря на большое разнообразие конкретных индивидуальных занятий с детьми по развитию общения, можно выделить общий принцип их организации: опережающая инициатива взрослого. Следовательно, чтобы учить детей тому или иному виду общения, нужно уметь общаться самому.

Занятия лучше начинать с того, что ребенок уже умеет и что ему интересно. Это может быть совместная игра, которая особенно нравиться малышу и которую он сам выбирает: подвижная игра, игра с правилами и т. д. В таких совместных играх ребенок учится ориентироваться на партнера, сдерживать свои эмоции при неудаче. Он ощущает радость от совместной деятельности со сверстниками и со взрослым, чувствует себя включенным в общее занятие. Кроме того, во время игры замкнутые и стеснительные дети чувствуют себя более легко и свободно.

Если при выявлении уровня развития общения ребенок не проявил склонности к разговору со взрослым на познавательные темы, следующим этапом занятий должно стать формирование этого вида общения. Нужно постепенно в ходе игры или после нее вовлекать малыша в разговор: рассказывать ему о жизни и повадках животных, о машинах, явлениях природы и т. д.

Чтобы ребенок стал равноправным участником беседы, нужно чаще интересоваться его познаниями, наводить на правильные ответы, стимулировать собственные вопросы.

Однако очень важно помнить, что задача таких занятий — не только сообщение ребенку новых знаний, но, главное, формирование у него способности общаться на познавательные темы. Поэтому не следует выбирать слишком сложные для данного возраста вопросы.

Своеобразие этих занятий состоит в том, что познавательный материал становиться центром ситуации общения, сближает ребенка и взрослого.

Хорошей опорой для познавательного общения может быть не только иллюстрационный материал, но и жизненный опыт самого ребенка. Как правило, после 8–10 подобных занятий ребенок достаточно легко поддерживает беседу и может в течение 10–15 минут разговаривать о взрослым на познавательные темы.

Иначе должны строиться занятия по формированию личностного общения. Их можно проводить с несколькими детьми. В ходе таких занятий важно создавать условии, заставляющие ребенка оценить и осознать свои действия и поступки.

Усилия взрослого должны быть направлены на то, чтобы привлечь внимание ребенка к оценке собственных умений и достижений в хорошо знакомой ему деятельности. Важно, чтобы ребенок научился более или менее объективно сравнивать собственные умения с умениями сверстников, формулировать и обосновывать свои оценки, сопоставлять свое мнение с мнением других.

Последующие занятия лучше проводить индивидуально. Желательно начинать с чтения и обсуждения книг, рассказывающих о событиях из жизни детей — об их конфликтах, отношениях, поступках.

Отталкиваясь от конкретных историй, описанных в книгах, можно перевести разговор на общечеловеческие темы.

Продолжительность беседы зависит от желания ребенка. Если вы почувствовали, что ребенок тяготится разговором, лучше прекратить такое занятие или перевести его в игру.

Опыт показывает, что через 2–3 месяца такой работы с детьми у них формируется способность к речевому личностному общению.

Эти проблемы стоят перед многими взрослыми, воспитывающими детей. Но все они связаны с отношениями детей и взрослых, а значит с общением.

Литература:

  1. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. / под ред. Михайловой З. А. — С.Пб., «Детство — Пресс», 2003г.
  2. Портянкина Г. Упражнения на закрепление правил культурного поведения. //ж. «Дошкольное воспитание», № 3, 1989г.
  3. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома, — Харьков, 1996.
  4. Снегирёва Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. — Минск, 1995г.
  5. Формановская А. И. Речевой этикет и культура общения. — М., Высшая школа,1989г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие, взрослый, вид общения, развитие общения.