Работа учителя начальных классов с младшими школьниками по формированию толерантного отношения к детям мигрантов
Автор: Неводова Дарья Павловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)
Дата публикации: 07.11.2016
Статья просмотрена: 621 раз
Библиографическое описание:
Неводова, Д. П. Работа учителя начальных классов с младшими школьниками по формированию толерантного отношения к детям мигрантов / Д. П. Неводова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 189-192. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11309/ (дата обращения: 15.11.2024).
Abstract: The article describes a pedagogical experiment on formation of tolerance at younger schoolboys to the children of migrants.
Keywords: tolerance, elementary school, junior school age.
Россия – это поистине многонациональное государство. Количество мигрантов не уменьшается, а только растет. Именно поэтому установка общества и государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию терпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела в нашей стране особую значимость [2, С.43].
Младшие школьники должны понять, что мы живем в многонациональной стране. Значит, уважение к традициям, обычаям, ценностям и истории каждого народа – обязательное условие бесконфликтного общения [1, С.42].
Изучение проблемы формирования у учащихся начальных классов толерантного отношения к детям мигрантов стало целью нашего исследования. Перед нами встали задачи: изучитьпсихолого-педагогическую литературу по проблеме формирования толерантного отношения младших школьников; подобрать опросник и провести анкетирование с целью выявления отношения детей коренного населения к детям мигрантов; разработать цикл мероприятий для младших школьников, направленные на гармонизацию межнациональных отношений; проанализировать результаты опытническо-экспериментальной работы.
В своем исследовании мы руководствовались следующей рабочей гипотезой: систематически проводимая учителем работа по формированию толерантного отношения представителей коренной национальности по отношению к мигрантам будет способствовать укреплению единства российской нации.
С целью проверки выдвинутого предположения мы провели опытническо-экспериментальную работу, состоящую из 3 этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. Базовой школой была выбрана Перевозская СОШ №1 Нижегородской области, в которой, кроме русских детей, обучаются дети других национальностей (езиды, украинцы).
На констатирующем этапе работы было проведено анкетирование учащихся 4 класса в Перевозской средней общеобразовательной школе №1, результаты которого представлены в таблице №1. Всего было опрошено 25 детей.
Таблица №1
Результаты анкетирования на констатирующем этапе работы
Вопрос |
Ответы |
Количество людей в % |
У тебя есть друг (подруга)? Как его (ее) зовут? |
а) да (1 друг) |
64% |
б) да (2 друга) |
32% |
|
в) да (3 друга) |
4% |
|
г) нет |
0% |
|
Хотел бы ты дружить с мальчиком (девочкой) другой национальности? |
а) да |
20% |
б) нет |
80% |
|
Помог ли ты найти незнакомое место иностранцу в городе? |
а) да |
80% |
б) нет |
20% |
|
Перечисли национальности, проживающие в Нижегородской области (России)? |
а) русские, украинцы, белорусы, башкиры, узбеки, киргизы |
4% |
б) узбеки, татары, украинцы |
4% |
|
в) белорусы |
12% |
|
г) таджики |
8% |
|
д) татары, белорусы |
16% |
|
е) узбеки, татары |
16% |
|
ё) украинцы, белорусы, таджики, татары, чуваши |
4% |
|
ж) татары, башкиры |
16% |
|
з) украинцы, белорусы, татары |
4% |
|
и) татары, украинцы |
4% |
|
й) китайцы, белорусы, украинцы |
4% |
|
к) русские, татары, чуваши, украинцы |
4% |
|
л) чуваши, киргизы, украинцы |
4% |
|
Что ты понимаешь под словом «толерантность»? |
а) терпимое отношение к людям |
92% |
б) нетерпимое отношение к людям |
8% |
Из таблицы видно, что дети имеют слабое представление о национальностях, проживающих в Нижегородской области, а 80% учащихся не готовы подружиться с детьми других культур. Это говорит о необходимости проведения систематической работы учителя по формированию толерантного отношения младших школьников.
На формирующем этапе опытническо-экспериментальной работы учитель начальных классов проводил тренинги и классные часы по формированию толерантности (тренинги «Мы похожи», «Комплименты», «Толерантность в общении», внеклассные мероприятия «Я, ты, он, она», «Что посеешь, то пожнешь», «Разделяем радость», классные часы «Учимся доброте», «Что такое толерантность», «Дорога толерантности», «Давайте жить дружно» и другие). Внеурочная деятельность служит эффективным средством формирования толерантности учащихся.
Полезно проводить экскурсии, на которых ученики знакомятся с образом жизни, традициями и ценностями других народов. В музее ученики могут познакомиться с этнографией, элементами становления природоведения, а также постигают образность искусства других стран через предметы декоративно-прикладного искусства [3, С.25].
В качестве примера воспитательного мероприятия предложим фрагмент классного часа «Урок толерантности».
Классный час «Урок толерантности».
Тема: Урок толерантности.
Цель: формирование толерантности.
Задачи:
- знакомство с понятием «толерантность», его толкованием;
- формирование коммуникативных умений;
- развитие устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса;
- формирование культуры воспитанного человека, а также положительных качеств личности.
Работа с определением.
-Ребята, а вы знаете, что такое толерантность? (Дети отвечают на вопрос)
- Толерантность – это уважение, принятие людей, какими бы отличными от нас они не были [4]. Так звучит определение слова «толерантность» в словаре.
-Дети, что значит быть толерантным? Как вы это понимаете? (Дети отвечают).
Китайская притча «Ладная семья».
- Дети, внимательно послушайте притчу.
Жила-была на свете семья. Она была необычная. В этой семье насчитывалось более 100 человек. И она занимала целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы, должно быть, скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но семья эта была особая – мир и лад царили в той семье и на селе. Не было ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Он прибыл в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям и спокойно старикам. Очень удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал листок владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. На бумаге были начертаны всего три слова: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И это все?
- Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Итак, дети, зачем нужно быть толерантными?
- Ребята, какие качества необходимы толерантному человеку? (Ответы детей)
Игра «Волшебная лавка».
-Если вам нужны качества, купите их у меня в волшебной лавке. Выберите то качество, которого вам не хватает. Наша лавка необычна тем, что взамен вы даёте не деньги, а те человеческие качества, которые вам больше не нужны.
Продаются: терпение, чувство юмора, сопереживание, доброжелательность, чуткость, доверие,…
- Зачем вам данное качество?
- В каких ситуациях вы будете им использоваться (хотите быть…)?
- Покупайте…, какое качество отдадите взамен?
Составление правил толерантного человека.
- Для того чтобы воспитать себя толерантным, необходимо самим относиться к окружающим людям толерантно. Давайте подумаем и попробуем вместе составить список правил толерантного человека.
1. Никого не обижать.
2. Выслушивать мнения других людей.
3. Не унижать достоинство другого человека.
4. Уметь договариваться без ссор и конфликтов.
5. Прощать обиды и просить прощения.
6. Не заставлять человека делать то, что хочется вам.
-Дети, как вы думаете, могут ли данные правила пригодиться в нашем классе?
-Давайте повесим их в классном уголке и постараемся их придерживаться для того, чтобы всегда оставаться толерантными.
Работа по формированию толерантного отношения младших школьников проводилась в течение 3 месяцевс марта по май 2016 года. По ее завершению было проведено контрольное анкетирование школьников, результаты которого представлены в таблице №2.
Таблица №2
Результаты анкетирования на контрольном этапе работы
Вопрос |
Ответы |
Количество людей в % |
У тебя есть друг (подруга)? |
а) да (1 друг) |
52% |
б) да (2 друга) |
36% |
|
в) да (4 друга) |
12% |
|
г) нет |
0% |
|
Хотел бы ты дружить с мальчиком (девочкой) другой национальности? |
а) да |
92% |
б) нет |
8% |
|
Помог ли ты найти незнакомое место иностранцу в городе? |
а) да |
96% |
б) нет |
4% |
|
Перечисли национальности, проживающие в Нижегородской области (России)? |
а) татары, украинцы, коми, ненцы, чуваши, чукчи |
8% |
б) украинцы, башкиры, белорусы |
12% |
|
в) татары, украинцы, якуты, ненцы |
8% |
|
г) украинцы, якуты |
8% |
|
д) украинцы, якуты, казахи, белорусы |
4% |
|
е) татары, украинцы, коряки, чукчи |
4% |
|
ё) якуты, чуваши, ненцы |
8% |
|
ж) татары, башкиры, украинцы, коми, якуты |
4% |
|
з) украинцы, татары, таджики, якуты |
4% |
|
и) татары, украинцы, башкиры, белорусы |
20% |
|
й) татары, чуваши, украинцы, ненцы |
4% |
|
к) татары, украинцы, казахи |
4% |
|
л) татары, украинцы, коряки |
8% |
|
м) коми, якуты, буряты |
4% |
|
Что ты понимаешь под словом «толерантность»? |
а) терпимое отношение к людям |
100% |
б) нетерпимое отношение к людям |
0% |
Результаты контрольного анкетирования показали более высокий уровень знаний учащихся национальностей, проживающих в Нижегородской области, а также готовность детей коренного населенияк дружбе с детьми мигрантов. Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что систематически проводимая работа по формированию толерантного отношения представителей коренной национальности по отношению к мигрантам будет способствовать укреплению единства российской нации.
Таким образом, проведенные мероприятия, уроки, внеклассные часы благотворно повлияли на формирование толерантного отношения к другим национальностям. Дети осознали, что конфликты можно решать без применения физической силы и оскорблений и, что все люди равны.
Литература:
- Артюхова И.С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы // Начальная школа - 2008-№9 - С.41-44.
- Моисеева В.С. Воспитание у школьников Санкт-Петербурга толерантного отношения к детям других национальностей Журнал: Общество. Среда. Развитие. - 2012. Выпуск № 3 – С.42-46.
- Неводова Д.П. О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности // Журнал «Молодой ученый». Спецвыпуск №8 (112). - 2016 - С.25-27.
- Советский энциклопедический словарь/главный редактор А.М.Прохорова. - М.- 1982.
Похожие статьи
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности
В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.
Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте
В статье автор рассматривает основные аспекты проблемы взаимодействия ДОО и семьи в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
К вопросу о воспитании толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности
В статье представлена проблема диагностики сформированности толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности. Предложены формы работы по ее воспитанию.
Формирование критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира: опытно-экспериментальная часть
В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у младших школьников. Изложены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию критического мышления учащихся на уроках по предмету «Окружающий мир».
Актуальность развития гуманных отношений у дошкольников
В статье обозначена проблема развития гуманных отношений в дошкольном возрасте в контексте гуманизации образования, рассмотрены особенности становления гуманных отношений в старшем дошкольном возрасте.
Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста
В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.
Воспитание толерантности младших школьников: современное состояние проблемы
В статье предпринята попытка осветить современное состояние проблемы воспитания толерантности младших школьников в условиях начальной школы, обосновать ее актуальность. Приведены результаты анкетирования учителей начальных классов по проблеме воспита...
Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников в процессе организации проектной деятельности на занятиях кружка
В статье рассматривается проблема формирования ценностного отношения к семье у младших школьников в процессе организации проектной деятельности на занятиях кружка. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.
К вопросу о диагностике социальной компетентности у младших школьников
В статье представлена проблема диагностики сформированности социальной компетентности у младших школьников. Предложены формы работы по ее формированию.
Анализ феномена взаимодействия матерей с детьми младшего школьного возраста
В статье автор анализирует влияние родительского отношения матери на формирование личности младшего школьника.
Похожие статьи
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности
В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.
Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте
В статье автор рассматривает основные аспекты проблемы взаимодействия ДОО и семьи в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
К вопросу о воспитании толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности
В статье представлена проблема диагностики сформированности толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности. Предложены формы работы по ее воспитанию.
Формирование критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира: опытно-экспериментальная часть
В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у младших школьников. Изложены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию критического мышления учащихся на уроках по предмету «Окружающий мир».
Актуальность развития гуманных отношений у дошкольников
В статье обозначена проблема развития гуманных отношений в дошкольном возрасте в контексте гуманизации образования, рассмотрены особенности становления гуманных отношений в старшем дошкольном возрасте.
Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста
В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.
Воспитание толерантности младших школьников: современное состояние проблемы
В статье предпринята попытка осветить современное состояние проблемы воспитания толерантности младших школьников в условиях начальной школы, обосновать ее актуальность. Приведены результаты анкетирования учителей начальных классов по проблеме воспита...
Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников в процессе организации проектной деятельности на занятиях кружка
В статье рассматривается проблема формирования ценностного отношения к семье у младших школьников в процессе организации проектной деятельности на занятиях кружка. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.
К вопросу о диагностике социальной компетентности у младших школьников
В статье представлена проблема диагностики сформированности социальной компетентности у младших школьников. Предложены формы работы по ее формированию.
Анализ феномена взаимодействия матерей с детьми младшего школьного возраста
В статье автор анализирует влияние родительского отношения матери на формирование личности младшего школьника.