Нетрадиционные методы в логопедической практике | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 07.11.2016

Статья просмотрена: 494 раза

Библиографическое описание:

Коновская, М. В. Нетрадиционные методы в логопедической практике / М. В. Коновская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11318/ (дата обращения: 15.11.2024).



Нетрадиционные методы в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка.

Использование традиционных приемов без дифференцированного сочетания нетрадиционных приемов, на мой взгляд, оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом.

Использование песка иводы виндивидуальной работе

Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной логопедической работе весьма эффективно. Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук.

Для дошкольников это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.

В играх дети сразу же «заселяют» воду и песок «жителями» и начинают с ними разговаривать. Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в воде или песке — они либо играют, либо говорят, необходимо обучить их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривании слогов, слов. Если звукопроизносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке или воде. Часто от логопеда требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно. Принципом работы становится установка: «Играй и говори одновременно».

При выполнении упражнений пальцы обеих рук ребенка должны быть погружены в песок или воду, поэтому он может совершать ими любые произвольные движения.

Приведу несколько примеров как я использую песок и воду в индивидуальной коррекционной работе.

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения смышц пальцев рук исовершенствование мелкой моторики

‒ Положить ладони на песок или воду, почувствовать полное расслабление пальцев.

‒ Погрузить пальцы в песок или воду, сжимать и разжимать поочерёдно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

‒ Погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки» — «рожки», «один пальчик» — «все пальчики»).

Артикуляционные упражнения

‒ «Лошадка» — щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам «скакать по песку» или воде.

‒ «Индюки» — языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать по песку или воде в том же направлении.

‒ «Часики» — языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать в том же направлении по песку или воде.

‒ «Накажи непослушный язычок» — губами ритмично шлёпать по высунутому языку «пя-пя-пя», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.

Развитие диафрагмального дыхания

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

‒ Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

‒ «Выровняй дорогу» — от детской машинки провожу неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

‒ «Что под песком?» — картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

‒ «Дорога к другу» — на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струёй образовать на песке дорожку от одной игрушке к другой.

‒ «Буря» — во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребёнок длительной воздушной струёй вызывает «бурю».

‒ «Морская прогулка» — воздушной струёй ребёнок передвигает кораблик, лодочку, лёгкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

Автоматизация звуков

Игровое упражнение «Сильный мотор» — произносить звук [Р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения — рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук [Р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Совпадение» — закапываю в песок игрушки с автоматизируемым звуком так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагаю ребёнку вспомнить игрушки, в названии которых есть автоматизируемый звук. Ребёнок называет игрушку и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребёнком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

«Дорожка» — произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиками или легко отшлёпывая по песку или воде ладошками.

Развитие фонематического слуха

«Спрячь ручки» — прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

‒ «Два моря» — таз делится перегородкой на две части. Ребёнок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, в «море [С]» и в «море [Ш]»).

‒ «Шторм» — на поверхности воды плавают предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками. Воздушной струёй ребёнок перемешивает их, а затем распределяет по «морям».

Звуковой анализ слова ипредложения

На песке можно чертить (выкладывать) схемы слов и предложений.

‒ На песке можно писать слоги и слова и, используя квадраты трёх цветов (красный, синий, зелёный), давать характеристику звукам.

Таким образом, игры с песком:

‒ развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

‒ снимают мышечную напряжённость;

‒ помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

‒ развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

‒ стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

‒ позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

‒ преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

‒ развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

‒ совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

‒ способствуют расширению словарного запаса;

‒ помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

‒ позволяют развивать фонематических слух и восприятие;

‒ способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

‒ помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Закончить игры с песком можно стихами:

В ладошки наши посмотри –

Мудрее стали ведь они!

Спасибо милый наш песок,

Ты всем нам поумнеть помог!

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:

‒ у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

‒ обучающиеся чувствуют себя более успешными;

‒ на занятиях нет места монотонности и скуке.

Литература:

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. — СПб.:ИСПиП, 2008г.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002г.
  3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии. — М.: Речь, 2003г.
  4. Игры в логопедичесчкой работе с детьми: Кн. Для логопеда/Ред.-сост. В. И. Селиверстов.- Просвещение, 2007г.
  5. Инновация — в логопедическую практику: Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. — М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008г.
  6. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: Детство-Пресс, 2005г.
  7. Филичева Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием: воспитание и обучение/Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова.- М.: ГНОМ и Д, 2000г.
Основные термины (генерируются автоматически): песок, вод, воздушная струя, движение языка, звук, игрушка, палец, поверхность воды, рука ребенка, указательный палец.