Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
Авторы: Иванова Анастасия Сергеевна, Андреева Елена Петровна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)
Дата публикации: 01.11.2016
Статья просмотрена: 2951 раз
Библиографическое описание:
Иванова, А. С. Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / А. С. Иванова, Е. П. Андреева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11325/ (дата обращения: 15.11.2024).
Фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.
Фонематическое восприятие — это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова [2].
Развитие фонематического слуха и восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Отставание в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.
Актуальность проведения нашего исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематического слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.
Большую роль формированию фонематического слуха и восприятия отводят Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Р. Е. Левина, Б. М. Гриншпун, О. А. Токарева, Г. А. Каше.
Формирование фонематического восприятия является сложным процессом. Преодоление нарушений его развития требует огромных усилий от всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и их родителей, которые активно участвуют в коррекционно-воспитательном процессе. В то же время специфической трудностью в работе с данной категорией детей является то, что их трудно заинтересовать процессом обучения, т. к. они не «слышат» ошибки в своей речи и считают, что им не нужно заниматься с логопедом. Учитывая, что время, отводимое на преодоление речевых нарушений у данной группы детей, ограничено, необходимо максимально эффективно использовать каждый момент на всех видах логопедических занятий.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра, поэтому использование игровых приёмов является наиболее эффективным построением процесса обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и развития у них фонематического слуха и восприятия на всех этапах логопедических занятий [1].
Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. И как писала Н. К. Крупская: ««Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания» [4].
В настоящее время особенно важно создать систему игровых приемов развития фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН, отвечающую особенностям их развития и найти возможные варианты использования игровых приёмов работы по развитию фонематического слуха и восприятия на всех этапах всех видов логопедических занятий.
Цель исследования — на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать методику игровых приёмов для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН.
Наше исследование проводилось на базе Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад № 313» и «Детский сад № 378» г. Казани.
Нами было обследовано 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, затем дети были разделены на экспериментальную и контрольную группы по 5 человек.
Для исследования уровня сформированности фонематических процессов была применена методика Е. Ф. Архиповой [2].
Из проведенного нами обследования следует, что у детей с ФФН недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие.
Рис. 1. Уровень сформированности фонематического слуха и восприятия ЭГ по балльной шкале
К высокому уровню сформированности фонематического слуха в ЭГ 2 ребенка (40 %), к среднему уровню — 3 ребенка (60 %) (рис 1).
В КГ к высокому уровню относится 1 ребенок (20 %), к среднему- 4 ребенка (80 %) (рис 2).
У детей среднего уровня наблюдается недостаточное умение дифференцировать слоги и фонемы, чаще всего у них не сформированы навыки элементарного звукового анализа и синтеза.
Рис. 2. Уровень сформированности фонематического слуха и восприятия КГ по балльной шкале
Для развития фонематических процессов детей мы составили комплекс дидактических игр и провели работу его с экспериментальной группой детей, чтобы в дальнейшем, сравнить полученные результаты.
Программа по развитию фонематических процессов у дошкольников включала в себя 15 занятий 3 раза в неделю. Работа проводилась индивидуально, с учетом уровня сформированности у дошкольника фонематического слуха и восприятия и была продумана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста основана на основных дидактических принципах:
– наглядность;
– доступность;
– разумная посильная трудность;
– занимательность.
В результате повторного среза, после формирования фонематических процессов с помощью дидактических игр, у детей ЭГ видны заметные улучшения. Три ребенка улучшили результаты, один из них переместился со среднего уровня на высокий.
Наглядно эффективность работы можно увидеть на рис. 3
В экспериментальной группе, где проводилась работа над развитием фонематических процессов, по сравнению с контрольной после контрольного среза можно было наблюдать положительную динамику. После проведения занятий заметно улучшились результаты по дифференциации слогов и фонем, начали развиваться навыки звукового анализа и синтеза.
Рис. 3. Уровень сформированности фонематических процессов ЭГ после первичного и контрольного среза
В контрольной группе (КГ), где не проводилась работа над формированием фонематического слуха и фонематического восприятия посредством дидактических игр, не было замечено никакой положительной динамики (рис. 4).
Рис. 4 Уровень сформированности фонематических процессов КГ после первичного и контрольного среза
Таким образом, данные сравнительного анализа экспериментальной и контрольной группы позволяют сделать вывод об эффективности использования дидактических игр и упражнений в целях развития фонематического слуха и восприятия у детей старшего возраста.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, проведенная экспериментальная работа позволили нам определить и показать роль дидактических игр и упражнений как средство развития фонематического слуха.
Можно с уверенностью сказать, что дидактические игры в развитии фонематического слуха являются «ключом» в воспитании звуковой культуры речи. Дидактические игры и упражнения интересны для старших дошкольников, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интерес, невозможен без активной работы мысли.
Они приучают детей внимательно слушать, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению [3].
Именно игры по развитию фонематического восприятия способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка, так как развитие фонематического слуха и восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина В. И..Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста — М.: Академия, 1999 — с.312
- Архипова, Е. Ф. Стертаядизартрияу детей М.: АСТ: Астрель, 2007. — с.336
- Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. -- СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. –с.10
- Фомичева М. Ф., Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.