Особенности формирования личности в подростковый период
Автор: Никифорова Влада Андреевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 11.11.2016
Статья просмотрена: 3468 раз
Библиографическое описание:
Никифорова, В. А. Особенности формирования личности в подростковый период / В. А. Никифорова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11352/ (дата обращения: 15.11.2024).
Анализ современной литературы свидетельствует, что проблема полового воспитания учащихся является одной из наиболее актуальных и одновременно наименее решенных в современной педагогике. Мы констатируем ускоренное физическое развитие подростков, увеличение их числа, стремящихся как можно раньше войти в социальный мир взрослых. Неопределенные ценностные ориентации современного российского общества усложняют кризисное развитие личности подростка. Подростковый период в жизни любого человека можно назвать критическим. Так, педагоги, изучающие этот вопрос, отмечали его важность и сложность. Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова считают данный период развития самым трудным, так как наблюдается повышенная конфликтность, тревожность, зависимость от сверстников, озабоченность вопросами пола. [1] Л. И. Божович отождествлял понятием «подростковый возраст» с понятие «подростковый криз», это говорит о том, что автор рассматривает весь подростковый возраст как критический. У одних несовершеннолетних отрочество и юность протекают бурно и болезненно, у других — спокойно и плавно. Характер перехода зависит от совокупности тех условий, которые сложатся на основе развившихся к тому моменту внутренних факторов и условий окружающей среды. [2]
Большое внимание уделяется изучению эмоциональной сферы в подростковом возрасте. Так, к примеру, Е. П. Ильин выделял следующие черты характерные для эмоциональной сферы подростков:
- Большая эмоциональная возбудимость;
- Большая устойчивость эмоциональных переживаний;
- Повышенная готовность к переживанию страха, проявляющаяся в тревожности;
- Противоречивость чувств;
- Возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки;
- Сильно развитое чувство принадлежности к группе, часто проявляется страх быть отверженным группой;
- Предъявление высоких требований к дружбе;
- Проявление гражданского чувства патриотизма. [3]
Данный возраст характеризуется активностью всех видов деятельности, учебная деятельность уходит на задний план. Ведущей деятельностью можно считать общение со сверстниками. Так И. С. Кон утверждал, что раскрыться в полной мере подросток может только при общении со сверстниками. Поэтому, чаще всего в этом возрасте мальчики и девочки выбирают в друзья сверстников, которые переживают те же чувства, испытывают те же проблемы и имеют схожие интересы и увлечения. На данном этапе завязывается крепкая дружба, которая отличается избирательностью отношений, устойчивостью и глубиной. Между собой подростки бурно конфликтуют и мирятся. [6] Зачастую на данном этапе меняется круг общения и интересов. Важным моментом этого периода является поиск своего места в социуме, и осознание того, что ты «значим» в кругу сверстников. Подросток замотивирован занять определенное место в коллективе. Идет поиск признания ценности собственной личности. Подросток начинает испытывать чувство взрослости, которое Д. Б. Эльконин охарактеризовал так: «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми и товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность». [9] В общении со сверстниками происходит проигрывание различных сторон человеческих отношений, реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Общение со сверстниками — это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. Формируется основное новообразование психики — самосознание.
К. Левин говорил о своеобразноймаргинальностиподростка, выражающейся в его положении междудвумя культурами — миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств». [8]
Д. И. Фельдштейн считал, что интимно-личностный и стихийно-групповой характер общения будет преобладать в том случае, если отсутствуют возможности осуществления социально значимой и социально одобряемой деятельности, упущены возможности педагогической организации общественно полезной деятельности подростков. [4]
Под воздействием социума формируется мировоззрение, нравственные убеждения и идеалы подростков. Развиваются чувства патриотизма, интернационализма, ответственности, волевые черты характера: настойчивость, целеустремленность. Зачастую взрослые вторгаются в эти процессы и хотят направить подростка, который очень импульсивен в отношении с окружающими. Возникают конфликты, когда их пытаются контролировать, наказывают, ограничивают, требуют от них подчинения, послушания, не учитывает желания и интересы подростка. Такие методы абсолютно не приемлемы, так как они травмируют психику подростка и разрушают доверительные отношения с ними. Следует давать подростку больше возможностей для самостоятельного принятия решений, предоставлять право выбора, формировать чувство ответственности за свои действия и поступки. М. Н. Тхуго отмечал, что подростки, которым оказывается достаточная поддержка в социуме и семье, легче преодолевают эти трудности. [5]
Что же касается интересов и увлечений, то следует отметить, что внимание девочек направлено на человека и сферу его бытия. У мальчиков более выражены склонности отвлекаться на непосредственные дела заниматься не тем, что непосредственно требуется. В целом круг интересов мальчиков шире, чем девочек.
Одним из наиболее важных моментов в подростковом возрасте является физическое развитие ребенка под воздействия гормонов. С физиологической точки зрения, подростковый возраст обусловлен изменением гормонального фона. Появление вторичных половых признаков (изменением пропорции тела, оволосение на лобке, в подмышечных впадинах, развитием наружных и внутренних половых органов, появлением менструаций у девочек и поллюций у мальчиков), что свидетельствует о формировании репродуктивной функции. В норме половое и физиологическое созревание протекает взаимосвязано. Под действием гормонов заметно нарастает масса жировой ткани, за счет этого происходит феминизации фигуры. В этот период в организме могут возникнуть различные изменения, расстройства, что в большинстве случаев обуславливается перестройкой нервной, иммунной и эндокринной системы. Наблюдается изменения в ЦНС, отмечается снижение порога возбудимости, лабильности вегетативной реакции. Именно в этом период начинается проявление полового влечения. На данном этапе перестройки организма взрослый должен находиться рядом, и постараться объяснить подростку причину происходящих в организме изменений. Не следует избегать разговоров об этом. Многое современные родители, стараются просто не заострять на этом своего внимания, с целью избежать деликатный разговор. Тем самым, еще больше усугубляя состояние подростка.
Наступление поллюций и менструаций в этот период застают врасплох, и вызывает неприятные, а порой неврозоподобные последствия. Все выше описанные перестройки в организме, повышенная выработка половых гормонов ведет к изменениям отношений между полами, а это имеет социальную и нравственную окраску. Взрослые должны знать и учитывать эти, особенности и не ограничиваться гигиеническими советами и рекомендациями. Большое внимание следует уделять не только гигиене, но и режиму дня подростка, питанию. Важно своевременно и тактично разъяснять подростку характер и особенности физиологических изменений организма.
Так же не следует избегать разговоров с детьми на некоторые темы, которые заставляют их думать, что эти темы запретны. Искаженная информация вызывает у детей недоверие и нездоровый интерес. Не стоит давать ту информацию, о которой ребенок не спрашивал, или которую не готов осмыслить. Самый простой выход — дать простые ответы на вопросы подростка. На наш взгляд, родителям необходимо всесторонне развиваться в области политики, искусства, общей культуры, чтобы стать для своего ребенка примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Нам импонирует точка зрения М.Волковой, считающей, что ребенок, в период полового созревания должен вести активный образ жизни, избегая всего, что влияло бы возбуждающем образом на либидо, обосновывая это тем, что во время физической активности расходуется половая энергия. К примеру, сейчас набирает популярность здоровый образ жизни, спорт, фитнес. Мы считаем, что семья способна сформировать у ребенка любовь к спорту и здоровому образу жизни. В выходным можно устраивать совместные прогулки на велосипедах, или ходить на каток, хоккей, футбол, в спортзал. Прививать любовь к здоровому и правильному питанию. Все это поможет не только укрепить здоровье ребенка, но и сплотить семью, появятся общие интересы и увлечения.
Только с учетом всего вышесказанного, можно помочь подростку подготовиться к взрослой жизни, обучить способности адекватно осознавать свои физические и психологические особенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, реализовывать свои потребности в соответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами.
Литература:
- Драгунова Т. В. Возрастная психология.Психологические особенности подростка. — М.:, 1979. — 141 с.
- Божович Л. И., Под ред. Д. И. Фельдштейна. Проблемы формирования личности. — Воронеж: МОДЭК, 1995. — 352 с.
- Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
- Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 368 с.
- Тхуго М. М. Психолого-педагогическая поддержка дезадаптированного подростка // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2013. — № 4 [14] том 2.
- Кон И. С. Психология ранней юности.: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1995. — 252 с.
- Волкова М. К вопросу о физическом воспитании мальчиков // Русская школа. — 1903. — № 1. — С. 95.
- Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Межд-ая пед. академия, 1995. — С.160–165.