Школа как координатор совместной деятельности школы и семьи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

I международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2016)

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 1262 раза

Библиографическое описание:

Короткова, Ю. А. Школа как координатор совместной деятельности школы и семьи / Ю. А. Короткова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11370/ (дата обращения: 15.11.2024).



Школа и семья, в сущности, сориентированы на решение единой для них задачи: социализацию личности, обогащение социального опыта школьников, учителей. При этом, влияя на социум и семью, школа не ограничивает свободу их самореализации, но создает благоприятные условия. Принципиально важно их взаимодействие, взаимовлияние, чтобы семья не оказалась лишь пассивным объектом благодеяний извне. Семья, пользуясь вниманием со стороны школы, общества, развивает и в них дух истинного гуманизма — веру в человеческие возможности, в положительный потенциал, который можно и нужно развивать, помогая им, у самих членов семьи Гуров В. Н. и др. [3, 2]

В ходе изложения теоретических и методических основ обучения и воспитания неоднократно подчеркивалось, что их успешное осуществление происходит только при условии объединения воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Не следует забывать, что влияние семьи на развитие и формирование детей связано с эффектом раннего воспитания [14, 237], согласно которому основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве, иногда даже говорят, до пятилетнего возраста. Не меньшее влияние оказывает семья и в последующее время, когда дети обучаются в школе. Нельзя также не учитывать, что воспитание учащихся несет на себе отпечаток социальных условий, бытового окружения, воздействия различных общественных объединений. Естественно поэтому, что только при согласовании всех этих влияний можно повышать действенность школьного воспитания. Организующим центром совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности должна выступать школа. Это связано с рядом факторов. [14, 238]

Во-первых, в настоящее время только школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся, который обусловливается требованиями современного производства и все ускоряющимся научно-техническим прогрессом.

Во-вторых, школа располагает специально подготовленными кадрами квалифицированных педагогов, большинство же родителей не имеет надлежащей педагогической подготовки. Недаром еще П. П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.

В-третьих, значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, ее влияние сказывается также на их деятельности в семье, поскольку они продолжают свою учебную работу дома, выполняя учебные задания. В то же время нельзя не учитывать, что большинство родителей занято в сферах производственной деятельности, занимается самообразованием, повышением своей квалификации, что ослабляет традиционные контакты родителей и детей.

Указанные факторы, связанные с определяющим воздействием школы на воспитание учащихся, сохраняют свое значение и по отношению к влиянию общественных условий. Именно поэтому школа и должна быть организующим центром, объединяющим воспитательную деятельность семьи и общественности.

Эффективность взаимодействия семьи и социума в решающей мере зависит от школы, ее сотрудничества с другими социальными службами, ориентированными на поддержку семьи. Являясь одной из отраслей педагогической науки, социальная педагогика своеобразна тем, что имеет дело с людьми разных возрастов, а не только и даже не столько с детьми, хотя всех их объединяют общие условия семьи и ее социума. Ничто так не воспитывает взрослых, как их совместная деятельность с детьми. Комплексное исследование социальной работы школы с семьей позволило рассматривать эту работу как социально-педагогическую систему, т. е. с позиции не только социально-демографической структуры, но и педагогической сущности; здесь важна интеграция обоих подходов Гуров В. Н. и др. Социальная работа в современной городской школе. [3, 117]

На все это и направлен ФГОС второго поколения. В данном стандарте обучение неразрывно связано с воспитанием. Стандарты являются конвенциональной нормой, общественный договор между семьей, обществом и государством. Немалую роль в ФГОС занимает концепция духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России, цели и задачи которой в единстве учебной и внеурочной деятельности.

Все то, что имеет поступательное развитие, всегда сталкивается с определенными препятствиями, которые можно назвать проблемами. Так и в воспитании: данный процесс непрерывен, поступателен, имеет свои стадии, и в каждой из них возникают определенные проблемы воспитания.

Важнейшие из этих проблем можно объединить в три основные группы [10, 116]:

К первой группе следует отнести проблемы, которые связаны с осмыслением целей и содержания образовательно-воспитательной работы школы и семьи. Необходимо, чтобы родители осознавали, что современное воспитание имеет своей целью всестороннее и гармоническое развитие личности.

Ко второй группе проблем совместной работы школы, семьи и общественности относится умелое стимулирование активности учащихся, направленной на свое личностное развитие и формирование. Практика показывает, что наиболее интенсивно развиваются те учащиеся, родители которых поддерживают в семье благоприятный психологический микроклимат, показывают пример взаимной доброжелательности и высокой нравственности, всегда помня, что их поведение и деятельность непосредственно влияют на моральное формирование детей.

К третьей группе проблем совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности относится учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Становясь старше, дети стремятся к самостоятельности, тяготятся излишней опекой со стороны родителей, но их потребности и запросы в этом отношении не всегда находят понимание в семье.

Для того чтобы решить ряд проблем, необходимо организовать правильное взаимодействие родителей и учителей, основанное на принципах гуманизма и партнерства.

Современные подходы к организации взаимодействия учреждения образования и семьи обусловлены тенденциями развития системы образования, ее ориентации на запросы учащихся, их родителей, потребности общества в формировании достойных граждан. Осуществление этого требует объединение усилий, интеграции интересов различных социальных институтов, в том числе школы и семьи. [5, 65]

Задача педагога — организация воспитательной среды, позволяющей учитывать уровень актуального развития учащихся и далее способствовать развитию его личности в процессе взаимодействия со значимым окружением (родителями, сверстниками, педагогами).

Большую роль в организации совместной работы играют совместные мероприятия и праздники. Родители с удовольствием посещают концерты с выступлениями детей. Хорошо сплачивают коллектив и дают возможность лучше узнать своего ребенка совместные дела, такие как спортивные соревнования, субботники, различные конкурсы для пап и мам. Дети охотно помогают родителям, они вместе трудятся и это сплачивает коллектив.

Совместная работа педагогов и родителей — это партнерская деятельность направленная на гуманизацию воспитательной среды, выработку общей стратегии деятельности школы и семьи, определения программ совместной работы, совершенствования педагогического мастерства, культуры родителей и педагогов, в освоении новых принципов жизнедеятельности и развитии новых форм общественной жизни.

В решении проблем «общество — дети», «учитель — родители», «родители — дети» важная роль отводится учителю. Необходимо выстроить такую практику взаимоотношений, при которой все участники выступают как равноправные партнеры, друзья, единомышленники. Это взаимодействие обязательно должно носить развивающийся характер.

Учитель считает принципиально важным обеспечить свободный доступ родителей на уроки в любое удобное для них время, а не только в общепринятые Дни открытых дверей. Это обосновано тем, что родители так же, как и педагог, часто имеют плотный рабочий или скользящий график работы. Обеспечив доступ в школу в удобное для них время, педагог позволяет родителям сохранить интерес к школьной жизни ребенка буквально с первых дней его обучения, быстрее познакомиться с индивидуальными особенностями ребенка и типом семейного воспитания.

Родительские собрания, лектории, индивидуальные беседы несут в себе большое значение в целях воспитания. Их главная цель не только познакомить родителей с успеваемостью их чада, рассказать об его плохом поведении, главное помочь родителям найти правильные методы воспитания.

Ведь в ходе беседы раскрываются многие проблемы и находятся пути их решения, родители могут поделиться своим опытом воспитания с другими.

Подводя итоги, хотелось бы сказать следующее, семья и школа не должны рассматриваться как два отдельных института, они всегда идут рука об руку. Иначе говоря, без семьи образование будет не полным, как, впрочем, и наоборот. Каждый из этих институтов должен быть не отделим от другого, они должны взаимодействовать и взаимодействовать между собой.

Литература:

  1. Баранов, С. П. Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теория воспитания и школоведения / С. П. Баранов; М.: Педагогика-Просвещение, 2007.-204 с.
  2. Белая, М. В. Семья, школа, социум: навстречу друг другу / М. В. Белая // Народная асвета. 2006. № 4.- 14с.
  3. Гранкин, А. Ю. Аркин о семейном воспитании /А. Ю. Гранкин // Педагогика. 2004. № 6. — 5с.
  4. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников; М.: Просвещение, 2009. — 372 с.
  5. Гуров, В. Н. Теория и методика работы школы с семьей: диссертация д-ра пед. наук. / В. Н. Гуров; М., 1997. Ст.127. -118с.
  6. Елисеева, Т. П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях / Т. П. Елисеева // семья, детский сад, школа. 2008. № 5. — 10с.
  7. Землянухина, Н. Е. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка / Н. Землянухина; Социальная педагогика, 2005.№ 1. — 24 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, родитель, школа, ребенок, воспитание учащихся, воспитательная среда, группа проблем, организующий центр, совместная воспитательная работа, совместная работа.