Общее понятие о технологиях в обучении
Авторы: Диденко Светлана Юрьевна, Загоруйко Татьяна Владимировна, Лактионова Елена Евгеньевна, Потапова Светлана Васильевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 17.11.2016
Статья просмотрена: 688 раз
Библиографическое описание:
Диденко, С. Ю. Общее понятие о технологиях в обучении / С. Ю. Диденко, Т. В. Загоруйко, Е. Е. Лактионова, С. В. Потапова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11372/ (дата обращения: 15.11.2024).
В настоящее время в педагогике все чаще используются термины «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения». Появление данных понятий вызвано тем, что стремительный переход общества от индустриальной формации к информационной поставил перед педагогической наукой задачу воспитать человека «с новым типом мышления», умеющего анализировать увиденное и услышанное, планировать, прогнозировать и контролировать развитие событий [3, с.13].
Модернизация образования привела к акцентированию внимания на системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, которые прежняя методика уже не может реализовать.
Одним из новых для педагогики является понятие «технология». Разнообразные определения данного понятия свидетельствуют о недостаточной степени его сформированности. Однако при всем разнообразии определений технологии она всегда понимается как процесс планирования деятельности педагога в виде последовательных операций, приводящих к достижению конкретных результатов. Понятие «технология» является одним из самых популярных в современной науке об образовании.
Рассмотрим более подробно, как трактуется понятие «технология» в научной и методической литературе.
Так, словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом английского «an educational technology» — «образовательная технология». Но в последнее время под названием «педагогическая технология» в России все чаще появляются работы, посвященные проблемам воспитания. В связи с этим многие исследователи указывают на необходимость разделения терминов «педагогическая технология» и «технология обучения». Следует также разобраться во взаимодействии терминов «методика» и «технология обучения».
А. В. Хуторской считает, что понятие «методика» шире понятия «технология», так как методика включает в себя вопросы образовательной политики, в том числе и выбор технологии. В частности, одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии [4, с.48].
Т. М. Давыденко выделяет два основных момента, отличающих технологию от методики — это гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса [1, с.35].
Для традиционного процесса обучения всегда существовала и существует своя традиционная технология обучения, характерная для тех методов и средств, которыми учитель пользуется при организации и проведении учебного процесса. «Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой стороны, технология обучения — это наука о способах воздействия педагога на ученика в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств» [5, с.46].
В словаре С. И. Ожегова дается следующее определение данному понятию: «технология — совокупность методов и процессов в определенной сфере, а также научное описание этих способов» [2, с.426].
В дальнейшем прогресс компьютеров и информатики как науки о передаче, переработке и хранении информации, а также развитие средств коммуникации существенно расширили и изменили понятие термина «технология обучения» в сторону системного анализа и проектирования процесса обучения.
В структуру технологии обучения входят:
‒ концептуальная основа;
‒ содержательная часть (цели, содержание обучения);
‒ процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность учителя — управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса).
Таким образом, в понятии «технология обучения» следует выделить два слоя: наука или совокупность сведений, необходимых преподавателю для реализации того или иного учебного процесса и сам учебный процесс, его организация, структура и обеспечение.
Следовательно, технология обучения — это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в развитии личности учащегося [5, с.98].
Выход на технологический уровень проектирования учебного процесса и реализации этого проекта делает учителя высокопрофессиональным специалистом, выступает альтернативой формального образования, значительно усиливает роль самого обучаемого и открывает новые горизонты развития творчества.
Классификацию технологий обучения можно осуществлять по разным признакам и корням. В настоящее время нет какой-либо общепризнанной классификации, поэтому мы приведем точки зрения различных исследователей. Так, Г. К. Селевко выделяет следующие группы технологий:
‒ по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии;
‒ по ориентации на личностные структуры: информационные технологии, операционные, эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные, технология саморазвития, эвристические и прикладные технологии;
‒ по характеру содержания и структуры — технологии обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические и др. [5, c.108].
Основным качеством любой технологии обучения должна быть подвижность, мобильность, способность к быстрым изменениям.
Особую роль в развитии информационных технологий сыграли компьютеры, различные электронные средства аудиовидеотехники и систем коммуникации. Именно с этими средствами связано понятие новых информационных технологий обучения.
Внедрение новых информационных технологий обучения не отрицает традиционных технологий, так как производство информации на бумажных и других твердых носителях продолжает расти быстрыми темпами, не уступающими производству информации на электронных носителях. В этом свете информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационными продукцией. В настоящее время одной из самых серьезных проблем является проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в новой информационной среде.
Основное противоречие современной системы образования — это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом.
Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала и перейти к новому идеалу — максимальному развитию способностей человека к самореализации (или самообразованию).
При этом необходимо обеспечить индивиду право на выбор собственной образовательной траектории, наиболее соответствующей его индивидуальным способностям. Это означает введение достаточно ранней дифференциации и индивидуализации обучения, связанной с применением методов дистанционного доступа к образовательным программам.
В этом случае новые технологии становятся главнейшим средством доступа к различным источникам информации и формирования мотивации к самостоятельному поиску, обработке, восприятию и использованию этой информации.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что технологии обучения играют огромную роль в обучении, так как:
1) повышает производительность труда учителя;
2) контроль результатов обучения учеников и системаобратной связи позволяет учитывать возможности и склад характера каждого ученика;
3) перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время учителя, в результате чего он больше времени уделит вопросам личностного и индивидуального развития своих учеников;
4) снижается роль субъективного фактора при проведении контроля.
Литература:
- Давыденко Т. М. Проектирование учебного занятия: учеб. пособие/ Т.М.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2009. — 630 с.
- Панфилова А. П. Инновационные технологии: активное обучение: учеб.пособ. для студ./ А. П. Панфилова. — М.: «Академия», 2009. — 192 с.
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ.пед.вузов и системы повыш.квалиф.пед.кадров/ Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 272 с.
- Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1.М.: НИИ школьных технологий,2006. — 485 c.