Патриотическое воспитание учащихся на уроках математики средствами краеведения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

I международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2016)

Дата публикации: 19.11.2016

Статья просмотрена: 910 раз

Библиографическое описание:

Гридунова, О. А. Патриотическое воспитание учащихся на уроках математики средствами краеведения / О. А. Гридунова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11377/ (дата обращения: 16.11.2024).



Патриотизм — этолюбовьк отечеству,преданностьему (отгреческогосоотечественник,родина,отечество). Патриотизм всегда играл важную роль в воспитательно-образовательном процессе, направленном на формирование личности. Так, с самого начала своего существования, государство уделяло значительное внимание патриотическому воспитанию молодежи, видя в подрастающем поколении опору и успешность страны.

Если государство теряет патриотическую идею, традиционные ценности, то его ждут масштабные разрушения практически во всех сферах общества. Особенно это будет заметно в духовной сфере. Рост количества молодежи с отклоняющимся поведением, снижением роли агентов социализации, таких как семья и система образования, переориентация ценностей молодежи на собственное эго приведёт к потери смысла и идеи собственного существования. К потери государственности также может привести подмена патриотизма национализмом.

Патриотизм тесно связан с психикой человека, составляющий особое отношение к ландшафту, звукам природы, смене времен года, восприятием первого места жилища, обычаев, традиций, песен, разговоров местного населения. Данные явления закладываются психикой человека на подсознательном уровне, формируя у индивида патриотизм к своей стране. Исходя из этого, патриотизм — это присутствие среди основных положительных эмоций каждого человека уважения места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, выраженного в любви и заботе о данном территориальном формировании, почитании местных традиций, верности к данной территориальной области. Патриотизм начинается с любви индивида к уважению своих предков.

На правом берегу реки Ворсклы раскинулось село Хотмыжск, красота которого воспета поэтами и описана художниками. Величественный храм, стоящий на холме, возвышается над лесом, извилистой речкой Ворсклой, лугами, венчая Хотмыжское поселение.

Поэтические мотивы и четкие расчёты. Краеведение и математика, на первый взгляд, не имеют ничего общего. Но, как показывает опыт, воспитание патриотизма, любви к Родине начинается с осознания ребёнком своей причастности к истории своего села, родного края. Математика позволяет доступно изложить числовой материал краеведения. В результате у учащихся формируется целостное восприятие окружающего мира. Нужно отметить, что обучающиеся всех классов с большим интересом решают текстовые задачи, в которых говорится об их родном крае.

Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор. Дети чувствуют себя наследниками предыдущих поколений, потомками храбрых воинов, столетиями защищавших родную землю, и великих тружеников, возрождавших свой край из руин.

Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в педагогическом процессе не новая. Она получила педагогическое обоснование в трудах великих педагогов и просветителей Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, М. В. Ломоносова, К. Д. Ушинского, А. Я. Герда, В. П. Бехтерева и других. К. Д. Ушинский разработал первые основы краеведения и дал научно-психологическое обоснование целесообразности использования «окружающего материала» в обучении, начиная с первых классов. Свое развитие, взгляды и идеи К. Д. Ушинского получили во второй половине XIX века в работах педагогов-методистов. А. Я. Герд впервые ввел в практику образовательные экскурсии как метод обучения, В. П. Бехтерев призывал к активному обучению детей в природе, формированию у них самостоятельности в исследовательской деятельности, Л. С. Севрук обосновал введение понятия о природе как едином целом. Отечественное краеведение на всех этапах имело большое воспитательное и образовательное значение. Так, Е. А. Звягинцев выдвинул идею «локализации» в педагогике, суть которой состояла в том, что в каждом учебном предмете надо найти место местному материалу и обеспечить знание его учащимися.

Однако в учебниках краеведческий аспект практически не представлен. Поэтому перед учителем встает задача поиска и отбора материала по краеведению, привязка данного материала к учебной программе. На уроках математики краеведческий материал может быть использован в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач курсов. Местный материал можно использовать для составления математических задач, при решении примеров и т. д.

Требования к формулировке задач, составленных на краеведческом материале:

  1. Задача должна быть интересной, понятной и корректной как с исторической, так и с математической точки зрения.
  2. Условие задачи должно отражать историческую, краеведческую направленность, носить познавательный, воспитательный характер, побуждать учащихся к исследовательской деятельности.
  3. Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.

Работа по составлению задач упрощается, если в исследовательскую деятельность по поиску материала включены сами обучающиеся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.

Рассмотрим примеры задач, составленных на основе исторических данных о селе Хотмыжск Борисовского района Белгородской области.

  1. 28 июня 1640 года воевода В. И. Толстой доносил в Москву, что строительство Хотмыжского поселения завершено. Сколько лет нашему селу? Сколько будет в 2020 году?
  2. Хотмыжская Воскресенская церковь была построена в 1640 году. К концу 20-х годов XIX века деревянный храм разрушился, царило запустение. Но уже в 1834 году на прежнем месте тщанием прихожан и по проекту А. И. Мельникова началось строительство нового храма. Сколько лет прошло между двумя строительствами храма?
  3. Согласно клировым ведомостям 4-го Благочиннического Округа, Грайворонского уезда, Курской Епархии в 1915 году «ко храму были приписаны и земли: усадебная местность с погостом церковным — десять квадратных сажень (примерно 45,5 м2), пахотная земля, тридцать шесть квадратных сажени (примерно 164,5 м2), и двадцать четыре квадратных сажени (примерно 109,6 м2) сенокосной земли, которая находилась в пяти верстах (5,3 км) от храма» [3, c. 38–49]. Сколько всего в распоряжении храма находилось квадратных саженей земли? Переведите в квадратные метры.
  4. При храме действовала школа (церковно-приходская с 1894 года, земская с 1865 года, волостная с 1848 года). Сколько лет нашей школе?
  5. Храм Воскресения Христова не являлся богатым, а годовой доход без учёта вклада составлял 803, 41 царских рублей (в месяц около 67 рублей), что в пересчёте на современные деньги (2013 год) составляет 860 886 рублей или за 1 месяц — 71 740,5 рублей. Учитывая штат церкви 3 человека, посчитайте, сколько в среднем состоял ежемесячный доход каждого служителя в царских и современных рублях.
  6. В 1930 году, по воспоминаниям, храм частично разрушили, разрушили колокольню, колоннаду и до 1943 года он был закрыт. Во время Великой Отечественной войны храм использовали в качестве конюшни для немецких лошадей; служил прикрытием для русских зениток, но в 1943 году был снова открыт и служил верующим до конца 1962 года. И снова храм закрыт и превращен в склад ядохимикатов и удобрений.

Храм был восстановлен в 1995 году. Сколько лет в ХХ веке был закрыт храм?

Использование краеведческого материала на уроках математики формирует у учащихся социальную ответственность, уважение к старшим, к национальным традициям. Для более разностороннего представления о родном крае, ребятам можно предложить задачи о его географическом положении, климате, сельском хозяйстве, флоре и фауне. Факты, изложенные в задачах, должны удивлять детей, вызывая у них чувство гордости за свой родной край. Однако не следует забывать об исторической правде изложенных в задачах или примерах фактах.

В наше время всё меньше ребят знают, в честь какой исторической личности, или какого исторического события была названа та или иная улица. Исследовательская работа, проводимая в данном направлении, поможет ребятам не только узнать об исторических событиях прошлого (улица Пушкарная, улица Стрелецкая были названы в честь пушкарей и стрельцов, основавших Хотмыжское поселение), но и испытать чувство гордости за своих земляков (две улицы села названы в честь Героев Советского Союза: Климова Ильи Ивановича и Исаева Василия Васильевича).

Использование краеведческого материала на уроках математики, с одной стороны, обогащает содержание урока, делает его материал более убедительным, близким для каждого ученика, с другой стороны, активизирует его умственную и познавательную деятельность. Для того чтобы молодой человек по-настоящему обрёл свою Родину, необходимо помочь ему ощутить собственную духовную жизнь через духовную жизнь своего народа, т. е. принять русский язык как родной язык, российскую историю как историю своих предков, Российскую государственность как необходимую форму организации безопасности собственной жизнедеятельности.

Литература:

  1. Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков — М.: Просвещение, 2011. – 23 с.
  2. 2. Охрименко И. Хотмыжск. Летопись Белогорья. Фото, видео, заметки и статьи из прошлого [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://belstory.ru/mir-belogoryya/interesnoe/hotmzhsk-tchasty-3.html — Систем. требования: IBMPC, InternetExplorer.
  3. Клировая ведомость Воскресенской церкви заштатного города Хотмыжска 4-го Благочиннического Округа, Грайворонского уезда Курской Епархии за 1915 год [Текст] / Клировые ведомости 4-го Благочиннического Округа, Грайворонского уезда, Курской Епархии. За 1915 год. Ф. № 129. Оп. № 1. Д. № 5 С. 38–49.
  4. Патриотизм и государство. Исследование Левада-Центра. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: URL: http://www.levada.ru/2015/04/29/patriotizm-i-gosudarstvo/ — Систем. требования: IBMPC, InternetExplorer.
Основные термины (генерируются автоматически): краеведческий материал, родной край, исследовательская деятельность, урок математики, задача, местный материал, патриотизм, психика человека, рубль, чувство гордости.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре посредством народных игр

Патриотическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Патриотическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора

Эстетическое воспитание учащихся на уроках русской литературы

Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках английского языка

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города

Развитие логического мышления учащихся на уроках физики

Патриотическое воспитание школьников на уроках иностранного языка в начальной школе

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре посредством народных игр

Патриотическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Патриотическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора

Эстетическое воспитание учащихся на уроках русской литературы

Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках английского языка

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города

Развитие логического мышления учащихся на уроках физики

Патриотическое воспитание школьников на уроках иностранного языка в начальной школе