Детско-родительские отношения как фактор установления сотрудничества педагогов и родителей в системе образования дошкольного учреждения
Авторы: Зимукова Татьяна Ивановна, Буянова Алла Юрьевна, Купцова Антонина Васильевна, Пименова Зинаида Николаевна, Шапирова Лилия Рафаиловна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 18.11.2016
Статья просмотрена: 911 раз
Библиографическое описание:
Детско-родительские отношения как фактор установления сотрудничества педагогов и родителей в системе образования дошкольного учреждения / Т. И. Зимукова, А. Ю. Буянова, А. В. Купцова [и др.]. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11388/ (дата обращения: 15.11.2024).
Образование детей — один из наиболее важных вопросов, стоящих перед каждой семьей.
Современный этап развития Российского общества носит кризисный характер, отличающийся резкой нестабильностью, деструктивными изменениями во всех сферах жизни и наличием противоречий, проявляющихся на всех уровнях жизни, и сопровождается распадом привычных форм взаимодействия людей, включая взаимоотношения взрослых и детей.
Резкие изменения в обществе, произошедшие за последнее десятилетие, привели к трансформации социальной ситуации, росту эмоциональной напряженности и повышению риска социальной и психологической дезадаптации населения, что не могло не сказаться негативно на положении детско-родительских отношений.
Распад и искажение связей взрослых и детей в процессе воспитания и обучения последних, что связано с потерей взрослым сообществом идеологических и ценностных ориентаций и смысла контакта с детьми изменило само отношение взрослых к детям, причем, можно отметить резкое располюсование родительских позиций — от детоотвержения до детоцентризма и жизни ради детей. При этом необходимо отметить, что семья как была, так и остается основным институтом социализации ребенка.
Для ребёнка дошкольного возраста, семья — это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья, поэтому влияние родителей на развитие ребенка очень велико.
Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию у детей различных психологических проблем и комплексов. [2, с 40]
Многочисленные исследования показывают, что негативные воздействия стилей семейного воспитания не только наносят непоправимый вред здоровью ребенка, травмируют его психику, тормозят развитие его личности, но и влекут за собой другие тяжелые социальные последствия. Все это обуславливает актуальность психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим ребенка дошкольного возраста по гармонизации детско-родительских отношений. В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих детско-родительские отношения.
У истоков отечественных научных исследований проблем семейного воспитания стояли И. М. Балинский, И. А. Сикорский и П. Ф. Лесгафт. В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, И. М. Марковской, Р. В. Овчаровой, А. В. Петровского, исследуются типы и стили отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения, указываются, какой стиль семейного воспитания способствует возникновению той или иной аномалии развития детско-родительских отношений, рассматриваются другие проблемы детско-родительских отношений.
Все авторы сходятся на том, что родители нуждаются в помощи: им нужно помочь овладеть навыками, способствующими развитию позитивных детско-родительских отношений.
В связи с этим нами была организована специальная работа, направленная на обучение родителей навыкам общения с собственным ребенком и установление сотрудничества педагогов и родителей, которая основывается на следующих принципах:
– Принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи, влияющие на развитие ребенка.
– Принцип психологической комфортности.
– Принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми.
– Принцип гуманного и деликатного отношения к членам семьи и к самому ребёнку.
– Принцип конфиденциальности и профессиональной этики педагога.
– Принцип личностной заинтересованности родителей
– Принцип самоценности семьи.
– Принцип эмансипации родителей.
– Принцип активности.
При этом были использованы следующие формы и работы:
- Привлечение родителей и педагогов к изучению литературы, статей по проблеме воспитания и развития детей, по оптимизации детско-родительских отношений.
- Анкетирование, тестирование, экспресс - опрос, интервьюирование.
- Организация консультаций, тематических родительских собраний, лекций для родителей и педагогов.
- Дискуссии, круглые столы, деловые игры, занятия с элементами тренинга, мастер-классы, семинар - практикумы, практические упражнения, детско-родительские мероприятия.
- Обсуждение видеофрагментов по вопросам воспитания детей и семейного микроклимата.
- Обучение родителей методам саморегуляции.
- Освещение проблемы на сайте дошкольного учреждения.
- Просмотр родителями видеофрагментов организации жизнедеятельности детей в детском саду.
- Оформление наглядно-текстовой информации психолого-педагогического содержания для родителей.
- Обобщение опыта семейного воспитания на страницах газеты «Семейный альбом», сайте детского сада, в блоках педагогов. [1]
Этапы работы
Этапы реализации |
Содержание |
Ожидаемый результат |
I этап Подготовительный |
Изучение проблемы и создание информационного — методического обеспечения |
Создание, разработка и реализация перспективного плана работы. Создание банка данных |
II этап Реализация |
Решение задач и реализация перспективного плана работы «Тепло родных сердец» |
Активизация родителей Использование знаний родителей и их практического опыта в воспитании детей. Оптимизация детско-родительских отношений |
III этап Заключительный |
Проведение праздника совместно с родителями. Оформление электронного фотоальбома по итогам работы. |
|
Материально-техническое оснащение: компьютеры, мультимедийная установка, информационные стенды для родителей, наглядный материал для взрослых и детей, таблицы, плакаты, памятки, иллюстрации, буклеты, мультимедийные презентации, видеоклипы, мультфильмы.
Перспективный план работы «Тепло родных сердец»
Блоки |
Содержание (темы) |
Срок |
Ожидаемый результат |
Наглядно-информационный Цель: пропаганда и популяризация семейного воспитания. |
Пополнение библиотеки для родителей психолого-педагогической литературой на бумажных и электронных носителях; подборка игр, упражнений, мультфильмов для совместного просмотра с детьми. Рубрики на сайте детского сада «Для Вас, родители», «Консультативный клуб» «Семейный альбом», «Играем вместе с детьми», «Советуют специалисты». Буклеты «Скоро в школу», «Ребенок и компьютер», «Развиваем речь» Памятки «Вечерние игры», «Игры на кухне». Стендовая информация в картинках «Утомление у детей», «Как избавиться от гнева», «Игры для малышей» [3] |
Сентябрь- ноябрь |
Распространение педагогических знаний среди родителей. Повышение педагогической компетентности родителей. Родители знакомятся с психолого-педагогическими приёмами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Родители могут сами выбрать, что для них приемлемо. |
Аналитико-диагностический Цель: Выявление уровня потребностей семьи, уровня знаний и представлений родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей, а также родительское отношение, выраженное в установках и реакциях на ребенка |
Тест «Рисунок семьи» (А Захаров); «Тест-опросник родительского отношения» (А.Варга, В. Столин). [5] Сочинение «Мой ребенок» Параллельный опрос детей и родителей |
Декабрь- январь |
Изучение семьи и установление контактов с родителями с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка. Графический тест (кинетический рисунок семьи Р. Бернса, С. Кауфмана) дал возможность выявить восприятие ребёнком значимости членов семьи, восприятие им своего места в семье, его отношения к ней в целом и отдельным её членам. [5] |
Психолого-педагогическое родителей Цель: Повышение психолого - педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. |
Деловая игра «Ребенок в информационном пространстве» Интерактивная лекция «Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста» [4] Круглый стол «Детские капризы» Семинар-практикум «Активное слушание ребенка» Беседа «Любознательные почемучки» Круглый стол «Как любить детей» Консультация «Если ребенок не убирает игрушки» |
Февраль- Март |
Знание возрастных особенностей детей и умение применять это знание в практике семейного воспитания. Умение анализировать воспитательные действия взрослого по отношению к детским поступкам и производить рефлексию собственных воспитательных действий. Активизация педагогических умений родителей. Сплочение родителей. Привлечение внимания родителей к интересам ребенка. |
Совместная детей и Цель: привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, повышение авторитета родителей в глазах детей, авторитета педагогов — в глазах родителей.
|
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» между командой детей подготовительной группы и командой родителей. Акция «Тайный подарок». Конкурс «Самый умный».«Играем вместе с мамой» (серия занятий для детей младших групп и их мам). Конкурс поделок «Мастерим вместе с папой и мамой» Оформление совместно с детьми страничек «Семейного альбома» детского сада: «Летняя страничка», «Зимняя страничка», «Ребята и зверята», «Семейные реликвии и традиции». |
Апрель- май |
Вовлечение родителей в деятельность детского сада. Способствовать обогащению эмоционального мира детей и родителей. Способствовать эмоциональному сближению ребенка и родителя. Улучшение детско-родительских отношений в целом. Приобретение навыков проведения совместного досуга в семье. Внедрение положительного опыта семейного воспитания. Активизация включенности родителей в интересы и потребности ребенка. |
Практическая значимость данного направления заключается в том, что разработанный план работы используется как практическое применение в ДОУ с целью оказания психолого-педагогической помощи семьям по оптимизации детско-родительских отношений.
И так, семейное воспитание содержит значительный педагогический потенциал, который может и должен быть использован в воспитании и развитии личности ребенка. Он заключается в организации социально- личностно значимой, эмоционально привлекательной, воспитывающей и развивающей совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой складывается педагогически эффективное детско-родительское взаимодействие. [2]
Литература:
- Активные методы обучения: электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро» Образовательный портал Мой университет [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.moi-universitet.ru/
- Майер, А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада./ А. А. Майер, О. И. Давыдова, Н. В. Воронина // Управление ДОУ приложение — М.: ТЦ СФЕРА, 2012. — 128 с.
- Копилочка активных методов обучения Образовательный портал Мой университет [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.moi-universitet.ru/
- Технология интерактивного обучения электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро» Образовательный портал Мой университет [Электронный ресурс ]. — Режим доступа http://www.moi-universitet.ru/
- Панфилова, М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. / М. А. Панфилова/ Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей - М.: ГНОМ и Д,2002. — 160 с.