Использование Case-study как эффективного метода в подготовке высококвалифицированного специалиста
Автор: Махмутова Алмагуль Сатыбалдиевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 07.12.2016
Статья просмотрена: 2748 раз
Библиографическое описание:
Махмутова, А. С. Использование Case-study как эффективного метода в подготовке высококвалифицированного специалиста / А. С. Махмутова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11405/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье обсуждается применение метода активного проблемно-ситуационного анализа — Case-study, при изучении дисциплины Контроль качества лекарственных средств, отмечены преимущества данного метода. Приведены примеры кейсов.
Ключевые слова: кейс, кейс-метод, Casestudy
В современную систему образования все больше внедряются инновационные методы и технологии, позволяющие усилить практическую ориентацию профессионального образования, установить обратную связь между теоретическими положениями и профессиональными действиями специалистов в данной области, активизировать интеллектуально-творческую деятельность студентов. Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов Casestudy.
Суть данного метода заключается в усвоении знаний и формировании умений через активную самостоятельную деятельность самих учащихся по разрешению противоречий, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Кейс-метод был разработан в Гарвардском университете (США) в 20-30-х гг ХХв., а широкое распространение получил во второй половине прошлого столетия в сфере бизнес-образования, когда известными педагогами-рефарматорами разрабатывались и вводились в практику так называемые методы активного обучения [1].
Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case — случай, ситуация) — это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач — ситуаций (решение кейсов). Студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений Предлагаемые студентами решения могут быть оценены по степени эффективности, по степени риска, по обоснованности решения, по затратам ресурсов, но при этом самые разные решения будут правильными, соответствующими заданию. Таким образом, учебный материал подается студентам в виде ситуаций (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.
В зависимости от дидактических целей и особенностей содержания материала в учебном процессе кейс-метод может применяться в виде различных ситуаций.
- Ситуация — иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируется закономерность или механизм происходящих явлений, эфективность использования определенных приемов, методов, способов анализа.
- Ситуация — оценка. Студентам предлагается описание конкретного события и принятых мер. Их задача: оценить источники, механизмы, значение и следствие ситуации и принятых мер или действий должностного лица, коллектива. Например, студентам предлагается для анализа описание конкретного случая и соответствующие меры со стороны должностных лиц. Студенты должны на основе всестороннего изучения ситуации дать оценку правильности (неправильности) их действий, предложить свой вариант.
- Ситуация — упражнение. В данном случае анализ ситуации требует от слушателей обращения к специальным источникам информации, литературе, справочникам, проведения исследовательской работы. Студенты делятся на группы по 3-5 человек и изучают ситуацию. Они готовят перечень вопросов, связанных с ситуацией и передают их преподавателю. Получив ответы, изучив информацию, студенты вырабатывают план действий, проекты решений, прогнозы конечного результата.
- Ситуация — проблема. При соответствующем подборе материала и правильной постановке занятий, ситуация — проблема может служить и иллюстрацией, и упражнением и средством передачи опыта. Ситуация — проблема представляется студентам в виде проблемной задачи, которая реально стояла или стоит перед практикой [2].
В качестве основных целей метода кейс-стади можно выделить следующие:
- обучение анализу и оценке
- применение на практике теоретического материала
- презентация решений и их последствий
- формирование профессиональных навыков.
Как разработать кейс? Существует ряд типовых шагов для создания Кейса:
- Определение темы и вопроса исследования;
- Выбор обьекта исследования;
- Определение контекста;
- Планирование кейс исследования, проведение сбора материала и анализа материала;
- Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;
- Описание и редактирование кейса;
- Формулирование вопросов для дальнейшего обсуждения ситуации [3].
Если сравнивать метод case-study с традиционными методами используемыми в педагогике высшего образования, то можно найти ряд преимуществ. В результате применения данного метода обучающийся получает не только определенные знания, но и навыки профессиональной деятельности. Конечный результат обучения в нем направлен не на овладение готовым знанием, а на его выработку. Главное отличие метода case-study от традиционных методик заключается в равноправии обучающихся между собой и преподавателем в процессе обсуждения проблемы. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Использование метода кейс-стади в обучении бакалавров Фармации способствует качественной подготовке конкурентоспособного специалиста. Данный метод, наряду с другими активными методами обучения применяется нами при изучении дисциплины «Контроль качества лекарственных средств». Мы разрабатываем для студентов небольшие обучающие кейсы и вопросы к ним, которые раздаем непосредственно на практическом занятии. Студенты делятся на небольшие группы по 5-6 человек и работают с кейсами коллективно, предлагая свои и выслушивая другие варианты решения проблемной ситуации. Каждый студент предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции. Таким образом группа получает несколько решений, каждое из которых далее начинает анализировать и проверять на достоверность. Большой популярностью среди студентов пользуются кейсы в решении которых необходимо провести химическую экспертизу. Примеры таких кейсов:
Кейс 1. Нитрофурал (синоним Фурациллин) — это лекарственное средство, которое обладает противомикробным эффектом и может применяться как внутрь, так и наружно. Оно оказывает антисептическое и антибактериальное действие относительно многих патогенных микроорганизмов. После применения Нитрофурала при лечении гнойной ангины больной Иванов И. обратился с жалобой на зуд и шелушение кожи в области шеи и рук. Оставшиеся таблетки были направлены в КАнЛ для проведения экспертизы.
Вопросы к кейсу:
- Предполагаемая причина?
- Соответствует ли качество ЛС, заявленному в НД?
- Предложите выход из ситуации.
Кейс 2. Фармацевтический завод г. Шымкент приобрел субстанцию винной кислоты для изготовления шипучих таблеток, однако при производстве пробной партии таблеток было обнаружено, что таблетки проявляют слабые свойства шипения и малую растворимость в воде. Субстанция винной кислоты направлена в КАнЛ для проведения экспертизы.
Вопросы к кейсу:
- Где допущена ошибка?
- Соответствует ли качество субстанции заявленному в НД?
- Предложите выход из ситуации.
В решении этих кейсов студентам предоставляется возможность почувствовать себя специалистами контрольно-аналитических лабораторий. Подобные кейсы не только развивают у обучающихся навыки аналитического мышления, работы в команде, аргументированного высказывания своего мнения, но и побуждает их к выполнению лабораторной работы, тем самым развивая и практические навыки проведения качественного и количественного анализа, работы с приборами и тд.
После проведения занятий по данному методу нами было проведено анкетирование студентов, которое показало следующие результаты: 98 %-там студентов понравилось работать с кейсовыми ситуациями, 100 % — согласилось с тем, что предложенные для решения кейсы были доступны и понятны по содержанию.
Таким образом, мы в очередной раз убедились, что применение подобных АМО повышает интерес обучающихся к занятиям, активизирует их деятельность, не оставляя пассивным ни одного студента, а также повышает мотивацию студентов к обучению дисциплине Контроль качества лекарственных средств. Кроме того можно сказать, что выработка модели практического действия является эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.
Литература:
1. Темина С.Ю. Кейс-метод: активное обучение принятию профессиональных решений // Среднее профессиональное образование.- 2010.- № 1.- С.44-46.
2. Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К. Методические рекомендации для проведения СРСП и рубежного контроля по фармацевтической химии методом «Анализа конкретных ситуаций».- Шымкент. -2010.- 34 с.
3. Янова Е.П. Использование «кейс-метода» в школьном курсе географии //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.- 2016.- № 49-1.- С.170-177.
Похожие статьи
Анализ эффективности бизнес-кейса как метода оценки персонала
В статье проанализированы особенности бизнес-кейса как метода оценки персонала. Рассмотрены вопросы развития данного метода в России, его эффективность и причины востребованности у специалистов отделов управления персоналом.
К вопросу о проблемах организации системы риск-менеджмента на предприятии
В данной статье рассматривается актуальный вопрос важности интеграции и использования системы риск-менеджмента в работе современных предприятий. В ходе исследования проведен обзор системы-риск менеджмента: ее преимущества и основные этапы применения....
АВС-анализ как инструмент анализа результатов управления ассортиментом в категорийном менеджменте
В статье рассмотрены принципы построения концепции категорийного менеджмента в компании, рассмотрены этапы выполнения АВС-анализа, обозначены преимущества и недостатки метода.
Применение ситуационного анализа в процессе преподавания дисциплины «Канализация и очистка сточных вод»
В статье рассматриваются возможности применения ситуационного анализа при изучении дисциплины «Канализация и очистка сточных вод». Для рассмотрения на практических и лекционных занятиях рекомендуется применять ситуации-иллюстрации и ситуации-оценки. ...
Моделирование процедуры FMEA: анализ рисков
В данной статье рассматривается анализа FMEA, история применения, принципы его действия, этапы проведения анализа. Также в статье приводится пример использования данного анализа на Тулинском приборостроительном заводе.
Применение теории вероятности в SWOT-анализе
Статья посвящена применению теории вероятности в SWOT-анализе для увеличения точности бизнес-плана. Также адаптированы математические формулы под составляющие анализа. Целью статьи является уменьшение рисков неудач в открытии новых бизнес-проектов. В...
Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося
В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.
Анализ применения личностных опросников для оценки soft skills кандидатов при приеме на работу в российских компаниях
В статье обозначена роль оценки soft skills кандидатов при приеме на работу и рассмотрена фактическая распространенность оценки данной категории навыков с помощью личностных опросников.
Использование экспертных оценок в задачах анализа информационных рисков предприятия
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения метода экспертных оценок применительно к задаче анализа информационных рисков предприятия. Обсуждаются актуальные вопросы и некоторые возможные проблемы отбора экспертов. Показа...
Применение инструментов системного инжиниринга в технологической подготовке производства
В статье рассмотрены вопросы нового подхода к технологической подготовке производства с использованием инструментов системного инжиниринга. Данный инструментарий помогает решить основные проблемы современного производства за счет разработки и внедрен...
Похожие статьи
Анализ эффективности бизнес-кейса как метода оценки персонала
В статье проанализированы особенности бизнес-кейса как метода оценки персонала. Рассмотрены вопросы развития данного метода в России, его эффективность и причины востребованности у специалистов отделов управления персоналом.
К вопросу о проблемах организации системы риск-менеджмента на предприятии
В данной статье рассматривается актуальный вопрос важности интеграции и использования системы риск-менеджмента в работе современных предприятий. В ходе исследования проведен обзор системы-риск менеджмента: ее преимущества и основные этапы применения....
АВС-анализ как инструмент анализа результатов управления ассортиментом в категорийном менеджменте
В статье рассмотрены принципы построения концепции категорийного менеджмента в компании, рассмотрены этапы выполнения АВС-анализа, обозначены преимущества и недостатки метода.
Применение ситуационного анализа в процессе преподавания дисциплины «Канализация и очистка сточных вод»
В статье рассматриваются возможности применения ситуационного анализа при изучении дисциплины «Канализация и очистка сточных вод». Для рассмотрения на практических и лекционных занятиях рекомендуется применять ситуации-иллюстрации и ситуации-оценки. ...
Моделирование процедуры FMEA: анализ рисков
В данной статье рассматривается анализа FMEA, история применения, принципы его действия, этапы проведения анализа. Также в статье приводится пример использования данного анализа на Тулинском приборостроительном заводе.
Применение теории вероятности в SWOT-анализе
Статья посвящена применению теории вероятности в SWOT-анализе для увеличения точности бизнес-плана. Также адаптированы математические формулы под составляющие анализа. Целью статьи является уменьшение рисков неудач в открытии новых бизнес-проектов. В...
Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося
В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.
Анализ применения личностных опросников для оценки soft skills кандидатов при приеме на работу в российских компаниях
В статье обозначена роль оценки soft skills кандидатов при приеме на работу и рассмотрена фактическая распространенность оценки данной категории навыков с помощью личностных опросников.
Использование экспертных оценок в задачах анализа информационных рисков предприятия
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения метода экспертных оценок применительно к задаче анализа информационных рисков предприятия. Обсуждаются актуальные вопросы и некоторые возможные проблемы отбора экспертов. Показа...
Применение инструментов системного инжиниринга в технологической подготовке производства
В статье рассмотрены вопросы нового подхода к технологической подготовке производства с использованием инструментов системного инжиниринга. Данный инструментарий помогает решить основные проблемы современного производства за счет разработки и внедрен...