Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников
Авторы: Якурина Марина Владиславовна, Докина Екатерина Геннадьевна, Трунова Наталья Николаевна, Гартвиг Юлия Геннадьевна, Бажина Елена Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 24.11.2016
Статья просмотрена: 1891 раз
Библиографическое описание:
Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников / М. В. Якурина, Е. Г. Докина, Н. Н. Трунова [и др.]. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 84-88. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11411/ (дата обращения: 15.11.2024).
Актуальность исследования экологического воспитания дошкольников обусловлена развитием двух параллельных процессов — усугублением экологической проблемы планеты и их осмыслением населением планеты.
В конце 20-го века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим и каждый человек находился в непосредственном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине 20-го века, когда особенно резко усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение, они стали брать от природы все, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен.
Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Она стала для него отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием. Чем глубже изучаются экологические законы учеными-теоретиками, чем сложнее становятся открываемые ими связи в природе, тем труднее воспринимаются эти законы рядовыми членами общества. Отгородившись от природы стенами многоэтажных домов, они не имеют возможности увидеть проявление этих законов в своей обыденной жизни.
Чернобыльская катастрофа, аварии нефтяных танкеров, отравленные ядовитыми стоками промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязненный воздух. Природа сама уже не в силах залечивать нанесенные ей раны. Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И на сегодняшний день нет более важной задачи, чем поиск путей выхода из него.
Все сказанное диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. Она должна стать для каждого человека родной, знакомой и понятной.
Что же можем сделать мы, педагоги, для решения этой проблемы? Оказывается, многое. Прежде всего, научить детей культурному обращению со средой обитания, помочь им ощущать тесную связь природы и людей, экономики и экологии, чтобы эти знания стали для них приоритетными в любой сфере деятельности.
В 90-е годы в России наблюдается интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого направления (И. Д. Зверев, Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, А. Н. Захлебный, Б. Т. Лихачев, Н. С. Дежникова, И. В. Цветкова, Г. А. Ягодин, С. Н. Глазачев). Признается всеми: начальным звеном является сфера дошкольного образования.
Многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, то есть до того, как получает возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от 8 лет и старше, эти предпочтения складываются в твердые стереотипы, изменить которые уже трудно. Иначе говоря, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться в семье и дошкольных учреждениях.
Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, она древний могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить, уважать и защищать природу, но прежде сами должны научиться любить ее.
Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребенка. Это период первичной социализации, приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с миром природы, людьми. Родителям и педагогам необходимо учить ребенка управлять своими чувствами и эмоциями, готовить к тому, чтобы он мог справиться с будущими проблемами реальной жизни. [1]
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Я приведу определение академика Меркурия Сергеевича Гилярова, которое отвечает и моему пониманию предмета.
Экология — это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание поможет научить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать?
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Педагог Сухомлинский В. А. подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [7]
Руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, на чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, с природой воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Игры придают деятельности эмоциональную окраску, наполняют ее яркими красками, делают ее живой, а следовательно, и более интересной для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.
Дидактическая игра, как и занятия, является основной формой обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры экологического характера должны помочь педагогам дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать у них соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению. [3]
Я считаю, что дидактические игры в экологическом воспитании играют очень важную роль, так как с помощью игры, что является любимой деятельностью детей, можно создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое и неживое?
Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.
Цель сформировать у детей дошкольного возраста начало экологической культуры посредством дидактических игр. Учитывая сезонность, местные условия детского сада, возраст детей и поставленную перед собой цель решаю следующие задачи:
– ознакомить детей с природой, давая доступные, научные знания о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе;
– приобщить к систематическому осознанному труду по уходу за растениями и животными;
– воспитать бережное и осознанное к живой (растения и животные) и неживой (вода, земля) природе.
Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической нравственности и личности ребёнка. Для этого был организован уголок природы, где есть календари природы и птиц, комнатные растения. Заинтересовала родителей, вместе с ними приобрели: настольные дидактические игры; познавательная литература; муляжи овощей и фруктов; наборы игрушек насекомых, домашних и диких животных; магнитофон для знакомства со звуками природы и проведения игр и многое другое.
При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:
1) опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;
2) следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в тоже время доступна детям;
3) поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
4) постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
5) конкретно и четко объяснять правила. [4]
Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал), экологические игры представляют детям возможность оперировать заключенными в их содержании знаниями, способствуя, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению полученных раннее знаний и расширению кругозора. Играя, дошкольник учиться устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может привлечь за самой экосистемы, так и за её пределами. В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу. Для оптимизации работы с детьми была создана картотека дидактических игр.
Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, в старшей группе я использую игру «Меню для птиц «цель, которой уточнить представление о том, чем питаются пернатые, и научить составлять «меню» для конкретной птицы. Игровое действие заключается в следующем: я называю птицу (лесную, водоплавающую или домашнюю), а дети должны сказать, чем питается и где можно найти этот корм.
Работа с детьми ведётся и на прогулке. Дети очень любят превращаться в деревья, искать разные листья, прятаться среди стволов и отгадывать загадки, одним словом — играть. Во время прогулок мы любим, играть в такие игры, как «Если б я был деревом…», «Раз, два, три — к дереву беги!». Закрепить умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки нам помогает «Чудесный мешочек». В младшей группе дети достают предмет из мешочка и называют его. В средней группе дети на ощупь определяют предметы. В старшей группе определяют более сложные предметы, материал, из которого сделан предмет и т.д. Дети должны описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ.
Наряду с другими методами педагогического процесса я использую метод наглядного моделирования. Сущность этого метода заключается в том, что использование моделей помогает развивать у детей важнейшие операции мышления, поскольку, согласно результатам исследований известного детского психолога Л. А. Венгера, основой развития умственных способностей детей является овладение ребенком действиями наглядного моделирования. Игры с элементами моделирования я использую с младшего возраста. Например, такие игры, как «Кто где живет», «Кто скорее соберет», «Кто во что одет» и другие.
Дидактические игры экологического характера являются эффективным средством речевого развития дошкольников. Поэтому включаю игру в занятия, труд, наблюдения, организую игровые обучающие ситуации, инсценируем литературные произведения с помощью кукол и других игрушек, обыгрываем персонажи сказок.
Научить каждого ребёнка любить и беречь окружающий мир невозможно без помощи семьи. Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, было проведено анкетирование. Провожу беседы о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, к родному городу, советую, какие приобрести книги, открытки и т.д.
В результате у детей:
– повышается познавательный интерес к природе;
– накапливается определённый багаж знаний, умений;
– дети становятся общительнее, раскованнее, добрее;
– сформировываются элементарные трудовые навыки по уходу за растениями и животными.
Экологическое воспитание дошкольников — это процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.
Литература:
- Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие — Ярославль: Академия развития: 2003. — 112 с.
- Артемова Л. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М. 1992.-65 с.
- Бондаренко А. «Дидактические игры в детском саду», М.,1991.
- Жичкина А. Значимость игры в развитии человека.// Дошкольное воспитание,-2002,-№ 4,-С.2.
- Саморукова П. Как знакомить дошкольников с природой. — М.: Просвещение 1983.-25 с.
- Сосновская Е. Методика ознакомления с природой.- М: Приор-издат.2005-208с.
- Усова А. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А. Запорожца.- М.: Просвещение,1980.-237 с.