Правовые проблемы аттестации педагогических работников
Авторы: Хаустова Валентина Николаевна, Полякова Марина Алексеевна, Гладкова Наталья Анатольевна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
Дата публикации: 27.11.2016
Статья просмотрена: 1457 раз
Библиографическое описание:
Хаустова, В. Н. Правовые проблемы аттестации педагогических работников / В. Н. Хаустова, М. А. Полякова, Н. А. Гладкова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11438/ (дата обращения: 19.12.2024).
Еще в прошлом столетии был сделан мудрый вывод: ключ ко всему — в обучении и воспитании. В них развязка всего; это самый длинный, но верный путь. Роль учителей в процессе обучения и воспитания учащихся бесспорна. Подбор учителей в образовательных организациях проходит разными способами и зачастую путем проведения аттестации. По закону «Об образовании» [1], проверить профессиональный уровень учителей обязаны сами школы.
Целью аттестации в соответствии с новым Положением о порядке проведения аттестации педагогических работников является стимулирование деятельности педагогических работников по повышению квалификации, профессионализма а также подтверждение соответствия работников занимаемым ими должностями на основе оценки их профессиональной деятельности [2]. Основным средством стимулирования выступает дифференциация оплаты труда учителя.
В соответствии с действующим положением создается три вида комиссий. Главная создается органом управлением на уровне Белгородской области или городская комиссия — органом управления образованием. Аттестационная комиссия образовательного учреждения создается педагогическим советом.
Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога, с указанием квалификационной категории, на которую он претендует и, следовательно, должны быть определены в локальном акте организации.
При аттестации к педагогам предъявляются требования соответствия квалификационным характеристикам должностей. На данный момент «Квалификационные характеристики должностей работников образования» утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н [3].
Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Требования к квалификации».
В соответствии с Положением об аттестации работников образовательных учреждений представляется список, характеризующий трудовую деятельность работника и его соответствие квалификационным требованиям, является открытым, так как завершается пунктом другие сведения. Таким образом, работник вправе представить в аттестационную комиссию и другие сведения, в том числе связанные с общественно значимой деятельностью работника в качестве руководителя или в составе выборного органа профсоюзной организации учреждения.
Количественные параметры работ не предусмотрены, но ученые сегодня предлагают качество работы работников образования оценивать посредством коэффициента качества индивидуальной оценки. Таким образом, работник не просто составляет перечень своих работ, но еще приобретает рейтинг за качество их выполнения, что в дальнейшем учитывается при принятии решения аттестационной комиссии. Но нормативно-правовые акты пока не содержат описания такой системы оценки качества работы педагогов.
К сожалению, учителю сегодня приходится готовить много документов, доказывая свою образованность, именно поэтому для качественного ведения уроков уменьшается время. Следовательно, требование к преподаванию не меняется с глубокой древности: учитель должен много знать, но он должен и уметь донести важную информацию до ученика. Но критериев оценки качества донесения до ученика информации в существующих нормативно-правовых актах нет.
Ученые, исследующие вопросы аттестации педагогов, отмечают, что кроме новых Положений об аттестации работодателю необходимо продумать и разработать локальный нормативный акт по вопросам проведения аттестации и ознакомить с ними работников. Также определить технологии оценки профессиональной деятельности работников, а также список работников, подлежащих обязательной аттестации, график ее прохождения и состав аттестационной комиссии. [4]
Для решения правовых проблем аттестации работников образования можно рекомендовать следующее:
‒ в действующих нормативно-правовых актах сформулировать понятие «аттестация»;
‒ главным критерием работы учителя считать качество и количество учебной работы и при планировании работы учителя и оценке качества его работы;
‒ для каждого работника устанавливать индивидуальный срок прохождения аттестации, отражаемый в специальном графике.
Аттестация педагога назначается в срок до шестидесяти дней с момента подачи заявки от лица работодателя или самого педагога. При этом учитывается срок действия ранее полученной квалификации. Аттестация педагогов осуществляется каждые пять лет. Для этого образовательным учреждением организовывается специальная аттестационная комиссия. Хочется коснуться обязательной аттестации учителей, которая начиная с 2016 года, будет проводиться для тех, кто проходил ее 5 лет назад. В 2017 году от обязательного прохождения аттестации освобождаются педагоги с уже имеющейся квалификационной категорией и беременные женщины. Аттестация может быть проигнорирована теми учителями, которые работают в учебных заведениях последние 2 года. Декретный отпуск дает право получить квалификацию и подтвердить свою учительскую состоятельность уже после выхода на работу, спустя два года.
Если педагогический работник не согласен с решением комиссии частично или полностью, у него есть возможность оспорить полученное заключение в суде. Другой вариант — создать специальную комиссию по трудовым спорам. На оспаривание результатов у учителя остается девяносто дней с момента выдачи заключения.
С другой стороны, если результаты аттестации во многом удовлетворяют работника учебного заведения, сам он в таком случае, вернувшись на рабочее место и предъявив заключение комиссии начальнику, может потребовать прибавку.
Таким образом, мы рассмотрели примерные предложения по решению правовых проблем аттестации работников образования. Практическая значимость работы состоит в том, предложенные выводы, рекомендации и предложения могут быть использованы как в научно-исследовательской, так и в законотворческой и правоприменительной деятельности.
Литература:
- Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. N273-ФЗ с изменениями на 1.05.2015г./СПС «Гарант»/ НПП «Гарант-Сервис» — Последнее обновление 01.05.2015г.
- Типовое положение об аттестации педагогических работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации // Вестник образования. — 1994. — № 1. — С.35.
- Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н.
- Давыдова, Е. В. Новый порядок аттестации педагогических работников / Е. В. Давыдова// Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения — 2014. — № 7, -С.7.