Формирование экологической компетенции обучающихся посредством практической деятельности в школьном лесничестве в условиях сельской школы
Авторы: Савина Татьяна Викторовна, Кабернюк Татьяна Павловна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 04.12.2016
Статья просмотрена: 1596 раз
Библиографическое описание:
Савина, Т. В. Формирование экологической компетенции обучающихся посредством практической деятельности в школьном лесничестве в условиях сельской школы / Т. В. Савина, Т. П. Кабернюк. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11496/ (дата обращения: 16.11.2024).
Дети близки с природой с самого раннего детства. По пути в школу они проходят вдоль реки и оврага, идут по лугу или по роще, встречают не только синичек, но и других животных. Дома дети участвуют в работе на приусадебных участках, ухаживают за домашними животными.
Условия сельской школы обеспечивают тесную связь теории и практики, что и необходимо для формирования экологической компетенции. Школьное лесничество обеспечивает единство интеллектуального и эмоционально-ценностного познания экологических объектов, развитие знаний, чувств, впечатлений, эмоций, возникающих при изучении природных, общественных, процессов и явлений, происходящих в родном крае. Работа школьного лесничества создает условия для развития компетентностной личности, способной изучать и оценивать реальное экологическое состояние территории, разрабатывать пути решения экологических проблем. Лесничество работает по правилам, утвержденным в Уставе школьного лесничества и приказе по школе «О создании школь-ного лесничества». Устав школьного лесничества определяет цели и задачи работы лесничества, регламентирует работу отдельных членов, порядок и способы управления лесничеством и его членами. В нем расписаны правила создания лесничества, система выборов руководства, система поощрений и контроля работы.
Основные направления деятельности: лесохозяйственная и лесоводческая деятельность; лесозащитная и природоохранная деятельность; эколого-просветительская деятельность; научно-исследовательская деятельность.
Современное экологическое образование предусматривает воспитание человека, осознающего значение проблем окружающей среды, обладающего определёнными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для принятия грамотных решений в соответствии со стратегией устойчивого развития.
Актуальным становится смещение акцентов с предметного на социально — проблемный характер содержания экологического образования. Интегрированным результатом экологического образования выступает экологическая компетенция, как важнейший общекультурный показатель общего развития. В формировании экологической компетенции особое значение имеет понимание состояния окружающей среды. Это с одной стороны, мотивирует потребность овладения экологическими знаниями, с другой, позволяет конкретизировать процесс образования, раскрыть единство глобального и регионального в экологии.
По мнению Алексеева С. В. экологическая компетентность складывается из четырех уровней: неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность, неосознанная компетентность.
Ведущую роль в реализации устойчивого развития, в становлении экологической культуры играет практическая деятельность, где формируются основы мировоззрения, происходит активное становление ценностно-смысловой сферы личности, осваиваются на практике экологические нормы. Одна из важных проблем экологического образования обучающихся, которая продолжает оставаться актуальной, — формирование навыков, отношений, ценностей, мотивации к личному участию в решении экологических проблем с целью улучшения качества окружающей среды.
Проблема экологического образования и воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в настоящее время. Её разработкой занимаются ученые из различных областей: экологии (К. К.Рихтер), психологии (А. М. Адаменко, С. Д. Дерябо), философии (Н. Н Моисеев, А. Д. Урсул), педагогики (А. И. Новик-Качан, И. А. Зимняя). Каждый видит свое решение данной проблемы. На сегодняшний день преодоление экологического кризиса возможно не столько при помощи инновационных технологий, сколько путем формирования нового типа мышления. Это невозможно без мотивации к личному участию в решении экологических проблем с целью улучшения качества окружающей среды. В связи с этим разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения непрерывного экологического образования обучающихся является одной из первоочередных задач. [5]
Экологическая компетенция — это системное интегративное качество индивидуальности, характеризующее способность решать разного уровня проблемы и задачи, возникающие в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности, на основе сформированных ценностей и мотивов, знаний, учебного и жизненного опыта, индивидуальных особенностей, наклонностей, потребностей. [1]
По мнению Алексеева С. В. экологическая компетенция складывается:
Составляющие |
Уровни экологической компетенции |
Критерии |
Теоретические знания |
Неосознанная некомпетентность |
Что я знаю об экологической безопасности, об охране растений и животных и др. |
Практическое применение знаний |
Осознанная некомпетентность |
Что я умею в области защиты природы, для сохранения плодородия почвы, и др. |
Обмен опытом |
Осознанная компетентность, |
Что я уже сделал и чему могу научить окружающих людей для сохранения своего здоровья и др. |
Неосознанная компетентность |
Сосредотачивает внимание на самой проблеме, а не на методах ее решения |
При организации работы школьного лесничества особый упор делается на практическую направленность, на увлечение детей конкретными делами экологического направления, на планирование и достижение конкретных задач по улучшению экологической ситуации определенной территории. Работа в школьном лесничестве проводится по реализации следующих направлений практической деятельности:
Учебная деятельность |
– учеба в ООЗПШ областного детского эколого — биологического центра. |
Лесохозяйственная деятельность |
– изготовление кормушек, искусственных гнезд (дощатые гнездовья-скворечники); – оказание помощи лесничеству в посадке леса; – уход за лесными культурами; – озеленение территории школы; – выращивание посадочного материала в школьном питомнике; – обустройство мест для отдыха; – сбор ягод для подкормки птиц в зимний период. – заготовка семян древесно-кустарниковых растений (участие в муниципальной экологической акции «Спаси лес») – закладка аллей на территории села |
Природоохранная деятельность |
– участие в биологических и экологических мероприятиях по сохранению животного и растительного мира:
– подкормка птиц в зимнее время; – развешивание гнездовий для птиц, проведение акции «Птичья столовая»; – очистка и благоустройство территории урочища «Долгое», участие в акции «Спаси лес»; – пропаганда идей охраны природы, проведение смотров, конкурсов, викторин; – организация патрулирования по предотвращению пожаров, по охране раннецветущих растений (в рамках экологической операции «Первоцвет») |
Опытно-исследовательская деятельность |
– проведение мониторинга экологического состояния парка Революции, дубравы, лесного массива, родников и прилегающих к ним территорий; – проведение фенологических наблюдений за цветением и плодоношением древесно-кустарниковых пород; – закладка опытов на территории школьного питомника; – участие в работе школьного научного общества, создание и оформление исследовательских работ, – активное участие в конкурсах исследовательского характера: «Подрост», «Шаг в будущее», «Зелёная планета» «Открытие», «Природу Старооскольского края сохранят дети» и др. – проведение исследовательской экспедиции в рамках взаимодействия с МБУ ДО «Центр эколого-биологического образования» – участие в муниципальных и региональных этапах Всероссийской олимпиады школьников по биологии, экологии и географии, различных всероссийских олимпиадах, конкурсах и викторинах. |
Эколого-просветительская деятельность |
– проведение экскурсий, походов по объектам природы; – разработка и развешивание листовок, установка аншлагов, выступление агитбригады, – проведение общешкольных мероприятий, классных часов и бесед: Всемирный День водных ресурсов, Всемирный День Земли, День заповедников и национальных парков, Международный день биологического разнообразия в рамках областной акции «Дни защиты от экологической опасности» и Всероссийского экологического форума «Зеленая планета»; – сотрудничество с представителями СМИ; – проведение конкурса поделок из природного материала; – проведение экскурсий по экологической тропе для учащихся образовательного учреждения, для гостей с. Каплино; – активное участие в экологических конкурсах – проведение недель биологии, географии, экологии в феврале, апреле каждого года. |
Важным компонентом для успешной организации практической деятельности в школьном лесничестве является взаимодействие с максимально широким кругом коллективов образовательных учреждений, частных лиц и заинтересованных структур.
Практическая деятельность как один из путей формирования экологического сознания является наиболее рациональным средством в познании общих закономерностей природы. Непосредственный контакт обучающихся с природой, и деятельностью людей, обеспечивает прочность и глубину знаний подростков, дает возможность связать теорию с практикой, позволяет учащимся овладеть рядом практических навыков и умений, которые имеют значение для охраны природы, способствует профессиональной направленности обучающихся. В практической деятельности раскрываются конкретные примеры применения научных положений, законов с учетом конкретных (местных) условий и формируются понятия о научных основах исследовательской деятельности.
Работа в школьном лесничестве помогает выявлению профессионально сориентированных учащихся, проявляющих интерес к биологии, географии, химии, экологии и смежным наукам, создаёт условия для определения школьниками области сферы своей будущей профессиональной деятельности, ее продуктивного освоения и профессионального самоопределения.
Результаты опроса учащихся о значимости деятельности школьного лесничества показали, что большинство школьников считают производственную деятельность юных лесоводов социально-значимой, полезной и нужной обществу.
Мониторинг участия школьников в мероприятиях экологической направленности показывает, что ежегодно увеличивается количество участников акций, фестивалей, праздников, конкурсов, что указывает на повышение уровня формирования экологической компетенции учащихся.
Литература:
- Алексеев, С. В. Экологическое образование в базовой школе: Методическое пособие./С. В. Алексеев, Н. В. Гузеева, Л. В. Симонова. — СПб.: Специальная литература, 1999.
- Ермаков, Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся. — М.: МИОО, 2009. — 180с.
- Захлебный, А.Н., Дзятковская, Е. Н. Экологическая компетенция-новый планируемый результат экологического образования // экологическое образование: до школы. В школе. Вне школы.2007.№ 3
- Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. — М.,1990
- Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. — 2003. — N 5. — С.34–42.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования //Ученик в обновляющейся школе: Сборник научных трудов /Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М., 2002..