Актуальные вопросы кадетского воспитания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

I международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2016)

Дата публикации: 02.12.2016

Статья просмотрена: 789 раз

Библиографическое описание:

Вазлеев, В. А. Актуальные вопросы кадетского воспитания / В. А. Вазлеев. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11516/ (дата обращения: 20.12.2024).



История военно-подготовительных учебных заведений начинается с момента создания Петром I специализированных военных дворянских школ, и в первую очередь навигационных, артиллерийских и инженерных, имевших огромное значение в подготовке военных кадров. Они были положены в основу военного образования русских моряков, артиллеристов инженеров. Но из-за небольшого срока обучения, от двух до четырех лет, они не могли дать полного и разностороннего общего образования молодым дворянам. Выпускники имели слабую физическую подготовку и низкий уровень знаний в области гуманитарных дисциплин. Многие из них затем испытывали трудности с прохождением воинской службы в офицерских должностях. Да и петровские школы не пользовались большой популярностью среди дворян из-за царивших в них суровых порядков. В связи с этим в России возникла необходимость создания военно-учебных заведений закрытого типа, с более длительным сроком обучения. Первыми такими военно-учебными заведениями стали кадетские корпуса. Первые российские кадетские корпуса были основными военно-учебными заведениями, которые снабжали армию подготовленными офицерскими кадрами. Воспитанники разделялись на роты, независимо от их возраста и не нарушали строгой воинской дисциплины. Внутренний режим в кадетских корпусах определялся почти полностью начальником. За провинность применялись телесные наказания, независимо от возраста воспитанника. Ведущим принципом развития всей системы военно-учебных заведений стал ярко выраженный благотворительный характер, которому поспособствовало создание военно-сиротского дома.

Подготовить в кадетских корпусах высокообразованных преданных Отечеству офицеров позволяла правильная организация учебно–воспитательного процесса. А он в кадетских корпусах отличался гибкостью и был более прогрессивным по сравнению с преобладавшей в то время прусской военной школой. Кадеты занимались по индивидуальным расписаниям, допускающим досрочное освоение учебных программ, части из них разрешалось находиться на «своем коште» в течение длительного времени при кадетских корпусах существовал экстернат. Также нужно сказать, что эффективность обучения и воспитания кадет зависела от полноты и глубины охвата воспитательным процессом всех сторон жизни кадет, то есть их учебы, быта и отдыха, а именно — от численного отношения количества кадет к числу лиц, задействованных в процессе их обучения и воспитания. Другим несомненным условием высокого уровня воспитательного процесса являлся тщательный подбор учителей и воспитателей для работы с подростками. По мнению одного из столпов военной педагогики И. И. Бецкого, успех воспитательного заведения зависит преимущественно «от удачного выбора начальствующих и учителей, одаренных здравым умом и благонравием, а не заразившихся надутым видом и угрюмостью» [2]. Также считал и директор 1794–1797 гг. Сухопутного шляхетского Кадетского корпуса М. И. Голенищев-Кутузов, считавший преподавателя центральной фигурой в процессе их обучения и воспитания: «Без толковых учителей совершенного офицера никогда произвести не можно». Также важным элементом воспитательного процесса оставалось активное использование корпусных музеев, художественных библиотек, драмкружков, выпусков литературных журналов, приобщение кадет к художественным ремеслам. Также нужно особенно подчеркнуть важность установившейся традиции отслеживать судьбы воспитанников — георгиевских кавалеров, устанавливать мемориальные доски в честь особо отличившихся и так называемые «черные доски» с фамилиями погибших в боях воспитанников и кратким описанием обстоятельств гибели. Крупные достижения военной педагогики в Кадетских корпусах несомненны, и они остаются актуальными и полезными сегодня.

С момента создания и до 1860-х годов кадетские корпуса считались основными военно-учебными заведениями, благодаря которым пополнялись военные училища. Общее образование в кадетских корпусах сочеталось с военным, внутренний режим был военизирован и строг [4]. В 60-е годы XIX века военное образование подверглось серьезной реформе. Кадетские корпуса были реорганизованы в гимназии и училища. Но в 80-х годах XIX века произошла очередная реорганизация военного образования и военные гимназии снова преобразованы в кадетские корпуса. В учебном курсе сохранился общеобразовательный характер, но вся система воспитания была перестроена. В кадетских корпусах мальчиков изначально готовили к военной, офицерской службе, тогда как в гимназиях педагогическая система опиралась на общечеловеческое воспитание. [3] В XX веке кадетское образование усовершенствовалось. В них большое внимание уделялось всестороннему воинскому, физическому и эстетическому воспитанию. Поэтому воспитанники кадетских корпусов всегда отличались не только высокими профессиональными знаниями, широкой образованностью и эрудицией, но и такими качествами, как патриотизм, чувство воинского долга, ответственность, достоинство, честь и преданность своему Отечеству.

Почти на протяжении всей отечественной истории кадетских корпусов проблеме воспитания кадет уделялось большое внимание. Администрация и педагоги корпусов всегда и во все времена постоянно заботились о кадетском обучении и воспитании, понимая под этим организованное и целенаправленное формирование у молодежи моральных и боевых качеств, которые отвечают задачам вооруженных сил и необходимы для успешной службы. Особое внимание уделялось воспитанию у кадет чувства патриотизма, высокой боевой и военной выучки, верности воинскому долгу, чести, дисциплинированности, товарищества, смелости, уважение к старшим кадетам, мужество, отвага и преданность царю и Отечеству.

Воссоздание кадетских корпусов в современной России — важный и необходимый процесс. Опыт воспитания и образования не забыт в современных кадетских корпусах, в их работе сейчас используются многие положительные стороны прежней кадетской системы. Но современная система кадетского образования не может быть полным аналогом прошлого. В современных условиях она должна основываться на современных и новейших реальностях в деле развития военного образования. Профиль создаваемых кадетских корпусов, в отличие от суворовских училищ, является более адресным, так как профессионально ориентирован на определенный род (вид) вооруженных сил. Это и позволяет им с большей основательностью готовить будущих офицеров как высоких профессионалов своего дела. Также воспитание кадет стало возможным, начиная с 1 класса. Для этого создаются кадетские школы и классы, которые начинают обучение кадет не с 5 класса, как в кадетском корпусе, а с 1 класса. Появилась возможность обучаться в кадетских корпусах девочкам. Огромное внимание уделяется патриотическому воспитанию кадет. Обстановка в кадетских корпусах настраивает ребенка на тесное общение с Родиной, с ее культурными, историческими и военными образами и тем самым пробуждая в сердцах их любовь к Родине. Целью гражданско-патриотического воспитания является развитие интеллектуальной сферы личности и представлений о воинской славе страны, на основе осмысления героического прошлого.Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что сегодня патриотическое воспитание рассматривается на уровне государства и сейчас политики и общественные деятели во главе с президентом Российской Федерации В. В. Путиным разработали программу патриотического воспитания на 2016–2020 гг. На одной из встреч с представителями общественности по вопросу патриотического воспитания В. В. Путин сказал: «Справедливо говорят, что настоящий патриотизм — это образованный патриотизм. Настоящий патриот тот, кто знает, как и чем он может служить своему Отечеству. Говоря о патриотизме, это «не просто красивые слова», а «уважение к своей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это — ответственность за свою страну и ее будущее». А для этого стране сегодня «нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, а значит, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий, на деятельность молодёжных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов, других подобных структур. Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».

Подводя итог, можно сказать, что кадетское движение сейчас набирает популярность и престижность в Российской Федерации. Создается все больше кадетских корпусов, школ, классов. Важнейшим направлением в кадетских корпусах является патриотическое воспитание, которое сейчас стало одной из основных задач нашей страны. И кадетские корпуса на протяжении уже многих лет успешно справляются с данной задачей, используя различные формы и методы патриотического воспитания, выпуская из своих стен настоящих патриотов своей Родины.

Литература:

  1. Антонов А. Н. Первый кадетский корпус. — СПб: С.-Петербург, Скоропечатня Рашкова, 1906. — 63 с.
  2. Бецкой И. И. Рассуждения, служащие руководством к новому установлению Шляхетского кадетского корпуса, сколько принадлежит до воинской части оного. — СПб.: Печ. при Сенате, 1766. — 25 с.
  3. Галанин Ю. Г. Кадетское воспитание: Исторические основы, практический опыт, успехи и проблемы становления кадетского воспитания в современных условиях: монография. — М., 2007. — 200 с.
  4. Лузанов П. Ф. Сухопутный шляхетский кадетский корпус. Исторический очерк.. — СПб.: Книгопечатня Шмидт, 1907. — 189 с.
  5. Юдин В. В. Кадетское образование: Понятие, содержание, значение // Вестник ОГУ. — 2011. — № 11. — С. 247–254.
Основные термины (генерируются автоматически): корпус, патриотическое воспитание, воспитательный процесс, военное образование, внутренний режим, военная педагогика, кадетский корпус были, кадетское образование, Российская Федерация, тысячелетняя культура.