Система непрерывного образования в профессиональной подготовке молодых специалистов технических вузов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Петрова, В. И. Система непрерывного образования в профессиональной подготовке молодых специалистов технических вузов / В. И. Петрова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11530/ (дата обращения: 19.12.2024).



Последние десятилетия наше общество и страна в целом претерпевает значительные изменения. Кардинальные изменения коснулись различных сфер общественной жизни, экономики, производства. Экономика 21 века нуждается в квалифицированных специалистах. Особенно остро эта потребность ощущается среди инженеров различных профилей. Нужны специалисты, способные эффективно работать в соответствии с требованиями мировых стандартов. Выпускники вузов сегодня должны быть готовы постоянно совершенствовать свои знания, повышать квалификацию. Необходимо воспитать в них потребность и готовность постоянно развиваться и совершенствовать свой профессионализм. Перед всей системой образования Российской Федерации сегодня стоит задача подготовить молодого человека к реалиям современной жизни, по возможности обеспечить молодому специалисту формирование профессионального и личностного роста в целом. Именно этим вопросы нашли отражение в таких документах как «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Национальная доктрины образования до 2025 года», «Российское образование 2020». Основные аспекты этих и многих других документов подчеркивают необходимость разработки и развития различных моделей непрерывного профессионального образования. Перед каждым образовательным учреждением сегодня стоит задача эффективно и в наиболее короткие сроки решить данную социально-педагогическую задачу. Сегодня вузы должны создавать, а затем и активно развивать, многоуровневые образовательные комплексы, которые были бы нацелены на подготовку специалистов различного профессионального уровня с учетом потребностей, в первую очередь, региона, в котором расположен вуз или его филиалы. Основной тенденцией преобразований, которые происходят в российском образовании, становится непрерывность. Современные исследователи данной проблемы (В. М. Зуев, Б. С. Гершунский, Н. Э. Касаткина, С. Н. Чистякова, В. Е. Яценко) рассматривают систему непрерывного образования как комплекс государственных и общественных учреждений, которые смогли бы с точки зрения организации и содержания обеспечить единство и взаимосвязь всех звеньев образования. Данная система предполагает совместно и скоординировано решать задачи воспитания, образования и профессиональной подготовки каждого молодого человека. Стратегия непрерывного образования наиболее успешно реализуется в высших учебных заведениях, на базе которых созданы многоуровневые образовательные комплексы. Такие комплексы представляют собой многофункциональную систему, в которой успешно интегрированы образовательные учреждения различного уровня, между которыми четко прослеживается преемственность, реализуются вариативные образовательные программы как среднего, так и высшего, дополнительного и соответственно послевузовского образования.

Именно так мы можем предложить молодому человеку последовательно осваивать каждый новый уровень образования. Многоуровневый комплекс может предложить осваивать образовательные программы непрерывно, либо с разрывом во времени, при этом каждый обучающийся при желании может сформировать собственную траекторию профессионального совершенствования, которая предполагает как продолжение освоения выбранной специальности, так и смену профиля, если это отвечает его собственным интересам и потребностям экономики конкретного региона, субъекта Российской Федерации. Технические вузы сегодня должны обеспечивать интеграцию образования, научных исследований и бизнеса. Необходимо совмещать теоретическое обучение в аудиториях и производственно-практическое обучение на ведущих промышленных предприятиях отрасли. Перед профессорско-преподавательским составом стоит задача сформировать у студентов профессиональные компетенции и предоставить возможность уже в годы обучения в вузе приобрести определенный производственный опыт. Сегодня каждый выпускник вуза должен владеть современными информационными и управленческими технологиями.

Для создания, а затем и эффективной работы многоуровневого образовательного комплекса необходимо провести ряд мероприятий следующих направлений.

С точки зрения организационно-управленческого направления необходимо разработать и сформировать нормативно-правовую базу, которая бы регламентировала и обеспечивала бы работу вуза как единого комплекса. Необходимо разработать и обеспечить реализацию целого ряда мер по четкому взаимодействию всех структурных подразделений. Необходимо создать интегрированные учебно-научные лабораторные комплексы, которые бы были доступны и обслуживали различные уровни профессионального образования. Обязательным является внедрение автоматизированной системы управления таким комплексом, реализация электронного документооборота позволит быстро без потерь взаимодействовать всем структурам такого комплекса. Учебно-методическое сопровождение работы многоуровневого комплекса предполагает создание интегрированных образовательных программ. Необходимо качественное обновление, пересмотр структуры и содержания учебных планов, программ, что позволит обеспечить опережающее образование и профессиональную подготовку специалистов. Интегрированные образовательные программы позволят осуществлять параллельное освоение основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования. Это будет способствовать подготовке социально адаптированного выпускника, имеющего практикоориентированную и в тоже время фундаментальную подготовку в рамках данной специальности. Вариативная же часть учебного плана обеспечит заказ конкретного работодателя, позволит организовать обучение в тесной связи с производством. Необходимо предусмотреть и предложить обучающимся широкий спектр программ дополнительного образования. Реализация программ дополнительного образования позволит одновременно осваивать несколько программ с учетом уже имеющейся квалификации, опыта работы и потребности производства. Подготовка конкурентоспособного специалиста сегодня немыслимо без использования в образовательном процессе интерактивных мультимедийных комплексов, моделирующих технологические процессы производственного цикла, работу современных транспортных узлов и т. д. Не следует забывать и о постоянном мониторинге качества обучения. Оценивать качество подготовки современного специалиста любого уровня образования должны практики, представители отрасли или производства, куда после окончания вуза придет молодой специалист. За годы обучения в вузе молодой человек должен быть адаптирован к организации производственного процесса, он должен чувствовать себя частью большого коллектива. С этой целью сегодня в каждом вузе создаются и активно применяются в образовательном процессе интерактивные мультимедийные комплексы, которые позволяют моделировать различные технологические процессы, ситуации (штатные и нештатные), которые могут возникнуть. Так, например, в нашем университете активно используют комплекс «Виртуальная железная дорога». Студенты разных специальностей («Эксплуатация железных дорог», «Системы обеспечения движения поездов», «Подвижной состав железных дорог») учатся работать в тесном взаимодействии, каждый обеспечивает и отвечает за определенный участок процесса организации перевозок. Нештатные ситуации, которые моделируются в рамках данного комплекса, позволяют каждому участнику, во-первых, адаптироваться к подобным ситуациям и в случае необходимости не растеряться и принять правильное решение, от которого подчас будут зависеть жизни людей. А во-вторых, каждый участник данного процесса может почувствовать себя частью сложного механизма, процесса, который обеспечивает бесперебойную и четкую работу транспортной системы нашей огромной страны. В этой связи следует отметить, что подобные виртуальные комплексы должны регулярно обновляться. Они должны соответствовать самым последним разработкам, которые внедряются и используются в конкретной отрасли. Именно поэтому сегодня уже не вызывает вопросы тот факт, что на базе вузов должны быть созданы и активно работать научно-образовательные центры, которые должны заниматься фундаментальными и прикладными научными исследованиями. Студенты, аспиранты и профессорско-преподавательский состав должны проводить анализ, обобщать, апробировать, а затем и способствовать внедрению научно-исследовательских разработок. Сегодня широко развита и успешно работает систем грантов различного уровня, что позволяет обучающимся, молодым специалистам, аспирантам и преподавателям вузов активно заниматься научно-исследовательской деятельностью уже со студенческой скамьи.

Как известно, процесс образования во все времена был и остается тесно связан с воспитанием. Сегодня, кроме профессиональных, необходимо сформировать и социальные компетенции обучающихся. С этой точки зрения необходимо активно совершенствовать систему «Школа-техникум/колледж-ВУЗ». Большинство вузов сегодня огромное внимание уделяют разработке концепции профессиональной ориентации школьников. Особое внимание в подобных концепциях уделяется техническим специальностям и направлениям подготовки. Учащимся общеобразовательных школ предлагается профильное обучение с использованием учебно-лабораторной базы вузов. На базе вузов проводятся различные конкурсы технического творчества, предметные олимпиады, целью которых является привлечение старшеклассников в высшие учебные заведения, знакомство с материальной базой вуза, специальностями, которые реализует тот или иной вуз, с возможностями, которые затем открываются перед выпускниками технических специальностей.

С другой стороны, мы не должны забывать о необходимости совершенствовать систему «Техникум-Вуз-Предприятие». Организация практики непосредственно на производстве — это не только важная часть образовательной программы, но и залог качественной подготовки молодого специалиста к будущей работе. Именно поэтому в нашем университете предлагают студентам самые различные формы занятости в летний трудовой семестр. Студентов во время практики направляют на оплачиваемые рабочие места, требующие соответствующей квалификации. В течение учебного года в университете проводится дополнительное обучение по программам рабочих профессий с аттестацией и последующим вручением соответствующих удостоверений: монтер пути, электромонтер по обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, слесарь-электромонтажник, слесарь по ремонту подвижного состава, оператор ЭВМ, помощник машиниста и т. д. В 2015 году около трех с половиной тысяч студентов технических специальностей прошли производственную практику на оплачиваемых рабочих местах. За последние десятилетия профессорско-преподавательский состав, руководство университета приложили все усилия для того, чтобы сохранить студенческие отряды. Наши студенты принимали непосредственное участие в строительстве олимпийских объектов в г. Сочи, ежегодно участвуют в обеспечении летних пассажирских перевозок, стройках БАМа, Ростовской АЭС. Космодрома «Восточный» и т. д. в тоже время в университете развиваются новые формы сотрудничества с работодателями, что способствует занятости студентов в период летней практики. Много лет успешно работает созданный на базе нашего университета студенческий отряд «Скорость». Членами этого студенческого отряда являются помощники машинистов, которые работают в Южной дирекции скоростного сообщения (г. Сочи). Студенты Электромеханического факультета после прохождения курса дополнительной подготовки, проверки на профпригодность, работали на высокоскоростных поездах «Ласточка» на Черноморском побережье Краснодарского края. В университете создан и успешно работает Центр развития карьеры, сотрудники которого в рамках пилотного проекта, разработали программу практики, в ходе которой студенты за четыре недели «проделали» дублерскую должностную карьеру от монтера пути до заместителя руководителя предприятия. В дальнейшем принято решение распространять подобную практику на студентов всех технических специальностей университета. Очевидно, что сегодня одной из важнейших задач профессионального образования является организация всестороннего партнерства.

Следующим немаловажным аспектом развития системы непрерывного образования является внедрение сетевой формы, которая позволит более результативно с большей отдачей взаимодействовать на различных уровнях образовательного комплекса. Развитие сетевой формы позволит обеспечить вариативность образования, образовательные организации и их учебно-лабораторные комплексы станут доступны всем участникам, вовлеченным в «сеть». Одновременно это будет способствовать повышению профессиональной компетентности самих педагогов, более активному использованию уже имеющихся мультимедийных комплексов всеми участниками такой формы получения образовании, а высвободившиеся денежные средства можно будет создать на создание новых комплексов, моделирующих новые этапы, участки производственного процесса.

Литература:

  1. Паспорт государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 гг». 15.05.3013 г.
  2. Барабаш Н. С. Непрерывное образование в России и мире: новые подходы, тенденции, технологии»/ Инноватика и экспертиза — 2015 г. выпуск 1 (14).
  3. Моисеев В. Б. Научно-педагогическая школа технического вуза как фактор развития инноваций в региональной системе профессионального образования / В. Б. Моисеев, В. В. Усманов, С. В. Сергеева, О. А. Воскрекасенко, О. А. Вагаева // Педагогическое образование и наука. — 2010. — № 8. — С. 43–49.
  4. Разуваев С. Г. Профессиональная социализация личности в условиях многоуровневого образовательного комплекса: монография. — Пенза, 2012.
  5. Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А. Формирование готовности педагога высшей школы к педагогическому сопровождению адаптации обучающихся // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 1. — С. 65–70.
Основные термины (генерируются автоматически): комплекс, молодой человек, молодой специалист, непрерывное образование, профессорско-преподавательский состав, студент, дополнительное образование, многоуровневый комплекс, образовательный процесс, Российская Федерация.

Похожие статьи

Система формирования профессиональной компетентности выпускников по техническим специальностям

Подготовка бакалавров к педагогической работе в системе профильного обучения

Организация и сопровождение повышения квалификации преподавателей в области дистанционных образовательных технологий

Подготовка высококвалифицированных кадров посредством блочно-модульного обучения

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом требований современной системы образования

Структура профессиональной компетентности будущих техников автотранспортной отрасли

Профессионально-педагогические компетентности преподавателей среднего профессионального образования

Индивидуализация профессионального обучения будущих инженеров на основе модульной технологии

Особенности профессионально-педагогической подготовки выпускников — будущих учителей математики

Адаптированная образовательная программа начального и основного общего образования

Похожие статьи

Система формирования профессиональной компетентности выпускников по техническим специальностям

Подготовка бакалавров к педагогической работе в системе профильного обучения

Организация и сопровождение повышения квалификации преподавателей в области дистанционных образовательных технологий

Подготовка высококвалифицированных кадров посредством блочно-модульного обучения

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом требований современной системы образования

Структура профессиональной компетентности будущих техников автотранспортной отрасли

Профессионально-педагогические компетентности преподавателей среднего профессионального образования

Индивидуализация профессионального обучения будущих инженеров на основе модульной технологии

Особенности профессионально-педагогической подготовки выпускников — будущих учителей математики

Адаптированная образовательная программа начального и основного общего образования