Система профессиональной ориентации в Узбекистане | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

I международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2016)

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 720 раз

Библиографическое описание:

Алматова, Р. А. Система профессиональной ориентации в Узбекистане / Р. А. Алматова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11552/ (дата обращения: 19.12.2024).



Система профессиональной ориентации учащихся в Узбекистане имеет свои специфичные особенности:

‒ она соответствует Национальной модели образования и подготовки кадров, имеет нормативно-правовую базу, которая обеспечивает реализацию конституционных прав детей на свободный выбор профессии, получение образования и специальности в профессиональном колледже, академическом лицее и вузе;

‒ является составной частью системы общего среднего образования и реализуется в общеобразовательных и специализированных школах;

‒ результаты профориентации школьников имеют актуальное значение для профессиональных колледжей и академических лицеев, в которые поступают и учатся выпускники 9 классов общеобразовательных школ.

Вместе с тем, профориентация в школах не связана с производственной базой предприятий и службами занятости, что не является отрицательным фактором, но требует организацию профориентационной работы на предприятиях, фирмах с целью обеспечения трудоустройства, профессиональной адаптации и социальной защиты молодых специалистов и работающей молодёжи.

Профессиональная ориентация учащихся организуется иосуществляется вшколах республики на основе:

Закона Республики Узбекистан «Об образовании» (1997 г.); «Национальной программы по подготовке кадров» (1997 г.); Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об организации общего среднего образования» (от 13.05.1998 г., № 203); Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы по обеспечению охвата выпускников 9-х классов общеобразовательных школ обучением в академических лицеях и профессиональных колледжах»(от 7.06.2010 года, № 109); Приказов Министерства народного образования Республики Узбекистан и Концепции непрерывной развивающей профессиональной ориентации учащихся.

Направления профессиональной ориентации в общеобразовательных школах республики:

1) профессиональная информация — ознакомление учащихся с «миром профессий», их классификациями, современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями в кадрах, содержанием профессий, формами и условиями их освоения, профессиональными требованиями к человеку; возможностями осуществления профессиональной карьеры, профессионально-квалификационного роста работающих специалистов;

2) профессиональная консультация — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества; предоставление рекомендаций каждому ученику о возможных направлениях профессиональной деятельности как наиболее соответствующих его индивидуально-психологическим и личностным особенностям;

3) профориентационная диагностика — выявление и оценкаинтересов, учащихся к учебным предметам, наукам, профессиям, сферам профессиональной деятельности; а также их склонностей, увлечений и профессиональных намерений;

4) психолого-педагогическая диагностика — выявление и оценка индивидуальных способностей, черт характера, типа темперамента, личностных особенностей и качеств учащихся, в связи с профессиональным ориентированием, формированием у них готовности к выбору профессии и образовательного учреждения (профессиональный колледжи или академический лицей — вуз).

Система профессиональной ориентации в общеобразовательных школахдолжна обеспечивать:

‒ начальное профессиональное просвещение и профессиональное ориентирование учащихся (с 1 по 9 класс);

‒ формирование у школьников элементарных представлений о сущности профессий, их классификации, выборе профессии и его значении для жизни и деятельности человека;

‒ профессиональное самоопределение учащихся в 8–9 классах с учётом их интересов, склонностей, способностей, индивидуальных особенностей, состояния здоровья и медицинских противопоказаний;

‒ формирование устойчивых намерений и личностной готовности выпускников школы к приобретению профессии, специальности в профессиональном колледже или академическом лицее — вузе;

‒ осознанный выбор профессии, специальности у выпускников 9 классов, их переход из школы в профессиональный колледж, академический лицей без проблем и конфликтов, начальную проф.адаптацию в новых условиях обучения.

В 2002 году для учреждений народного образования была разработана Концепция непрерывной развивающей профориентации учащихся [2], содержание которой далее дополнялось и совершенствовалось в связи с постепенным переходом на новую модель 12-ти летнего образования, требованиями к профориентации и организации полного охвата выпускников 9 классов обучением в профессиональных колледжах, академических лицеях

Согласно данной Концепции профессиональная ориентация является составной частью учебно-воспитательного процесса, а её реализация предусматривает следующие этапы:

Первый этап (дошкольное образование)«Азбука профессий».

Это ранняя профориентация детей 6-ти лет в дошкольных учреждениях, где им дается первичная информация о видах труда и профессиях с помощью различных игр, рассказов и наглядных картинок. Данный этап включает:

‒ формирование у детей образных представлений о родителях и других людях как представителях определенных профессий;

‒ выявление индивидуально-психологических особенностей каждого ребёнка, его увлечений, способностей, состояния здоровья и возможных отклонений в развитии (в сравнении с группой детей того же возраста);

‒ выявление признаков ранней одарённости или признаков задержки развития ребёнка;

‒ общую групповую и индивидуальную подготовку детей к обучению в начальной школе (в дошкольном образовательном учреждении или в семье).

Второй этап (начальное образование: 1–4 классы)«Кем я могу быть?». Это период формирования у младших школьников (от 6–7 до 10–11 лет) добросовестного отношения к труду, понимания его значения для человека и общества, развития познавательного интереса к профессиям родителей и массовым профессиям, о которых дети имеют представления на основе своих наблюдений

Данный этап включает:

‒ профессиональное просвещение учащихся с использованием «Азбуки профессий» [1], направленное на формирование представлений у детей о людях, как представителях профессий, понятий о своей будущей работе и жизни в связи с выбором профессии, которая нравится;

‒ формирование элементарных трудовых навыков и умений, основанное на включенности учеников в различные виды познавательной, игровой, общественно-полезной трудовой деятельности;

‒ диагностику интересов, увлечений, склонностей, способностей, особенностей характера, умственного и личностного развития детей младшего школьного возраста.

Третий этап (общее среднее образование: V, VI, VII классы)«Путешествие в мир профессий».

Этопериод поиска и осознания детьми младшего и среднего подросткового возраста (от 11–12 и 13–14 лет) своих профессиональных интересов, склонностей, способностей, связанных с выбором будущей профессии.

Данный этап включает:

‒ организацию профессионального просвещения учащихся с использованием учебных и наглядных материалов, осуществляемого с целью формирования знаний о сущности профессий, их классификации, профессиональном выборе и его значении для жизни и деятельности человека.

‒ развитие и закрепление учебных и общих трудовых навыков и умений учеников;

‒ формирование и развитие представлений о своих достоинствах, недостатках, способностях и потенциальных возможностях в учебной деятельности и в связи с задачами профориентации;

‒ диагностику интересов, увлечений, склонностей, способностей, особенностей характера, интеллектуального и личностного развития учащихся.

Четвертый этап (общее среднее образование: 8–9 классы)«Моя избранная профессия».

Это период профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового или раннего юношеского возраста (15–16 лет); развития их самосознания и основной подготовки к выбору профессии, направления обучения в профессиональном колледже или академическом лицее.

Этот этап включает:

‒ организацию и осуществление профессионального просвещения использованием учебных, наглядных и справочных материалов;

‒ диагностику интересов, увлечений, склонностей, способностей, физического, интеллектуального и социального развития учащихся;

‒ профессиональное и психологическое консультирование учащихся в связи с обсуждением их индивидуально-психологических особенностей (акцентуации характера, способности, темперамент) и личностных характеристик (направленность и качества личности; отклонения в общении и поведении, недостатки развития) как имеющих профессиональное значение;

‒ формирование профессионального самоопределения личности, развитие интересов учащихся и выпускников 9 классов к определённой профессии, устойчивых намерений в приобретении профессии, специальности в образовательном учреждении ССПО (профессиональный колледж или академический лицей — вуз).

Выбор направления обучения в академическом лицее предполагает обязательное углубленное изучение предметов и основ наук с целью поступления в высшее учебное заведение, где выпускники лицея смогут получить избранную специальность.

Выбор направления обучения в профессиональном колледже предполагает изучение общеобразовательных и специальных предметов, формирование и развитие профессиональных навыков и умений учащихся, обретение одной или несколько специальностей по выбранной профессии.

Профессиональная ориентация, психолого-педагогическая диагностика и подготовка учащихся к осознанному выбору профессии в общеобразовательной школев форме специальных занятий (уроков, бесед, тренингов), различных внеклассных и внешкольных мероприятий являются действенными факторами и необходимыми условиями формирования и гармоничного развития личности, её профессионального и жизненного самоопределения.

Эффективными результатами их совместной профориентационной работы являются сформированные комплексы интересов, знаний и умений учеников, которые служат основаниями для осознанного выбора будущей профессии, направления обучения и конкретного образовательного учреждения.

Литература:

  1. Эргашев Ш.Т., Нуриддинов К.Ю., Алимходжева С.Н. и бошқ. Касблар алифбоси. (1-4 синфлар учун ўқув қўлланма). – Тошкент: “Юрист-медиа маркази” нашриёти, 2008. - 108 б.
  2. Авторы-разработчики: Ю.М. Асадов, Р.Х. Жураев, Х.Ф. Рашидов, Ш.Т. Эргашев. Опубликована в журнале «Мактаб ва Ҳаёт»: Жураев Р.Х. Ўзбекистон Республикасида ўқувчи-ёшларни касб-ҳунарга йўналтириш тизимини ривожлантириш концепцияси // Маkтаb vа hаyoт jurnaliga ilova 13 (021) - нашр. Тошкент, 2002. - 28 б.
Основные термины (генерируются автоматически): академический лицей, профессиональный колледж, выбор профессии, профессиональная ориентация, диагностик интересов, класс, образовательное учреждение, способность, формирование, этап.