Экологические праздники как средство формирования нравственности и духовности детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тарасевич, С. И. Экологические праздники как средство формирования нравственности и духовности детей дошкольного возраста / С. И. Тарасевич, Т. И. Ивличева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 78-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11564/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящее время, как никогда остро стоит проблема экологии окружающего мира. Одно из направлений решения этой важной проблемы — это формирование экологической культуры людей, которое необходимо начинать у детей с дошкольного возраста.

Влияние природы на ребенка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явлениями: на прогулке наблюдают за птицами и насекомыми, падающими снежинками; дома слушают стихи и. рассказы, смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли; ухаживают за растениями на приусадебном участке. Такое общение с окружающим природным миром, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребенка, с другой — будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. [6]

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.). А активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но, ни одно лишь общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Задача воспитателей и родителей — довести до понимания детей то, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. [5]

Одной из особых форм организации детской художественной деятельности в дошкольных учреждениях являются праздники и развлечения. Она соединяет различные виды искусства в целях усиления эмоционального воздействия и эффективного решения ряда воспитательных задач.

К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована элементарная способность к ориентировке в окружающей обстановке. Она определяется умением ребенка правильно оценить обстановку, уметь понять настроение и состояние людей и выбрать соответствующую линию поведения.

Наш детский сад в течение нескольких лет занимается вопросами экологического воспитания дошкольников, разработал годовой план народных праздников и развлечений. Участие детей в таких мероприятиях позволяет воспитывать любовь к родной природе, к растительному и животному миру, способствует развитию умения видеть и слышать голоса природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней.

Праздник в детском саду — особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению.

Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их. Основная направленность праздников — формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы. Следуя законам народной педагогики можно сделать вывод, что праздники составляют основу этой педагогики. Они дают возможность в процессе их подготовки объединить весь коллектив детского сада (детей и взрослых), а также родителей воспитанников ДОУ.

Основной целью и средством воспитания детей в детском саду в народной педагогике является общение, реализуемое в трудовой, празднично-игровой, учебной и других видах деятельности. Общение, особенно с взрослыми, внимание и любовь близких помогают малышу усвоить определенные знания, умения и характер отношений. [2]

Все эти задачи, как эстетического, так и нравственного воспитания нашли свое отражение в одном из компонентов народной культуры — празднике. Однако, чтобы праздник не утратил своей новизны, яркости необходимо учитывать подготовительный период к празднику.

Великий русский педагог К. Ушинский еще в XIX веке отмечал, что западный человек ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось, и есть опасность превратиться в Иванов, не помнящих родства. Мы даже и праздников своих толком не знаем. Может быть, это связано с тем, что лет 70 были они как бы под запретом, так как имели “связь” с церковью?

А ведь вся наша культура всегда рождалась в недрах религии и тысячелетиями была с ней связана. Рождество, Масленица, Вербное Воскресенье, Пасха, Троица, Покров... Сколько существует прекрасных русских праздников! На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье никогда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.

Праздники, как совместная деятельность дошкольников оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственных норм, воспитание нравственного поведения.

Значение праздников и развлечений как форм экологического воспитания трудно переоценить. Как показывают многие исследования, гармоничное становление личности ребенка невозможно без эмоционального отношения к окружающему миру. Для того, чтобы преодолеть расхождения между знаниями детей моральных норм и их реальным поведением, необходимо, чтобы возникло не только понимание той или иной ситуации, но и положительное отношение к событию.

Эмоциональное развитие, “воспитание чувств” детей осуществляется под воздействием взрослых, которые задают ребенку эталон эмоционального отношения к природе.

Народные праздники — это своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению музыкального, природоведческого, народоведческого материала, это мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, через которую и формируется экологическая культура. Праздники дают возможность участвовать в большой игре, быть частью одного действия. Создается ощущение сопричастности к живому действу. Разнообразные народные праздники проходят в течение года, повторяясь 3–4 года. Это дает возможность изучать и проживать соответствующий устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом. Повторяясь, закрепляются нормы экологического поведения, правила, умения, через эмоциональную сферу ребенка. Народные сказки, потешки, прибаутки, песни, обряды с их богатством языка и яркой характеристикой персонажей, раскрывают ребенку взаимосвязь природы и человека. [3] Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным героям. Эмоциональный отклик на природу и неповторимость природы формирует нравственное отношение к ней.

Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей в комплексе оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т. д.

Важен стиль руководства взрослого, организующего праздники и развлечения для детей, подбор сценария таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя и зрителем и участником совместной деятельности, смог по ходу праздника проявить самостоятельность, выбрать тот или иной способ действия, поступок, проявить сострадание, желание прийти на помощь тому или иному персонажу.

Экологические праздники и развлечения несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием. Важным в таких праздниках является не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр и загадок о природе, сколько включенность детей в переживание событий, осознании экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сказки, отдельного ее эпизода следует вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острое желание помочь героям, решить возникшую проблемную ситуацию.

Проживание ребенком событий является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных ситуациях. На праздниках ребенок действует в коллективе сверстников. Здесь он проявляет свои способности, самоутверждается, совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами.

На экологических праздниках в нашем детском саду широко используются викторины и кроссворды в занимательно-игровой форме. Они вплетаются в сюжет праздника. Использовать их можно только в старшем дошкольном возрасте, так как они предполагают достаточно высокий уровень интеллектуального развития детей.

При подборе материала сценариев экологических праздников мы часто опираемся на материал русского народного творчества, т. е. на фольклор. Русский фольклор отражает поэтический образ природы, воспевает красоту лесов, полей, рек. Все это прекрасно окрашивается музыкой.

Хочется отметить, что праздник это общение и детей и взрослых, светлое, радостное, очень эмоциональное общение, где все участники. Приобщать к праздникам следует всех сотрудников детского сада, выпускников и родителей.

Весной, 22 марта, в день весеннего равноденствия, проходит праздник «Жаворонки», встреча перелетных птиц. По народному календарю приходятся «сороки» — прилетает сорок видов перелетных птиц. Дети в этот день оказывают практическую помощь птицам: раскладывают по кустам кусочки ваты, пакли для постройки гнезд, вешают украшенные скворечники.

Любимый детьми «Праздник Березки» отмечается в начале лета на «Троицу». Во время праздника дети любуются красотой березы, говорят о ее чудесных возможностях (поит, лечит, обувает, согревает и т. д.). Дети разыгрывают театральное представление. Театрально-игровая экологически направленная деятельность пробуждает в детях сочувствие к березе, братьям нашим меньшим, позволяет действовать в ролевом плане, почувствовать себя в образе разных живых существ и людей, которые за них в ответе.

Замечательный праздник «Ивана Купала» проходит на улице у бассейна в начале июля на день Ивана Купала. Дети узнают о проблеме загрязнения водоемов и стремятся помочь, предлагая свои решения очищения воды.

Известный всем праздник «Яблочный спас» празднуется в середине августа на улице у яблоньки. Ребята, наблюдавшие за цветением яблони весной, за формированием завязи, созреванием плодов в течение лета, угощаются яблоками, осознавая их полезность, важность ухода за деревом.

Осенью, 12 ноября отмечается «Синичкин день». В этот день дети знакомятся с потребностями птиц в зимний период и желают помочь птицам пережить холода зимой, мастерят кормушки, приносят из дома корм для птиц, наблюдают за ними.

Народные праздники в детском саду развивают способность к эстетическому переживанию, связанному с красотой и величием природы. Отражение системы знаний о живом составляют базис экологического воспитания дошкольника, источник его культурного поведения в природе и бережного отношения к ней.

Формы и методы работы с детьми по формированию у детей экологического сознания разнообразны, однако они будут намного эффективнее, если будут подкреплены яркими, положительными чувствами, которые вносит музыка. Работа нашего детского сада показала это на практике. Над этой педагогической проблемой работа продолжается. В перспективе в целях экологического воспитания планируется более широкое использование русского народного творчества, многовековой опыт познания народом окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с ней.

Праздники включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Они создают возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.

Праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. [1]

Праздник был всегда открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную, религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традициям прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создает богатую духовную атмосферу, которая положительно влияет на духовно-нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений. Через праздники происходит приобщение детей к истокам народной культуры, истории, вхождение в них.

Итак, праздники, как совместная деятельность дошкольников, оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственного поведения и духовного становления личности.

Литература:

  1. Аникин, В. П. Русское народное творчество / В. П. Аникин — М.: Высш. шк., 2004. — 735 с.
  2. Батурина, Г. И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина.- М.: Школьная пресса, 2003.
  3. Капица, Ф. С. Русский детский фольклор./ Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. — М., 2002.
  4. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской национальной культуре: Программа. Учебно-методическое пособие. / О. Л. Князева, Н. Д. Маханева. — 2-е изд. перераб. и доп.; Спб.: Детство-Пресс, 2008.
  5. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста. — М., 2004.
  6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, праздник, детский сад, природа, дошкольный возраст, народное искусство, экологическое воспитание, гуманное отношение, народная культура, народная педагогика.

Похожие статьи

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Народный фольклор как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Дидактические игры экологического содержания как средство экологического воспитания дошкольников

Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Народный фольклор как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Дидактические игры экологического содержания как средство экологического воспитания дошкольников

Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста