Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бреславцева, Е. В. Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО / Е. В. Бреславцева, Ю. В. Василенко. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11583/ (дата обращения: 15.11.2024).



Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного воспитания. «Интерактивная папка» — инструмент для коррекционных занятий с детьми, представляющий широкие возможности для развития. «Интерактивная папка» условно разделена на несколько блоков: развитие мелкой моторики, восприятие сенсорных эталонов, математических навыков, обогащение словаря, подготовка к обучению грамоте и глобальному чтению, лексико-грамматических категорий, совершенствование зрительного восприятия, памяти, мышления. Работа с «Интерактивной папкой» способствует преодолению негативного отношения при общении, в установлении контакта с аутичным ребенком, развитию высших психических функций и речевых навыков. В статье дается описание работы с «Интерактивной папкой» от этапа организации занятий и рабочего места до самостоятельной работы с заданиями.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, интерактивная папка, коммуникация, развитие речи, лэпбук

“The Interactive folder” technique is separated from the method of project and created for the children, suffering from developmental delay or autism spectrum disorder so as to support parents (legal representatives) providing children with home (family) preschool education with methodological, psychological, pedagogical and consultative assistance. “The Interactive folder” being the broadminded instrument for remedial teaching is divided into several parts: fine motor skills development, perceiving of sensory models, mathematical skills, vocabulary expansion, preparing for writing and global reading, lexico-grammatical categories, the improving of visual perception, memory and cogitation. “The Interactive folder” tends to overcome negative communication, set up the contact with the autistic child, develop higher mental processes and speaking skills. The article describes different levels of working with “The Interactive folder” from activity organization to do-it-yourself tasks.

Keywords: autism spectrum disorders, interactive folder, communication, language development, lapbook

В настоящее время нет единой точки зрения на коррекционную работу с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Подходы к развитию речи и высших психических функций у таких детей различны. Отечественные специалисты предлагают в работе с детьми с РАС делать акцент на коррекцию эмоциональных нарушений, создавать потребность в речевом взаимодействии. Западные специалисты формируют поведение ребенка на основе подкрепления.

Все дети данной категории индивидуальны и нуждаются в ежедневных, структурированных занятиях. Однако из обращений родителей в консультационный центр, большая часть таких детей не имеет возможности получать дошкольное образование в стенах детского сада, где бы выстраивалась специалистами образовательная деятельность с данным ребенком. В связи с этим основная работа по воспитанию и обучению ребенка с РАС ложится на плечи близких. В рамках консультационного центра специалисты помогают, учат, организуют сопровождение коррекционной работы с ребенком, получающим дошкольное образование в форме семейного воспитания.

Поэтому авторы Е. В. Бреславцева, Ю. В. Василенко разработали «Интерактивную папку», которая обеспечивает разностороннее развитие детей с РАС с учетом их индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Она составлена на основе методических разработок Л.Г Нуриевой «Развитие речи у аутичных детей» [4], игр и упражнений Эрика Шоплера «Поддержка детей с аутистическими нарушениями от 0 до 6 лет» [6], элементов программы АВА, а также с учетом требований нормативных документов Российской Федерации.

Цель «Интерактивной папки» — преодоление негативного отношения при обучении ребенка с РАС.

Задачи:

‒ обучение его простейшими навыкам;

‒ обучение ребенка более сложным формам поведения;

‒ развитие самосознания и личности аутичного ребенка;

‒ развитие внимания;

‒ развитие памяти, мышления и речи.

По своей структуре авторское методическое пособие Бреславцевой Е. В. и Василенко Ю. В. представляет собой папку-лэпбук с кармашками (Рис.1, 2, 3), на которых наклеены карточки Pecs, способствующие описанию алгоритма действий вложенного задания. В кармашках находится цветной материал для индивидуальной работы. Все задания структурированы по лексической теме. По мере изучения темы, данный материал меняется в соответствии с новой тематикой.

C:\Users\Acer\Desktop\фото\DSC_0004.JPG

C:\Users\Acer\Desktop\фото\DSC_0005.JPG

Рис. 1, 2, 3

Первый этап. Организация занятий и рабочего места. Чтобы выработать у ребенка учебные стереотипы, родители учат его организовать место для занятий (принести папку, карандаши, салфетки). В «Интерактивной папке» используются крупные предметные картинки и мелкие игрушки, с целью выработки навыка фиксации взгляда на предмете.

На данном этапе используется минимальное количество речевых инструкций: «Возьми», «Положи». Желательно, чтобы ребенок фиксировал взгляд на картинке до момента ее передачи в его руки.

Второй этап. Обучение ребенка выполнению задания согласно инструкции. Здесь используются зрительное подкрепление (на кармашках наклеены карточки PECS), а также словесное объяснение взрослого с использованием короткой инструкции. Специалисты консультационного центра подбирают индивидуально для каждого ребенка в «Интерактивную папку» игры и упражнения на:

‒ развитие мелкой моторики (например, «Проведи линию», «Раскрась», а также аппликации различной сложности) (рис.4);

‒ восприятие сенсорных эталонов («Подбери латку», «Найди такой же», «Какого цвета?», «Большой — маленький») (рис.5);

‒ развитие математических навыков («Посчитай», «Один — много») (рис.6);

‒ обогащение словаря (рекомендуется начинать с таких лексических тем, как «Игрушки», «Семья», «Продукты») (рис.7).

DSC_3530.JPG

Рис. 4

DSC_3521.JPGC:\Users\Acer\Desktop\фото\DSC_0012.JPG

Рис. 5.

DSC_3522.JPGC:\Users\Acer\Desktop\фото\DSC_0013.JPG

Рис. 6.

DSC_3523.JPGC:\Users\Acer\Desktop\фото\DSC_0007.JPG

Рис. 7

Третий этап. Самостоятельная работа ребенка с «Интерактивной папкой» с учетом разработанного индивидуального маршрута специалистами консультационного центра по развитию высших психических функций и речевых навыков.

Необходимо отметить важный момент: каждая игра или упражнение, проводится несколько раз для закрепления результата.

Родители (законные представители) должны настроиться на долгую, кропотливую работу. Регулярное использование «Интерактивной папки» позволяет включить ребенка в процесс взаимодействия с взрослым и окружающим миром, учиться подражанию, расширяет кругозор, развивает речь и социализирует.

Литература:

  1. Аутичный ребенок: пути помощи. — М.: Теревинф, 1997.
  2. Карточки PECS
  3. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь, 2007
  4. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки.— М.: Теревинф, 2003
  5. Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH
  6. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей: Сборник упражнений для специалистов и родителей. — Минск: Изд-во БелАПДИ, 1997.
  7. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М.: МГУ, 1990. — 197 с.
  8. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. — М.: Теревинф, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, консультационный центр, обучение ребенка, дошкольное образование, Развитие речи, аутичный ребенок, коррекционная работа, мелкая моторика, негативное отношение, рабочее место.

Похожие статьи

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологиче...

Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения

В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Для ис...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционно-речевой и педагогической практике специалистами ДОУ

Логопедическая ритмика, игры и упражнения с использованием слова, музыки и движений включается многими педагогами в реабилитационную методику воспитания и обучения детей с различными аномалиями развития, особенно у детей с речевой патологией. Коррекц...

Пластилинография как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Пластилинография является инновационной методикой, направленной на развитие речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Посредством создания изобразительных композиций из пластилина, техника способствует гармоничному развитию когнитивных функций,...

Игровое пособие «Мультикуб» для развития связной речи детей с ОВЗ

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического разве...

Потенциал логопедической ритмики в работе с дошкольниками с нарушениями речи

В статье рассматривается значимость логопедической ритмики как инновационного метода в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Логопедическая ритмика, сочетающая элементы движения, музыки и ритмов, способствует не только улучшению речевых навыков...

Использование лэпбокса в образовательном процессе

Методическое пособие адресовано педагогам ДОО, старшим воспитателям, руководителям кружков, родителям воспитанников. Применение лэпбокса отвечает требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде: информативен (содержит практический материал для проведе...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения

В работе определены основные направления коррекционного процесса, организующегося в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, рассмотрены понятия «коммуникативная компетенция», современное понима...

Похожие статьи

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологиче...

Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения

В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Для ис...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционно-речевой и педагогической практике специалистами ДОУ

Логопедическая ритмика, игры и упражнения с использованием слова, музыки и движений включается многими педагогами в реабилитационную методику воспитания и обучения детей с различными аномалиями развития, особенно у детей с речевой патологией. Коррекц...

Пластилинография как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Пластилинография является инновационной методикой, направленной на развитие речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Посредством создания изобразительных композиций из пластилина, техника способствует гармоничному развитию когнитивных функций,...

Игровое пособие «Мультикуб» для развития связной речи детей с ОВЗ

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического разве...

Потенциал логопедической ритмики в работе с дошкольниками с нарушениями речи

В статье рассматривается значимость логопедической ритмики как инновационного метода в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Логопедическая ритмика, сочетающая элементы движения, музыки и ритмов, способствует не только улучшению речевых навыков...

Использование лэпбокса в образовательном процессе

Методическое пособие адресовано педагогам ДОО, старшим воспитателям, руководителям кружков, родителям воспитанников. Применение лэпбокса отвечает требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде: информативен (содержит практический материал для проведе...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения

В работе определены основные направления коррекционного процесса, организующегося в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, рассмотрены понятия «коммуникативная компетенция», современное понима...