Педагогические конфликты — неизбежные спутники школьной жизни | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Каршибаева, Г. А. Педагогические конфликты — неизбежные спутники школьной жизни / Г. А. Каршибаева, Н. Х. Абдукадырова, Э. И. Абдукаримова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11599/ (дата обращения: 17.10.2024).



Настоящая статья посвящена рассмотрению конфликтов как важной социально-психологической проблеме общества. Автор ставит своей целью вырабатывать навыки технологии разрешения конфликтов в личной жизни, на работе и в международных отношениях, адекватно реагировать на действия окружающих людей на работе, дома, на отдыхе.

Ключевые слова: теория и практика разрешения конфликтов, конфликтология для руководителей, конфликтная природа

Проблема конфликтов — очень важная социально-психологическая проблема, а вместе с тем мало исследованная. В отечественной и зарубежной литературе существуют различные взгляды на конфликты, их природу, социальную роль. Противоположные позиции представлены, с одной стороны, теориями бесконфликтного, гармоничного развития социальных групп и, с другой стороны, воззрениями на конфликты как явление естественное, неизбежное и даже необходимое, поскольку они представляют собой одно из проявлений всеобщего закона диалектического развития — едино на и борьбы противоположностей.

Многие годы учеными активно разрабатывается теория и практика разрешения конфликтов. Так, во многих американских университетах «студенты не только изучают конфликты — межличностные, групповые, производственные, экономические, международные, но и участвуют в их практическом разрешении. Институт Джона Мейсона осуществляет подготовку студентов по специальности «менеджер по конфликтам». Практическим разрешением конфликтов занимается Институт мира. В 1986 г., названном Международным годом мира, Австралийская ассоциация содействия ООН основала организацию по разрешению конфликтов как часть ее Программы мира. Ее задача — вырабатывать и внедрять навыки технологии разрешения конфликтов в личной жизни, на работе и в международных отношениях. Конфликтология как наука сформировалась недавно, но она помогает выбрать способ поведения в сложных ситуациях, адекватно реагировать на действия окружающих людей на работе, дома, на отдыхе. Умение анализировать причины и динамику конфликтов, знание правил поведения в конфликтных ситуациях необходимы каждому человеку, поскольку являются важными условиями гармонизации человеческих отношений.

В настоящее время потребность в научном исследовании причин, условий возникновения и способов регулирования конфликтных ситуаций стала совершенно очевидной. Демократизация общественной жизни, глубокие преобразования в экономических и политических отношениях, тем более проводимые столь быстрыми темпами, естественно сопровождаются многочисленными конфликтами. К тому же ослабление и частичное разрушение прежних механизмов социального контроля ведут к эскалации прежде скрытых очагов социальной напряженности. Межнациональные конфликты, беженцы, безработица, несвоевременная выплата заработной платы, пенсий и пособий, конкуренция стали реалиями нашей жизни.

Понятия «конфликт», «конфликтное взаимодействие», «коллизии» становятся в последнее время общеупотребительными не только в науке, но и в обыденной жизни. Предмет «Конфликтология» содержится в перечне дисциплин государственного образовательного стандарта, что уже предполагает постановку преподавания данного предмета на фундаментальную основу. С другой стороны, при изучении данного курса отмечается дефицит систематизированно изложенных знаний.

Конфликт уже долгое время находится в центре внимания зарубежных ученых. Исследования в этой области прошли путь от полного игнорирования данного понятия до оценки конфликтов как важного и ценного явления, от крайне незначительного внимания к нему со стороны структурно-функциональных аналитиков до попыток создания особой дисциплины — социологии конфликта. Центральной идеей этого учения является положение о конфликте как форме «социализации», т. е. факторе, содействующем сближению и объединению людей.

Конфликт — центральное понятие теории психоанализа и именно поэтому его описание заслуживает особого внимания. З. Фрейд дает четкое определение: «Мы выводим расщепление психики не от прирожденной недостаточности синтеза душевного аппарата, но объясняем это расщепление динамически, как конфликт противоположно направленных душевных сил; в расщеплении мы видим результат активного стремления двух психических группировок одной против другой». По традиционной психоаналитической концепции человек имеет конфликтную природу.

При этом в качестве основы конфликта рассматриваются слои самой личности. Конфликт для человека является не случайным, а сущностным состоянием. Вместе с тем в методологических обоснованиях как прикладного, так и теоретического подхода нет понятийной схемы собственно конфликта.

По мере того, как развивается конфликтология, она все больше и больше пытается интегрироваться с различными отраслями научного знания. Актуальность изучения педагогических проблем, связанных с преодолением конфликтности в образовательном процессе, обусловлена потребностями школы, процессами ее демократизации и гуманизации. Длительное время в теории и практике конфликтологии конфликты в педагогическом процессе оценивались односторонне, как нежелательное явление, как показатель слабости руководства группой, вплоть до признания того факта, что руководитель, воспитатель недостаточно требователен, а учащийся имеет ошибочную линию поведения.

На необходимость изучения конфликтов в педагогическом процессе обращали внимание еще в свое время известные отечественные психологи и педагоги: В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, А. Р. Лурия, А. С. Макаренко и др. Б. М. Бехтерев, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев предупреждали, что межличностный конфликт психологически трудно и болезненно переживается детьми, особенно его непосредственными участниками, и отмечали, что конфликты могут оказывать разное влияние на ребенка.

С одной стороны, они усложняют психологическую жизнь, способствуют ее переходу на новые, более сложные уровни ее функционирования, с другой — могут привести к нарушению гармонии взаимоотношений с окружающими людьми, задержать процесс социализации личности. Ведь даже в старшем подростковом возрасте еще не до конца сформирована способность находить самостоятельный выход из неблагополучных ситуаций, снимать отрицательные эмоциональные напряжения с помощью внутриличностной саморегуляции.

А т. к. конфликты — неизбежные спутники школьной жизни, то объективно необходимым и актуальным является изучение педагогических конфликтов. Собственно педагогическими можно считать конфликты, возникающие в системе «учитель — учащиеся», преодоление которых предполагает использование специфической технологии. Именно они являются самыми распространенными, разрешение которых требует от учителя определенного профессионального мастерства и психологической компетентности.

Что касается конфликтов учителей с коллегами, родителями учащихся, школьной администрацией, то они подчиняются общепринятым нормам делового общения и могут быть предметом специального рассмотрения.

Учитель (как и родители) имеет множество обязанностей по отношению к учащимся, но он обладает и многими правами в качестве взрослого. Он обладает правом предписывать, контролировать, запрещать, наказывать, требовать подчинения, причем эти права сохраняются у него и в отношениях с подростками — младшими и старшими. В этом зафиксирован факт формально допускаемой неизменности основы отношений учителя и учащихся на протяжении всего периода обучения. В такой неизменности отношений отражается игнорирование процесса развития личности в период ее интенсивного формирования. Благодаря этому создается сложная и объективно неблагополучная воспитательная ситуация, которая явно обнаруживается в таком качестве именно в тот период, когда в развитии личности происходят самые существенные сдвиги — в период подросткового возраста.

Известно, что неблагополучие в отношениях подростка с учителем имеет многочисленные отрицательные последствия. Падение интереса к учению, безразличное отношение ко всему, необщительность, замкнутость, вызывающее поведение в школе и на улице часто являются следствием не всегда адекватного отношения учителя к ученикам, являются негативным ответом учащихся на эти отношения.

Несмотря на наличие общих, типичных черт протекания и разрешения конфликтов, сходство их характера и участвующих сторон, все же нельзя дать рецептурные советы, ибо само разрешение зависит от целой группы специфических факторов, которые нельзя игнорировать. Поэтому в каждом конкретном случае педагог принимает свое, своеобразное решение, используя комплекс своих средств и приемов, исходя из своей индивидуальности и индивидуальных особенностей учащихся.

Литература:

  1. Воронин, Г. Л. Конфликты в школе. Социол. исслед. — 1994.
  2. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения// А. Б.Добрович. — М.: Просвещение, 1996.
  3. Н. И. Леонов. — Конфликтология. Учебное пособие. Москва — Воронеж, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, действие окружающих людей, конфликтная природа, личная жизнь, навык технологии разрешения конфликтов, отношение, педагогический процесс, практик разрешения конфликтов, разрешение конфликтов, сторона.

Ключевые слова

теория и практика разрешения конфликтов, конфликтология для руководителей, конфликтная природа

Похожие статьи

Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте

В статье автор исследует связи психологических границ личности в юношеском возрасте со стратегиями поведения в конфликте.

Проблемы участия школьного психолога в профилактике сексуального насилия в школьной среде

В статье авторы освещают насущную проблему нехватки квалифицированных школьных психологов в государственных образовательных учреждениях, а также предлагают пути решения данного вопроса.

Экология общения

В статье рассматриваются вопросы возможности обсуждения проблем психологической практики понятия «экология отношений», экологичности отношений в образовательном процессе, конкретно на уроках английского языка.

Конфликт в системе «педагог — педагог»

В статье раскрывается понятие «конфликт», дается перечисление причин, влияющих на возникновение межличностных конфликтов у педагогов ОУ, перечисляются методы управления конфликтами, делается вывод и даются рекомендации.

Развитие умений школьников действовать в ситуации конфликта в процессе обучения английскому языку

Статья посвящена проблеме обучения школьников решению конфликтных ситуаций на материале английского языка как учебного предмета в средней школе.

Психолого-педагогические условия эффективного управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации

В статье аргументируется необходимость управления конфликтами в условиях современной образовательной организации, охарактеризованы основные причины конфликтов и психолого-педагогические условия, которые влияют на эффективность управления конфликтами ...

Условия формирования конструктивного поведения в конфликтах у магистрантов психолого-педагогической специальности

В статье авторы систематизируют и описывают условия, которые способствуют формированию у магистрантов психолого-педагогической специальности конструктивного поведения в ситуации конфликта.

Оптимизация академической дискуссии на занятиях по иностранному языку

В статье анализируется вопрос организации академической дискуссии на практическом занятии по иностранному языку. Автор рассматривает особенности формирования навыков, необходимых для проблемного обсуждения. Также в статье обобщаются типичные сложност...

Анализ основ формирования психологического климата в педагогическом коллективе

В статье рассмотрены основные определения психологического климата применительно к функционированию образовательной организации и её педагогического коллектива. Особое внимание уделено процессу формирования психологического климата через разрешение о...

Похожие статьи

Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте

В статье автор исследует связи психологических границ личности в юношеском возрасте со стратегиями поведения в конфликте.

Проблемы участия школьного психолога в профилактике сексуального насилия в школьной среде

В статье авторы освещают насущную проблему нехватки квалифицированных школьных психологов в государственных образовательных учреждениях, а также предлагают пути решения данного вопроса.

Экология общения

В статье рассматриваются вопросы возможности обсуждения проблем психологической практики понятия «экология отношений», экологичности отношений в образовательном процессе, конкретно на уроках английского языка.

Конфликт в системе «педагог — педагог»

В статье раскрывается понятие «конфликт», дается перечисление причин, влияющих на возникновение межличностных конфликтов у педагогов ОУ, перечисляются методы управления конфликтами, делается вывод и даются рекомендации.

Развитие умений школьников действовать в ситуации конфликта в процессе обучения английскому языку

Статья посвящена проблеме обучения школьников решению конфликтных ситуаций на материале английского языка как учебного предмета в средней школе.

Психолого-педагогические условия эффективного управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации

В статье аргументируется необходимость управления конфликтами в условиях современной образовательной организации, охарактеризованы основные причины конфликтов и психолого-педагогические условия, которые влияют на эффективность управления конфликтами ...

Условия формирования конструктивного поведения в конфликтах у магистрантов психолого-педагогической специальности

В статье авторы систематизируют и описывают условия, которые способствуют формированию у магистрантов психолого-педагогической специальности конструктивного поведения в ситуации конфликта.

Оптимизация академической дискуссии на занятиях по иностранному языку

В статье анализируется вопрос организации академической дискуссии на практическом занятии по иностранному языку. Автор рассматривает особенности формирования навыков, необходимых для проблемного обсуждения. Также в статье обобщаются типичные сложност...

Анализ основ формирования психологического климата в педагогическом коллективе

В статье рассмотрены основные определения психологического климата применительно к функционированию образовательной организации и её педагогического коллектива. Особое внимание уделено процессу формирования психологического климата через разрешение о...