Приёмы и методы внеурочной подготовки обучающихся к ГИА (ЕГЭ и ОГЭ) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

I международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2016)

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 2006 раз

Библиографическое описание:

Хачикьян, Н. П. Приёмы и методы внеурочной подготовки обучающихся к ГИА (ЕГЭ и ОГЭ) / Н. П. Хачикьян. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11607/ (дата обращения: 15.11.2024).



На современном этапе актуальной стала проблема подготовки к Единому государственному экзамену, так как учащимся 9 и 11 классов в 2016–2017 учебном году предстоит пройти государственную итоговую аттестацию в формах ОГЭ (9 классы) и ЕГЭ (11 классы). Для этого необходима качественная подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации. В связи с чем необходимо проводить наряду с урочной деятельностью, внеурочные занятия, при проведении которых используются различные формы и методы работы: от традиционных технологий до игровых.

Во внеурочной деятельности:

  1. Организуются консультации с учащимися 9 и 11-х классов, на которых происходит формирование навыков необходимых для успешной сдачи единого государственного экзамена. Ученики подразделяются на группы по уровню знаний. На занятия более слабых учеников могут приходить все желающие, там разбираются задания из первой части, на занятиях более продвинутых учеников, разбираются задания второй части.

Школьники знакомятся с особенностями выполнения различных типов заданий ЕГЭ и ОГЭ. Прежде всего,этозадания с выбором одного правильного ответа, задания с выбором нескольких правильных ответов, задания на установление соответствий и задания на установление правильной последовательности.

Отрабатываются решения типовых заданий, так как чем больше они решат заданий ЕГЭ и ОГЭ прошлых лет, тем больше у них будет опыт, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей на экзамене. Осуществляется переход от простых типовых заданий к заданиям второй части. Эта работа дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения.

Уделяется внимание заданиям, которые вызывают наибольшее затруднение, обычно это задания второй части теста. Для этого анализируются работы, написанные учащимися, выделяются задания, вызвавшие затруднение их выполнения, затем для закрепления знаний и навыков выполняются аналогичные задания (по теме и типу).

Кроме того, в целях исключения ошибок в ответах, обращается внимание на необходимость внимательно читать поставленный вопрос, понимать его формулировки и точно давать на него ответы [3].

Отрабатывается и умение контроля время написания ответов.

  1. Проводятся недели обществоведческого курса, в которых принимают участие школьники 5–11 классов. В рамках предметной недели проводятся мероприятия с разнообразной тематикой, формами организации. Их содержание существенно помогает расширять программный материал и отрабатывать умения необходимые для решения заданий ОГЭ и ЕГЭ. Формирование необходимых знаний и умений проходит впроцессе познавательных игр. Например, игра по истории Древнего мира «Счастливый случай» (5 класс); игра «Шаг за шагом» (6 класс); турнир знатоков «Россия первой половины XIX века» (8 класс); игра «Дорогами войны» (9–11классы), деловая игра «Гражданином быть обязан» (7 класс) и деловая игра «Юный правовед» (9–11 классы).
  2. Проводится подготовка к олимпиаде.

Олимпиадная подготовка по обществоведческому курсу ориентирована не на всех учащихся, а только на сильно мотивированных детей, обладающих способностями к изучению предмета. Олимпиада по предмету — это познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.

Процесс подготовки к олимпиаде стимулирует сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации), осуществление самостоятельной работы учащихся, ориентирование на творчество и принятие ответственности.

Используются разнообразные формы и методы работы с одаренными детьми, базирующиеся на основных положениях концепции развивающего обучения.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком — индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Составляется план занятий с ребенком, учитывающий его психические особенности. План включает:

– индивидуальную психологическую подготовку участника олимпиады, которая должна помочь ребёнку выработать веру в свои собственные возможности;

– дополнительное изучение тем, разделов и актуальных проблем области научных знаний;

– определение тем консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;

– поощрение углублённое изучение тем, выбранных самим школьником;

– поддерживание и развитие самостоятельности в обучении;

– использование разнообразных источников и способов получения информации;

– оценку учащимся результатов своей работы с выработкой формы отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т. д.) за определенные промежутки времени.

При подготовке к олимпиаде проводится

– работа с терминами, которая предполагает задания по нахождению и выписыванию терминов и определений понятий; составление словарика терминов, тренировочные умения на соотнесение термина с понятием, использование терминов в различных нестандартных ситуация;

– работа по составлению письменных ответов на вопросы или задания, которые помогают выработать навыки и умения краткого или развернутого ответа в письменной форме;

– заполнение простых и комбинированных таблиц.Этот тип заданий способствует развитию умений отбора необходимой информации и обобщенного, системного, краткого изложения.

– работа с иллюстрациями (рисунками, фотографиями, «опорными конспектами», схемами, диаграммами, картами и т. п.). Данный тип заданий предполагает самостоятельный подбор и систематизацию информации по заданным признакам, способствует лучшему пониманию и запоминанию его основного содержания, формирует умение выделять главные мысли, способствует проявлению интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

– сравнительно-аналитическая работа с информацией включает задания с использованием иллюстраций или таблиц разных источников. В значительной мере помогают осмыслить и повторить изучаемый материал, творчески использовать полученные знания в новой ситуации [1].

  1. Привлекаются дети к написанию проектных работ. Проектная деятельность осуществляется в соответствии с программой «Обучение проектной деятельности» (1 час в неделю). Курс построен на деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников ключевых компетенций (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) на основе комплексного применения знаний, умений [2].

Проектная деятельность основана на развитии самостоятельности учащихся. Учитываются и индивидуальные способности и интересы. При решении проекта наряду с научной (познавательной) стороной содержания всегда присутствует эмоционально — ценностная (личностная), деятельностная и творческая сторона. Именно эмоционально — ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен [4].

Работая над проектом, ученик проходит определённые этапы.

Первым этапом является определение и формулирование проблемы и вытекающие из неё задачи. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает стремление её разрешить.

Второй этап работы — целеполагание. На этом этапе проблема приобретает личностно значимую цель и образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.

Третий этап — это планирование, результатом которого является определение всех действий ученика, позволяющих достигнуть поставленной цели и задач.

Четвёртый этап — сборинформации. Источниками необходимой информации могут быть энциклопедии, справочники, книги, электронные носители, Интернет, СМИ, а также взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди и другие дети.

Пятый этап — практический: анализ литературы и статистических данных, преобразование (синтез), активная деятельность по созданию задуманного продукта.

Шестой этап — презентациярезультата работы, его публичная защита. Представляя свою работу, автор не только рассказывает о её ходе и показывает результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт, компетентность, приобретённые в процессе своей деятельности над проектом. Учащиеся нашей школы представляют свои работы (в 2013г. были представлены исследовательская работа «Моя семья — семья Хачикьян»; проектная работа — виртуальный музей рода Иловайских, в 2014 г. — доклады: «Казачий атаман Платов М. И. — гордость Донского края» и«Роль личности князя Владимира в истории», в 2015 г. — исследовательские работы «Жизненный путь моей бабушки, Лебединцевой Валентины Дмитриевны» и «Происхождение казачества») на научно-практической конференции школьников «Эврика», а так же на районном (краеведческая конференция (работа «Старейшая семья п. Реконструктор») и научно-практическая конференция «Мир и мы» (работа «Мораль и этика — основы жизни»), областном (конкурс «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества» с работой «Посёлок Реконструктор в годы Великой Отечественной войны (1941–1945гг), научно-практическая конференция школьников в рамках проекта «В будущее — с инженерным образованием», проводимого государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» — работа «Экономический кризис») и российском («Служение Отечеству: события и имена» (работа «Сподвижник Петра I, устроитель Российского флота, генерал-адмирал, граф Ф. М. Апраксин», «Екатерина II), «Любимый сердцу уголок» (работа «История и перспективы посёлка Реконструктор»), «Национальное Достояние России» (работа «Ростов — город, Ростов — Дон… (прогулки во времени)») и «Роль личности в истории России» (работа «Пётр I. История. Личность. Судьба») уровне.

Седьмой этап — коррекция. На этом этапе проводится сравнение полученного результата со своим замыслом, если есть необходимость вносятся исправления.

Восьмой этап завершающий — самооценка и рефлексия.

При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах (ролях), рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта. Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач — от постановки проблемы до представления.

Таким образом, использование представленных форм и методов внеурочной деятельности позволяют подготовить школьников к государственной (итоговой) аттестациипо предметамобществоведческого курса.

Литература:

  1. Покивайлова Л. А., Галкина Е. А. Организационно-педагогические условия подготовки учащихся к олимпиадам // IV Международная студенческая электронная научная конференция. — М, 2012
  2. Прозорова Л. А. Организация проектной деятельности учащихся в образовательном процессе школы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://texnologi-omut.ucoz.ru/index/proektnaja_dejatelnost/0–21
  3. Шаповал В. В., Митрофанов К. Г., Саплина Е. В., Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов — М., 2004
  4. Шушерова З. В. Развитие творческой активности обучающихся на уроках технологии посредством групповых форм работы // Управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области, 2012 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/375/1042.php
Основные термины (генерируются автоматически): задание, работа, этап, задание второй, класс, проектная деятельность, умение, внеурочная деятельность, деловая игра, единый государственный экзамен.

Похожие статьи

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Особенности методической подготовки бакалавров к организации самостоятельной работы учащихся в школе при изучении курса ОБЖ

Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам

Особенности выполнения заданий по аудированию и подготовке обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников

Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ при подготовке к ЕГЭ по математике

Оперативное информирование участников учебного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения

Особенности проектной деятельности обучающихся на уроках географии и математики

Похожие статьи

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Особенности методической подготовки бакалавров к организации самостоятельной работы учащихся в школе при изучении курса ОБЖ

Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам

Особенности выполнения заданий по аудированию и подготовке обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников

Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ при подготовке к ЕГЭ по математике

Оперативное информирование участников учебного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения

Особенности проектной деятельности обучающихся на уроках географии и математики