Функции и феноменология управления в системе педагогического знания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Козырева, О. А. Функции и феноменология управления в системе педагогического знания / О. А. Козырева, Е. В. Соловьева, М. И. Бебко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1359/ (дата обращения: 19.12.2024).

Управление образовательными системами – отрасль педагогической науки, планомерно изучающая закономерности, принципы, виды, формы, методы, средства, методики, технологии управления педагогическим коллективом в условиях пространственно-временных, государственно-региональных, национально-этнических и пр. ограничений и стимулов, гибко отражая решение противоречий планирования и организации учебно-воспитательной работы в среде микро-, мезо- и макромасштабов. Остановимся подробнее на дефинициях категории «управление»:
  • целенаправленно организованная деятельность педагога или руководителя по координации усилий в реализации поставленных целей и задач оптимальными методами и личностно и социально допустимыми средствами взаимодействия, выбранными согласно системе ограничений и возможностей пространства, времени, особенностей полисубъектных взаимоотношений, культуры и этикета, фасилитирующих построение и организацию жизнедеятельности в обществе или коллективе;
  • диалектически и синергетически регулируемая деятельность педагога или руководителя в решении объективно выделенных проблем, задач и противоречий в соответствии с особенностями развития структуры и связей в антропосистеме в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах;
  • синергетически изменяющийся процесс координации иерархического взаимовлияния согласно социально-педагогическим и профессионально-деловым системам и моделям отношений, где социальный статус, опыт деятельности, культуры и общения, личностные и общественные материальные блага предопределяют выбор и результат функционирования в трансформации и реконструкции отношений, накоплении, ретрансляции и модификации опыта, системно влияющего на коллектив, элементы антропосистемы (субъекты, группы, коллективы и пр.) в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, фасилитирующий получение планомерно обоснованного результата в совместной деятельности выделенных элементов антропосистемы;
  • согласованная, координированная, личностно-гуманная деятельность нескольких субъектов антропосистемы в построении иерархических взаимоотношений согласно принципам современной системы управления, культуры и этики, предопределяющих развитие данных отношений, самой системы и каждого ее субъекта как смысла и результата антропологических преобразований и связей;
  • процесс установления и поддержания целостности, уникальности, согласованности, устойчивости, мобильности, востребованности в системе субъект-субъектных связей и субъект-объект­ных преобразований согласно правилам и нормам морально-этических взаимоотношений и законам их национально-государственного регулирования, описываемый многомерными системами, матицами, векторами и структурно-логическими моделями, позволяющими системно выявлять проблемы, факторы, условия неустойчивости систем и их стабилизации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах;
  • процесс поэтапного построения целеполагания, реализации его в системе полисубъектных и субъект-объектных отношений согласно выявленным и трансформированным моделям, основа коих представляет собой систему принципов современной гуманно-личностной педагогики и психологии, сохраняющей культуру как неприкосновенную ценность ретранслированных, трансформированных и модифицированных смыслов всех субъектов антропопространства прошлого, настоящего и будущего;
  • механизм и средство выявления и соблюдения закономерностей и законов социального развития в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, провозглашающих человека и общество в целом уникальными единицами и системами антропоэволюционных преобразований, результаты коих должны строиться и развиваться в плоскости гуманизма, сотрудничества, научно-педаго­ги­чес­ких инноваций и организационно-деловых ресурсов данной системы, предопределившей появление данного механизма и средства, фасилитирующей сохранение совокупности ценностей в соответствии с системой ограничений и возможностей, нюансами решения проблем в данной области деятельности.
Под функцией педагогического управления будем понимать вектор развития отношений в полисубъектном поле, создающем условия для развития внутреннего мира ее субъектов, получения и распределения материальных благ в соответствии с системой принципов гуманно-личностной педагогики и психологии, сохранение уникальности, целостности, самостоятельности педагогической или образовательной системы. К функциям педагогического управления в современной педагогике относят:
  • воспитательные функции – представляют собой матрицу преобразований внутреннего мира субъекта и политики в организации социального взаимодействия в микро-, мезо-, макро- и мегагруппах в соответствии с нормами морали, этики и культуры, создающих условия для ретрансляции социального опыт от старшего поколения к младшему и трансформации моделей отношений и поведения в соответствии с индивидуальными особенностями субъектов культуры и их деятельностью. Продуктом деятельности (результатом) данной функции является соблюдение норм морали, этики, такта, гуманизма, профессиональной и педагогической культуры, сформированность ценностей и ценностных ориентаций личности, фасилитирующих гуманно-личностные преобразования внутреннего мира и внешней среды, современное мировоззрение субъектов социально-педа­го­ги­ческого конгломерата и пр.
  • образовательные функции – представляют собой матрицу возможностей в формировании общеучебных и предметных знаний, умений и навыков (ЗУН-ов), компетенций и рациональных способов умственных действий, фасилитирующих формирование культуры самостоятельной работы (КСР) и профессиональной культуры или профессионально-педа­го­ги­чес­кой культуры (ППК) в соответствии с потребностями и возможностями (финансированием, распределением, менеджментом данного рода услуг и пр.) субъектов и самой среды. Продуктом деятельности (результатом) данной функции является сформированность КСР и профессиональной культуры у субъектов социальной среды. Возможности моделирования в структуре формирования КСР отражают условия и уровни сформированности данного феномена. Так, в модели уровней функционирования КСР выделяется 4 уровня, описывающих возможности и условия формирования в структуре феноменальных возможностей и границ-ограничителей. Первый уровень – это объектный, здесь каждый элемент антропосистемы представляет собой единицу, объект в своем исконном изучении, самопознании, самосовершенствовании, самореализации. Границы сформированности КСР первого уровня (объектного) определяются владением способами фиксации информации (аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.). Второй уровень – индивидуальный, здесь человек со своей совокупностью индивидуальных качеств, чувств, образа мыслей, аспектов социально-педагогических отношений создает плацдарм (поле) для моделирования разнообразных средств, фасилитирующих решение разнообразных социально-педаго­ги­чес­ких задач, противоречий, проблем и дилемм. Сформированность КСР определяется возможностью индивида в результативности моделирования как его деятельности, так и ее продуктов. Третий уровень – это субъектный, здесь человек представляет собой субъекта культуры, среды, деятельности, общения, в ходе чего он практикует основы моделирования и претворения результатов моделирования на практике. Сформированность КСР определяется возможностью субъекта деятельности, общения, культуры в результативности моделирова­ния и внедрения моделированных средств. Четвертый уровень – личностный, здесь личность определяет себе перспективы саморазвития, самосовершенствования и самореализации, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации других людей, фасилитирует процессы социализации и адаптации субъектов социально-педаго­ги­чес­ко­го пространства, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-личностной педагогики и психологии структур личности. Сформированность КСР определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, само­раз­вития, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социаль­но-пе­да­го­ги­ческо­го и психолого-педа­го­ги­ческого взаимодействия, где моделирование уже играет роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах.
Уровни формирования КСР педагога: 1) использование средств фиксации информации (объектный уровень, обеспечивающий человеку владение способами, методами и средствами самообучения); 2) моделирование продуктов мыслетворчества (уровень индивида, включенного в систему деятельностно-практических отношений, создающих и реализующих включение индивида в мультисредовые отношения согласно способностям, интересам, мотивам, уровням притязаний и возможностям обеих сторон, т.е. мультисреды и индивида); 3) моделирование и реализация продуктов моделирования (уровень субъекта, включенного в систему деятельностно-практических и научно-экспе­ри­мен­таль­ных отношений, фасилитирующих процессы самосовершенствования, самореализации и взаимодействия субъекта в мультисредах); 4) создание условий для использования средств фиксации информации, моделирования и внедрения продуктов моделирования (уровень личности, создающей и реализующей на практике в методах и средствах педагогического взаимодействия систему принципов гуманно-лич­ностной педагогики, фасилитирующей включение в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреду индивидов, субъектов, личностей с их качественно-ко­ли­чествен­ных показателями сформированности опыта деятельности, т.е. обученности, образованности и пр.).
  • развивающие функции – представляют собой многомерную матрицу из различных состав­ляющих показателей качественно-количественного изменений как самой среды, так и ее субъектов в различных направлениях (ЗУН-ы, СУД-ы, СЭН-ы и пр.), качество коих отслеживается и определяется государственной политикой в области образования и культуры, сохраняется нормами общественных отношений и поведения в обществе. Продуктом деятельности (результатом) данной функции является воспитанность как результат воспитания; социализированность и адаптированность как результаты социализации и адаптации, обученность, образованность и грамотность как результаты обучения и образования; сформированность таких процессов, как самоопределение, самоутверждение, саморазвитие, самовоспитание, самообучение, самообразование, самосовершенствование, самореализация и пр.
  • организационно-педагогические функции – представляют собой матрицу управления качеством педагогических и образовательных услуг и ресурсов в соответствии с целеполаганием, набором социально и личностно допустимых или оптимальных средств и методов социального и социально-педагогического взаимодействия. Продуктом деятельности (результатом) данной функции является согласованность работы в педагогическом коллективе, соблюдение мораль­но-этических норм, редукция и трансформация системы ценностей в соответствии с закономерностями изменений в общественных отношениях, построенных на основе гуманно-лич­ност­ной педагогики и психологии, условно бесконфликтные взаимоотношения, ретрансляция и репродукция всех составных ценностей в антропосистеме и пр.
  • здоровьесберегающие функции – представляют собой матрицу выявления проблем, связанных с сохранением здоровья, методами и средствами формирования культуры здорового образа жизни, рационального писания, культуры умственного труда, культуры самостоятельной работы и пр. и их согласованного, гуманно-личностного решения в соответствии с закономерностями и нормами гуманно-личностной педагогики и психологии. Продуктом деятельности (результатом) данной функции является здоровье общества, нации и конкретного человека как универсальный показатель и абсолютная ценность.
  • коррекционные функции – представляют собой матрицу коррекций, выявленных и организуемых в соответствии с дефектом общественных отношений и личностного развития. Продуктом деятельности (результатом) данной функции является согласованное преобразование моделей полисубъектного пространства и субъект-объектных преобразований, не наносящих вреда здоровью личности и коллектива.
  • культурно-просветительские функции – представляют собой матрицу, направления и вектора функционирования которой представляют собой виды культуры, фасилитирующих сохранение ценностей, норм, морали и этики в микро-, мезо-, макро-, мегасредах. Продуктом деятельности (результатом) данной функции является сформированность различных видов культуры у субъекта общества и микро-, мезо-, макро-, мегаколлективов.
В таком контексте происходит формирования ЗУН-ов и компетенций в курсе «Управление образовательными системами».


Литература:

1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
2. Козырева, О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. – 97 с. – [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–552–7.

5

Основные термины (генерируются автоматически): продукт деятельности, функция, гуманно-личностная педагогика, педагогическое управление, результативность моделирования, самореализация, уровень.