Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи
Автор: Шафигуллина Алсу Геннадьевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Статья просмотрена: 2090 раз
Библиографическое описание:
Шафигуллина, А. Г. Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи / А. Г. Шафигуллина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 272-274. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1481/ (дата обращения: 16.11.2024).
Речь в школе глухих является предметом обучения. В методике развития речи выделяются педагогические условия и средства воздействия на процесс формирования речевых умений и навыков учащихся, определяется, как нужно организовать обучение, чтобы научить их полноценному общению. Для развития речи учащихся используются определенные виды упражнений. Наиболее важные среди них - упражнения в связной речи; в них сливаются все умения - и в области словаря, и на уровне предложения, способность накапливать материал и строить текст по определенной логике и композиции.
В современной отечественной сурдопедагогике, система упражнений по развитию речи школьников на основе восприятия устной речи занимает значительную часть содержания учебной деятельности. Упражнения объединены общей целью. В их основу положены речевые умения, основным из которых является умение создавать речевое высказывание. Глухой ученик в ходе речевого развития закрепляет и уточняет речевой материал, обогащает речь, совершенствует навыки диалогической и монологической речи, обогащает разговорную лексику, овладевает навыками живого диалога.
В современной школе глухих работа над речью органично входит в каждый урок. Речь, прежде всего, делится на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя речь – мысленная речь человека. На уровне внутренней речи дети усваивают новые знания. Внешняя речь – это речь, обращенная к другим. Внешняя речь может быть диалогической и монологической.[10, с. 107]
Обучение глухих учащихся в начальных классах начинается с развития диалогической речи – как наиболее им доступной для организации непосредственного словесного общения учителя с классом и детей между собой. Основным признаком диалога является реплицирование – чередование говорения собеседников[]. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, содержание дополняется ситуацией, интонацией, мимикой, жестами. Диалогическая речь рождается в связи совместной деятельности взрослого и ребёнка. Усложнение речи происходит в связи с развитием коллективной деятельности детей. Для совершенствования навыка ведения диалога важно научить глухих построению различных реплик. В диалоге первая реплика – реплика стимул. Ответная реплика – реплика – реакция обычно бывает краткой и выполняется составом реплики. А.Г. Зикеев выделил 5 основных групп диалогических единств в зависимости от коммуникативной функции: вопросо-ответные единства; вопросо-ответные единства, требующие подтверждения; вопрос – ответ; сообщение и встречное сообщение; побуждение к действию и ответную реакцию. [4, с. 204] Включение в речь таких диалогических единств способствует овладению основными структурными компонентами, из которых комбинируется диалог, беседа в зависимости от ситуации.
Естественные речевые ситуации складываются в реальных условиях общения. Наглядно речевые ситуации создаются с помощью наглядных и словесных средств. В различных речевых ситуациях автоматизируются речевые модели, уточняется разговорная лексика и фразеология. Для развития диалогической речи глухих учащихся используются неподготовленный диалог, возникающий в конкретной ситуации общения, и беседу. Беседа способствует и побуждает детей задавать вопросы, дополнять и уточнять ответы товарищей.
Основной для развития диалогической речи глухих детей в условиях современной коммуникативной системы обучения языку является ситуативность. Школьная программа предусматривает научить школьников пяти видам речевой коммуникации:1) понимать обращения; выражать желание;2) обращение к товарищам;3)ответы на вопросы;4)сообщение о выполненной работе; 5)участие в диалоге.[2, с. 25]
Перечисленные умения показывают, что материал в программе расположен последовательно; от простого к сложному. Работа над диалогом начинается в подготовительном классе, где преобладают отдельные вопросы и ответы на них, обособленные реплики. В средних классах продолжается обучение живому диалогу, исключающему формальное ведение заученных разговоров. В младших классах навыки речевого общения включают в себя: умение начать разговор; продолжить разговор, уточняя сказанное или задавая дополнительные вопросы для развития темы ; закончить разговор или подвести итоги беседы .
Развитие диалогической речи у глухих школьников может успешно осуществляться в процессе дидактических игр. Особенно эффективны в этом плане игры, связаны с угадыванием, так как они очень интересны для детей и вызывают большую активность. В процессе игры учитель должен научить школьников задавать вопросы в определенном порядке: о ком пойдет речь; о внешнем виде и возрасте; об успеваемости и дисциплине. Важное место в развитии диалогической речи у неслышащих школьников занимают упражнения. Интересным видом упражнений является составление диалога по заданной ситуации. Его можно проводить в процессе работы над сочинением и изложением. Оно позволяет активизировать словарь по теме и приобретать навыки правильного оформления диалогической речи в устной и письменной форме. Работа по развитию разговорной речи преимущественно ведется в устной форме, весь речевой материал должен восприниматься слухо- зрительно.
Развитие разговорной речи в 5-7 классах осуществляется двумя путями: практическим и теоретико-практическим[6, с.27]. Практический путь усиливает живое общение. В процессе реализации практического обучения можно достичь усвоения глухими детьми целостных речевых структур, и обогащения их словарного состава и грамматического строя.Теоретико-практический путь обучения диалогической речи в основном используется на уроках грамматики, что позволяет учащимся запоминать большое количество предложений, и создавать новые высказывания из знакомых слов. В соответствии с требованиями программы обучение диалогической речи в 5-7 классах идет по трём направлениям: закрепление и уточнение различных типов предложений, и обогащение разговорной речи учащихся; развитие и совершенствование навыков диалога и беседы; развитие и совершенствование навыков диалога и беседы. Для совершенствования навыков диалогической речи в используются такие виды работ: нахождение диалога в художественном произведении ; составление диалога из рассыпного текста; исключение лишнего; восполнение диалога; ведение диалога на различные темы; составление диалога по картинкам; составление поручений; работа по открытой и закрытой картине. Работа по развитию разговорной речи в старших классах усложняется тематика содержание работ, словарь и возрастает самостоятельность детей в диалоге и беседе. Проводятся более сложные варианты работы с закрытой картинкой. Например: картинки предлагаются не по порядку, а вразбивку; ведется беседа, ответы ученики записывают, группируют и по каждой картинке делают обобщение. По этим обобщениям, записанным ответам учащиеся определяют последовательность картинок, аргументируют место каждой из них. Им предлагаются вопросы: «Где первая картинка?», «Почему ты так думаешь?». Далее составляется рассказ - повествование, где ученики должны наиболее полно в соответствии с записанными ответами передать содержание рассказа; предлагается продумать и подготовить письменно серию вопросов, которые нужны для полного представления о содержании закрытой картинки и на которые потом они записывают ответы. Также проводится работа и с полузакрытой картинкой. Суть ее в том, что закрыта одна, существенна часть картинки. Лучше всего для этой цели служат картинки с ярким сюжетом. Также для развития диалогической речи проводятся работы по открытой картине. Работа с открытой картиной относятся к традиционным видам работам в школе. Описание открытой картины помогает учащимся увеличить словарь и уточнить значение используемых ими слов, кроме того в процессе выполнения этого вида работы дети овладевают навыком правильного построения предложений. Эта работа требует затраты большого времени и труда, поэтому восприятие описание картины предваряются выполнением упражнений.[1, с.132] Например, картина «Зима в лесу», выполняются «упражнение в зимнем лесу», чтением текста «Зима», подбором прилагательных к существительным на зимнюю тему, заучиванием стихов о зиме. Характер вопросов определялся темой урока - описанием природы зимнего леса. Речевой материал необходимый при работе над картиной намечается заранее. Опорные слова написаны на доске и проводится работа над их значением, орфоэпией. Чтобы получить ответы от большего числа учащихся выполняются упражнения с подбором нескольких оценочных прилагательных к одному существительному, учащиеся используют их в ответах на вопросы, поскольку давать варианты ответов не просто.
В процессе обучения диалогу глухих учащихся обеспечивается развитие их языковой способности. Оно осуществляется за счёт частоты применения школьниками речевых средств, вариативности высказываний, проведения аналогий, предугадывания ответов собеседника. Речевая деятельность учащихся совершенствуется в ходе развития разговорной речи на основе говорения, чтения, письма, дактилирования и слухо-зрительного восприятия. Овладения глухими школьниками диалогической речью расширяет их представления о системном устройстве языка.
Глухие школьники на основе практического пользования речью и благодаря специальным языковым наблюдениям способны усваивать минимум знаний о системном строении языка, о наиболее распространенных конструкциях предложений. Любые языковые упражнения вне условий общения не ведут к овладению языком, хотя способствует накоплению словаря или запоминанию грамматических знаний. Усвоение языка как средство общения происходит только в процессе его применения в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. Знание и умелое применение специальной методики и техники работы над развитием диалогической речи глухих учащихся, обогащает их речь новым материалом, развивает и совершенствует навыки диалогической речи, закрепляет и уточняет лексику и грамматический строй, обогащает разговорную речь. Одаренные глухие учащиеся умело пользуются художественными средствами описания в самостоятельной речи, элементами устного народного творчества, наизусть читают стихи, отвечают распространенными предложениями с включением оценочных прилагательных, дают варианты ответов. Широкое использование дидактического и наглядного материала, таблиц с опорными словами способствуют формированию прочных знаний и умений, направленных на развитие диалогической и монологической речи.
Литература:
Быкова «Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов»
Вишневская Е.Е. Методика развития разговорной речи. – Л., 1979. – С.25.
Глебова «Обучение глухих школьников русскому языку в 5 – 7 классах»
Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М., 1976- С. 204.
Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М.: Просвещение, 1979
Колтунено, Носкова «Обучение русскому языку в 5 -7 классах»
Леонтьев А.А. Функции и формы речи// Основы теории речевой деятельности. – М., 1974. – С. 253-254.
Пустовалов, Сенкевич «Пособие по развитию речи», глава «Развитие устной речи».
Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь. – М., 1983. – С. 53.
Эльконин Д.Б. Детская психология.- М., 1960.-С.107