Овладение элементами прикладного плавания как основа безопасного поведения дошкольников на воде | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Васильева, Н. М. Овладение элементами прикладного плавания как основа безопасного поведения дошкольников на воде / Н. М. Васильева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 98-99. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1494/ (дата обращения: 16.11.2024).

В древней Греции самым не приспособленным к жизни считали того, кто не умеет читать и плавать. Смысл этих слов не утратил своего значения и в наше время. Так же как и читать, уметь плавать должен каждый, чтобы, если понадобится, спасти жизнь себе и товарищу, чтобы купаться в море, в реке, в озере.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 56 – детский сад, в котором функционирует бассейн. Дети всех возрастных групп, начиная с групп раннего возраста, посещают занятия в бассейне.

Основная цель обучения дошкольников плаванию – оздоровление, закаливание и обеспечение всесторонней физической подготовки. Купание, плавание, игры и развлечения на воде благотворно воздействуют на все системы организма. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется; вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды, улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

Регулярные занятия плаванием способствуют закаливанию детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, облегчается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Плавание благотворно не только для физического развития ребенка, но и для формирования его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, бояться глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а неправильное поведение, чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги в обучении плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Научить детей свободно держаться на воде и проплывать хотя бы небольшое расстояние, а также сформировать у них культуру поведения на воде позволяет сохранить многие жизни. Ведь многие несчастные случаи на воде происходят из-за того, что дети не умеют плавать. Обучение этому виду спорта позволяет решить важную социальную задачу - сократить количество несчастных случаев на воде.

Начиная с раннего возраста, так организуем занятия по плаванию, чтобы дети не боялись воды и в то же время овладели умениями безопасного поведения на ней, разумно вели себя во время пребывания в воде. Знакомим детей со свойствами воды, рассказываем о том, что вода – это стихия, которая может приносить человеку как пользу, так и вред. Всегда остаётся вероятность опасных событий.

На начальном этапе обучения плаванию мы применяем программу психологических и педагогических воздействий, которая помогает снизить у детей чувство водобоязни. Позволяем дошкольникам, которые испытывают страх, входить в воду со своей любимой игрушкой, поиграть с ней в воде. Работаем в тесном сотрудничестве и взаимодействие с педагогом-психологом. Совместно разработали цикл игр и занятий с детьми в бассейне, предотвращающий водобоязнь и влияющий на положительное, комфортное пребывание детей в воде. Занятия строятся на полном доверии ребёнка к взрослому. Преодолевать чувство водобоязни необходимо постепенно, без насилия и принуждения. Ведь первые трудности в процессе обучения детей плаванию обусловлены тем, что внезапно попадая в глаза или в рот, вода может вызвать неприятные ощущения. Поэтому объясняем детям, что надо закрывать рот и задерживать дыхание, когда они погружаются в бассейн. Некоторые дети, оказываясь в воде, рефлекторно закрывают глаза, поэтому у них появляется чувство страха, неуверенности. С первых же занятий приучаем малышей держать глаза в воде открытыми, а после выныривания не протирать их.

Элементы прикладного плавания вводим в старшем дошкольном возрасте, когда дети получили достаточную плавательную подготовку. Учим детей умению отдыхать на воде, плавать с предметом в руке, транспортировать «пострадавшего на воде», раздеваться в воде, плыть в одежде, на бревне и т.д. Эти умения и навыки необходимы каждому человеку, чтобы уверенно действовать в сложной ситуации. Плавание с препятствием предоставляет множество возможностей для организации: плавание через резиновые камеры с переворотом вперёд или назад, с лазанием, нырянием и прочим, плавание с зонтом и другими предметами.

Все занятия начинаются с выполнения общеразвивающих упражнений и упражнений, имитирующих плавательные движения. Разучиваются элементы и сочетание этих элементов с дыханием при различных способах плавания. Таки образом, дети на «суше» разучивают, повторяют, закрепляют, формируют динамический стереотип плавательных движений, положений и действий.

Первое, и главное, условие безопасного пребывания ребенка в воде – это умение выполнять такие плавательные движения, которые позволяют удерживать тело на поверхности воды и продвигаться по ней. Движения эти выполняются в сочетании с различными вариантами дыхания.

Основной формой деятельности дошкольников является игра. Поэтому на каждом занятии стараемся как можно больше играть с детьми, обыгрываем различные ситуации. В процессе таких игр и с помощью детей были придуманы новые экстремальные ситуации на воде, из которых необходимо было найти выход.

На занятиях с элементами прикладного плавания убедили детей в том, что вода играет в жизни людей не только роль незаменимого элемента, но служит неисчерпаемым источником веселья, радости, ощущения собственной красоты и ловкости.

Практика показала, что обучение детей правильному, безопасному поведению на воде, ведёт к тому, что дети перестают с опаской относиться к воде, с большой радость и удовольствием посещают занятия в бассейне.

Прикладное плавание может играть значительную роль в жизни практически любого человека, но для постоянного роста во всех плавательных дисциплинах необходима планомерная и систематическая тренировка, в которой могут находить применение многообразные организационные формы в зависимости от задач соответствующего занятия.


Литература:

  1. Журнал «Здоровье дошкольника» - № 2 – 2008 г.

  2. Журнал «Здоровье дошкольника» - № 3 – 2008 г.

  3. Журнал «Дошкольное воспитание» - № 2- 2007 г.

  4. Журнал «Дошкольное воспитание» - № 6 - 2008 г.

  5. Журнал «Ребенок в детском саду» - № 6 - 2008 г.

Основные термины (генерируются автоматически): вод, ребенок, занятие, плавание, прикладное плавание, безопасное поведение, детский сад, ранний возраст, чувство водобоязни, чувство страха.

Похожие статьи

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой моторики слабовидящих дошкольников

Специфика организации физического воспитания дошкольников посредством использования народной игры

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство формирования взаимоотношений у старших дошкольников

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Похожие статьи

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой моторики слабовидящих дошкольников

Специфика организации физического воспитания дошкольников посредством использования народной игры

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство формирования взаимоотношений у старших дошкольников

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой