Овладение элементами прикладного плавания как основа безопасного поведения дошкольников на воде
Автор: Васильева Наталья Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1312 раз
Библиографическое описание:
Васильева, Н. М. Овладение элементами прикладного плавания как основа безопасного поведения дошкольников на воде / Н. М. Васильева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 98-99. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1494/ (дата обращения: 16.11.2024).
В древней Греции самым не приспособленным к жизни считали того, кто не умеет читать и плавать. Смысл этих слов не утратил своего значения и в наше время. Так же как и читать, уметь плавать должен каждый, чтобы, если понадобится, спасти жизнь себе и товарищу, чтобы купаться в море, в реке, в озере.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 56 – детский сад, в котором функционирует бассейн. Дети всех возрастных групп, начиная с групп раннего возраста, посещают занятия в бассейне.
Основная цель обучения дошкольников плаванию – оздоровление, закаливание и обеспечение всесторонней физической подготовки. Купание, плавание, игры и развлечения на воде благотворно воздействуют на все системы организма. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется; вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.
Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды, улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.
Регулярные занятия плаванием способствуют закаливанию детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, облегчается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Плавание благотворно не только для физического развития ребенка, но и для формирования его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, бояться глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а неправильное поведение, чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги в обучении плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Научить детей свободно держаться на воде и проплывать хотя бы небольшое расстояние, а также сформировать у них культуру поведения на воде позволяет сохранить многие жизни. Ведь многие несчастные случаи на воде происходят из-за того, что дети не умеют плавать. Обучение этому виду спорта позволяет решить важную социальную задачу - сократить количество несчастных случаев на воде.
Начиная с раннего возраста, так организуем занятия по плаванию, чтобы дети не боялись воды и в то же время овладели умениями безопасного поведения на ней, разумно вели себя во время пребывания в воде. Знакомим детей со свойствами воды, рассказываем о том, что вода – это стихия, которая может приносить человеку как пользу, так и вред. Всегда остаётся вероятность опасных событий.
На начальном этапе обучения плаванию мы применяем программу психологических и педагогических воздействий, которая помогает снизить у детей чувство водобоязни. Позволяем дошкольникам, которые испытывают страх, входить в воду со своей любимой игрушкой, поиграть с ней в воде. Работаем в тесном сотрудничестве и взаимодействие с педагогом-психологом. Совместно разработали цикл игр и занятий с детьми в бассейне, предотвращающий водобоязнь и влияющий на положительное, комфортное пребывание детей в воде. Занятия строятся на полном доверии ребёнка к взрослому. Преодолевать чувство водобоязни необходимо постепенно, без насилия и принуждения. Ведь первые трудности в процессе обучения детей плаванию обусловлены тем, что внезапно попадая в глаза или в рот, вода может вызвать неприятные ощущения. Поэтому объясняем детям, что надо закрывать рот и задерживать дыхание, когда они погружаются в бассейн. Некоторые дети, оказываясь в воде, рефлекторно закрывают глаза, поэтому у них появляется чувство страха, неуверенности. С первых же занятий приучаем малышей держать глаза в воде открытыми, а после выныривания не протирать их.
Элементы прикладного плавания вводим в старшем дошкольном возрасте, когда дети получили достаточную плавательную подготовку. Учим детей умению отдыхать на воде, плавать с предметом в руке, транспортировать «пострадавшего на воде», раздеваться в воде, плыть в одежде, на бревне и т.д. Эти умения и навыки необходимы каждому человеку, чтобы уверенно действовать в сложной ситуации. Плавание с препятствием предоставляет множество возможностей для организации: плавание через резиновые камеры с переворотом вперёд или назад, с лазанием, нырянием и прочим, плавание с зонтом и другими предметами.
Все занятия начинаются с выполнения общеразвивающих упражнений и упражнений, имитирующих плавательные движения. Разучиваются элементы и сочетание этих элементов с дыханием при различных способах плавания. Таки образом, дети на «суше» разучивают, повторяют, закрепляют, формируют динамический стереотип плавательных движений, положений и действий.
Первое, и главное, условие безопасного пребывания ребенка в воде – это умение выполнять такие плавательные движения, которые позволяют удерживать тело на поверхности воды и продвигаться по ней. Движения эти выполняются в сочетании с различными вариантами дыхания.
Основной формой деятельности дошкольников является игра. Поэтому на каждом занятии стараемся как можно больше играть с детьми, обыгрываем различные ситуации. В процессе таких игр и с помощью детей были придуманы новые экстремальные ситуации на воде, из которых необходимо было найти выход.
На занятиях с элементами прикладного плавания убедили детей в том, что вода играет в жизни людей не только роль незаменимого элемента, но служит неисчерпаемым источником веселья, радости, ощущения собственной красоты и ловкости.
Практика показала, что обучение детей правильному, безопасному поведению на воде, ведёт к тому, что дети перестают с опаской относиться к воде, с большой радость и удовольствием посещают занятия в бассейне.
Прикладное плавание может играть значительную роль в жизни практически любого человека, но для постоянного роста во всех плавательных дисциплинах необходима планомерная и систематическая тренировка, в которой могут находить применение многообразные организационные формы в зависимости от задач соответствующего занятия.
Литература:
Журнал «Здоровье дошкольника» - № 2 – 2008 г.
Журнал «Здоровье дошкольника» - № 3 – 2008 г.
Журнал «Дошкольное воспитание» - № 2- 2007 г.
Журнал «Дошкольное воспитание» - № 6 - 2008 г.
Журнал «Ребенок в детском саду» - № 6 - 2008 г.