Социально-нравственное развитие детей раннего возраста
Автор: Никоненко Ирина Витальевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 968 раз
Библиографическое описание:
Никоненко, И. В. Социально-нравственное развитие детей раннего возраста / И. В. Никоненко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 121-122. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1495/ (дата обращения: 16.11.2024).
Любовь к Родине – важно и нужно. И не потому, что так решили в правительственных кругах. Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознать себя патриотом своей Родины.
На каждом возрастном этапе развития дошкольника образ Родины представляется в звуках и красках окружающей действительности. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже особо удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка.
В раннем возрасте чувство Родины начинается с отношения к семье, к матери, отцу, бабушке, дедушке. Воспитывать любовь к семье у малышей не так уж и сложно, они любят родителей и родственников только за то, что они у них есть и любят их, детей. Педагог работает на осознание этой любви и формирование умений выразить эту любовь.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что отзывается откликом в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении маленького патриота.
Что больше всего позволяет получить от детей живой отклик? Конечно – это фольклор. Народные сказки, песенки, потешки, заклички, пестушки способствуют не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и прививают ребёнку любовь к русской речи, слову. Мы сделали подборку фольклорных форм для разных видов деятельности (сон, умывание, прогулка, принятие пищи, игры).
При подборе фольклорных произведений опираемся на следующие принципы:
доступность содержания детям раннего возраста;
нравственная и познавательная значимость;
возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.
Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому малые фольклорные формы должны соответствовать уровню развития детей, а интонация, с которой они произносятся педагогом, должна быть понятна детям.
Народные песенки настраивают детей на определённые действия, призывают кому-то помочь, кого-то спасти и т.д. Поэтому многие из них мы используем для организации игр и сопровождения хороводных игр.
Используем заклички и приговорки как игровой приём. Увидев на небе радугу, просим её напоить землю: «Радуга-дуга, пришли дождя…». Когда идёт дождь, дети кликают его: «Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи…». Использование в работе с детьми закличек, приговорок помогает не только привлечь внимание детей к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку.
Наши дети очень любят прибаутки, которые «приближают» окружающий мир, делают его понятным и реальным. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста. Поэтому, у нас имеется подборка наглядного материала по малым фольклорным формам.
У детей часто возникает активное желание включиться в рассказывание потешки диалоговой формы. Такие, как «Кисонька - мурысынька», «Курочка - рябушечка», «Гуси, вы, гуси….».
Индивидуальную работу с детьми по запоминанию фольклорных форм мы проводим в утренние и вечерние часы. На прогулке разучиваем с детьми такие потешки, как, например «Ветер, ветер, прилети, серу тучку разгони».
Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь наших детей богаче, чаще в повседневной жизни стали слышаться от детей слова из песенок и потешек.
Мы стараемся так построить день малыша, чтобы он как можно чаще соприкасался с удивительным миром традиций и обычаев русского народа.
В нашем детском саду имеется музей русской избы, где собраны много экспонатов русского быта: люлька, самовар, полотенца и т.д. Игровой характер занятий в русской избе способствует проявлению положительных эмоций ребёнка: дети получают первые уроки нравственности, доброты и милосердия. Например, дети «пекут» в избе бабушке Анюте «оладушки». Рассказывают совместно с воспитателем потешки.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, к малой и большой Родине, но и способствуют развитию личности ребёнка в духе патриотизма.
В решении этой задачи родители – главные помощники педагога. Они должны стать нашими единомышленниками. Ведь те культурные ценности, которых придерживаются в семье, как правило, усваивает и ребёнок.
Мы включаем родителей в разнообразную совместную деятельность:
участие родителей в фольклорных праздниках и развлечениях;
показ для детей силами родителей русских народных сказок;
помощь родителей в оснащении музея русской избы и групповой комнаты предметами (или их заместителями) русского быта, атрибутами к народным играм, игрушками (матрёшки, свистульки и т.д.);
участие родителей в оформлении фотоальбомов «Моя семья», «Отдыхаем всей семьёй»;
совместные выставки работ родителей и детей;
занятия в семейном клубе «Содружество». Например, на занятии «Ходит сон близ окон» мы познакомили родителей с большим разнообразием колыбельных песен. Здесь же родителям представилась возможность поучаствовать в конкурсе на знание колыбельных песен.
Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединённых в образовательную систему, позволит воспитать у ребёнка чувство любви к своей семье, Родине.