Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Урванова, Н. Ю. Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника / Н. Ю. Урванова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1499/ (дата обращения: 16.11.2024).

В общей системе воспитания граждан России патриотическое воспитание стало приоритетным, чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Для развития чувства патриотизма важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Поэтому целью работы стало формирование основ духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Работая в данном направлении, исходим из принципа, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике «от близкого к далекому»: от любви к родному дому, детскому саду, к своей улице, к городу до любви к родной стране.

Система работы по воспитанию патриотических чувств у детей в процессе приобщения к культуре и истории родного края имеет следующие задачи:

  1. Создать условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности - любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям, населяющим ее.

  2. Заинтересовать детей историей их семей, детского сада, города.

  3. Знакомить с русскими народными традициями, прививать любовь и уважение к ним.

  4. Развивать коммуникативные и социальные навыки.

  5. Заложить основу системных знаний, сформировать навыки работы с информацией.

Любой край неповторим: своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор педагогом соответствующего материала по родному краю позволяет сформировать у дошкольников представления о том, каким культурным наследием знаменита малая Родина. Очень важно показать ребенку и рассказать историю, традиции, достопримечательности родного края.

Формы работы с детьми:

  • беседы о Родине и об истории своего народа;

  • беседы о природе;

  • чтение художественной литературы на патриотические темы;

  • составление альбомов;

  • организация выставок детского и семейного творчества;

  • разучивание стихов и песен о Родине, об Отчизне;

  • целенаправленные игры;

  • встречи с интересными людьми;

  • экскурсии.

Особое место в воспитании любви к своей малой Родине принадлежит экскурсиям. В младших группах дети знакомятся с детским садом и работой его сотрудников. Цель данной работы - показать детям результат труда многих людей и сформировать положительное и доброжелательное отношение к труду. В старшем возрасте большое значение уделяется экскурсиям по городу: знакомство с улицами, площадями, с зданиями жилого, социального и культурного назначения. Впечатления от увиденного дети отражают в разных видах деятельности: в конструировании, рисовании, лепке, в строительных и сюжетно-ролевых играх.

Рассказывая детям о современных зданиях, особое внимание обращаем на разные виды и стили архитектурных сооружений, например, здание библиотеки имеет вид развернутой книги, на площади Ленина есть высокое здание Научного Института, домики Академического городка одноэтажные, имеют свою индивидуальную архитектуру - это лаборатории, где работают ученые. По результатам экскурсий в совместной работе с родителями и детьми были оформлены альбомы «Моя улица», «Мой микрорайон» «Мой город». Воспитание любви к родному городу невозможно без ознакомления с его достопримечательностями. Посещая с детьми выставки работ местных художников, «Каменный цветок», музея камня, музея Воинской славы школы №7, городской детской библиотеки, Дома творчества, дошкольники получают много новых и интересных знаний о родном городе, об интересных и творческих людях, которые работают и живут рядом с нами. Ознакомление детей с рабочими профессиями людей нашего края также важно, но не всегда возможно показать детям работу промышленных предприятий и производств. Для этого была проведена большая совместная работа с родителями по изготовлению макетов: «Карьер», «Расвумчоррский рудник», «Фабрика АНОФ-2».

В целях воспитания любви и бережного отношения к родной природе вместе с детьми и родителями наблюдаем за сезонными изменениями в природе, трудимся на участке детского сада: соорудили клумбы, «альпийскую горку», посадили разнообразные цветы и кустарники. Дети бережно ухаживали за посадками и узнавали много интересного о растениях Кольского полуострова. В зимнее время уголки природы в группах дают возможность детям каждый день ухаживать, наблюдать, экспериментировать и любоваться красотой цветущих растений. Знакомя детей с природными и климатическими условиями родного края, изготовили макеты «Тундра зимой», «Тундра летом», «Арктика», которые используются как дидактический и игровой материал. Мини музей родного края в ДОУ позволяет детям более внимательно изучить и рассмотреть многие его экспонаты, расширять и обогащать представления о природе родного края.

Воспитание нравственных чувств у дошкольников невозможно без приобщения детей к национальным традициям и культуре родной страны. Данная работа заключается в том, чтобы познакомить детей с историей русского народа, привить ребенку интерес и любовь к обычаям и традициям. Работа с детьми начинается с рассказывания потешек, поговорок, дразнилок, отгадывания загадок. Знакомство с фольклором развивает в детях интерес к окружающему миру, народному слову и обычаям, воспитывает художественный вкус. Дети с удовольствием используют малые фольклорные формы в свободной деятельности, играх. Особое внимание уделяем русским народным сказкам. Дети не всегда могут правильно воспринимать сведения о назначении того или иного предмета быта прошлых времен, о характере взаимоотношений между людьми. Вот пример: любой из нас с раннего детства знает сказку « Колобок», в которой бабка ходила скрести муку по сусекам. Мы с удовольствием рассказываем ее детям, но у них возникает вопрос «Что такое сусеки?». Хорошо, если в тексте есть сноска, информация о том, что сусеки - это сундуки или лари для хранения муки, но даже подобная сноска недостаточна, потому что сундук и ларь устарели. Поэтому возникла необходимость создания в детском саду музея русской избы, который выполнял бы функцию демонстрации предметов народного быта. Собранные экспонаты служат в качестве дидактического материала для разных видов деятельности - для занятий по развитию речи, аппликации, рисованию, лепке, ручному труду, театральной деятельности. Занятия, которые проводятся в избе, позволяют детям соприкоснуться как можно ближе с бытом и жизнью своего народа в прошлом, понять смысл сказок и потешек, пословиц и поговорок, воочию увидеть много интересного. Музей русской избы дает возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически его освоить. Например, веретено дает возможность попробовать прясть; ухват - правильно вынуть чугун из печки.

Знакомство детей с традициями русского народа осуществляется через такой вид деятельности, как народные праздники: «Осенины», «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха». Участие детей в народных праздниках учит их творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками, получать всплеск положительных эмоций, приобщаться к родной культуре, дает возможность осмыслить назначение каждого праздника.

В наш век компьютеризации ребенку совсем не помешает иметь представление об играх, в которые играли наши бабушки и дедушки. Для проведения данной работы сделали подборку народных игр: подвижных, хороводных, словесных.

Приобщать детей к народному творчеству можно через организацию продуктивной деятельности: рисование, лепка, ручной труд. Познавая народные промыслы, дети с удовольствием расписывают дымковскую барышню, лошадок, хохломские ложки, жостовские подносы, подбирают самые яркие краски и создают узоры. Эти занятия помогают узнать детям об игрушке прошлого века, замечать, как умело люди мастерили и расписывали красивые и очень добрые по внешнему виду игрушки, которые радовали и детей, и взрослых.

Работа с родителями составляет существенную частью деятельности детского сада. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, и усваивает ребенок. Для ребенка всегда дорого то, что сделано своими руками, а если это сделано вместе с папой и мамой, то эта поделка, игрушка является наиболее ценной. На занятиях семейного клуба «Содружество» вместе с детьми и родителями учились изготовлять народную куклу-закрутку, узнали историю ее возникновения.

Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края и страны является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. И только совместно воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитывать у ребенка чувство патриотизма, любви к своей Родине, народу и его культуре.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родной край, детский сад, вид деятельности, малая Родина, особое внимание, родная страна, родной город, русская изба, русский народ.

Похожие статьи

Формирование нравственно-этических основ в воспитании детей старшего дошкольного возраста

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Формирование языковой и коммуникативной культуры младших школьников

Формирование духовно-нравственного сознания и ценностных ориентаций у подрастающего поколения

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста в процессе экологического воспитания

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи

Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Формирование культуры общения старших дошкольников средствами народных традиций

Похожие статьи

Формирование нравственно-этических основ в воспитании детей старшего дошкольного возраста

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Формирование языковой и коммуникативной культуры младших школьников

Формирование духовно-нравственного сознания и ценностных ориентаций у подрастающего поколения

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста в процессе экологического воспитания

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи

Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Формирование культуры общения старших дошкольников средствами народных традиций