Семейная гармония – гарантия безопасности ребёнка
Автор: Захарова Валентина Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 195 раз
Библиографическое описание:
Захарова, В. М. Семейная гармония – гарантия безопасности ребёнка / В. М. Захарова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1501/ (дата обращения: 16.11.2024).
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантирует безопасность ребёнка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребёнка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
Дети учатся у родителей определённым способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера).
Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребёнка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребёнку возможность общения, совместных занятий и игр. Общение в семье позволяет ребёнку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребёнка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения будут предоставлены ему в семье.
Родители влияют на поведение ребёнка, поощряя или осуждая определённые типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребёнка. В детстве именно у родителей дети учатся тому, что им следует сделать, как вести себя.
Часто в семьях, где преобладает напряжённая, угнетающая и тревожная обстановка, например, нет ровных взаимоуважительных отношений, постоянные ссоры, физическая агрессия, ребёнок лишается уверенности в своей безопасности. Такая же психотравмирующая ситуация складывается, когда семья находится на грани распада или уже распалась, т.к. дети тонко улавливают скрытую враждебность, безразличие родителей друг к другу, взаимные обиды. Часто не зная, на чью сторону встать, будучи привязанным к обоим, дети переживают страх потерять родителей, а с ними необходимое привычное чувство собственной безопасности.
Не менее трудная обстановка складывается для ребёнка, лишённого внимания и любви. Положение ещё более усугубляется, если помимо безразличия и отвержения, ребёнок переживает оскорбления, побои.
Если родители чрезмерно требовательны (либо из-за амбиций, либо в силу своей деспотичности), то бремя ответственности перед ними может оказаться невыносимым и привести ребёнка к нервному срыву.
Привычный климат семьи может нарушиться в связи с потерей или длительной болезнью близкого человека. Ребёнок, наиболее зависимый от других, может страдать больше, и к тому же на него могут оказывать отрицательное влияние переживания остальных членов семьи. Также дети переживают в связи с изменением состава семьи (приход отчима, мачехи, уход из семьи отца, рождение брата, сестры). Здесь требуется большая подготовительная работа, чтобы ребёнок не чувствовал себя нелюбимым, отвергнутым.
Физические наказания совершенно недопустимы и к тому же бесполезны, воспринимаются ребёнком, как покушение на его личность. Они наносят невосполнимый урон взаимоотношениям детей и родителей. Ребёнку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения, он скорее склонен считать, что такое наказание – это проявление гнева и нелюбви со стороны отца или матери. При этом дети легко теряют веру в добрые намерения своих родителей.
Чаще всего родители прибегают к физическим наказаниям из-за неумения найти другой выход из затруднительной ситуации, чувствуя бессилие и растерянность.
Всё время, демонстрируя ребёнку свою несдержанность, родители не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями.
Если родители действительно хотят закрепить желательное поведение ребёнка, им лучше выбрать реальное выполнимое поощрение, так как поощрения обязательно должны исполняться. Мы можем установить для детей чёткие рамки поведения, применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей. Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, игнорирование, отсутствие улыбки на лице матери и т. д.
Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых.
Полезно организовывать совместные праздники, посиделки детей и родителей. Чаще проводить специальные игры по развитию общения, в зависимости от возраста детей. Эти игры необходимо направить на решение неожиданных проблемных ситуаций, преодоление препятствий, спонтанное взаимодействие и умения договариваться. Они сближают детей и родителей, являются для всех источником положительных эмоций. Как показывает мировая практика, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удаётся создать благоприятный климат общения в семье.