Использование народного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Глебова, Н. В. Использование народного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей / Н. В. Глебова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1513/ (дата обращения: 16.11.2024).

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Еще великий русский педагог Ушинский охарактеризовал народное творчество, как проявление педагогического гения народа. Различные виды художественной деятельности, основа которых народное творчество, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей. Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивать эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Дети видят мир, чувствуют, переживают, радуются, страдают. Они живут, постигая мир, они хотят его постигать. И поэтому мы построили процесс интеллектуально-эстетического развития детей на обогащении их жизненного опыта.

В своей работе использовали следующие принципы:

  • соответствие отобранного материала (музыкального, художественно-речевого, декоративно-прикладного) возрастным особенностям детей;

  • материал предлагали во взаимосвязи, как с различными направлениями воспитательной работы, так и с различными видами деятельности (развитие речи, изобразительная деятельность, игра);

  • активное включение детей в деятельность (музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную);

  • индивидуальный подход с учетом предпочтений, склонностей, интересов, уровней развития детей.

Работу начали с младшей группы. Детей знакомили с малыми фольклорными формами (потешки, сказки, прибаутки, песенки). Дети старались подражать всему, что они видели и слышали, с большим удовольствием изображали повадки животных, имитировали голоса лягушек, гусей, уточек, курочек, кукушек. Благодаря простоте потешек и мелодичности звучания текстов, дети легко запоминали их, пополнялся словарный запас. Большое разнообразие звуков наполняли занятие: большие, мохнатые как медвежата шмели, гудящие низким голосом; пчелки с нежным, высоким голосом; комары с тонким писком.

В младшей группе дети не умели вступать в диалог друг с другом. Предлагали послушать стихи-диалоги и обыграть их («Куры», «Кисонька-мурысенька», «Тень-тень-потетень», «Бычок и козочка»).

Знакомство с фольклором способствовало развитию интереса и внимания к окружающему миру, народному слову, народным играм, воспитывая и уча детей многому.

Учитывая воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора, продолжили работу дальше. Знакомство с народным словом проводили через игру. Игра – основной вид деятельности детей, она приучает детей к соблюдению этических норм. Поэтому в своей работе предоставили детям возможность выбирать свободно ту игру, которая больше понравилась, но и ненавязчиво знакомили с новыми. Дети с удовольствием играют в «Колечко», «Почта», «Горшки», «Коршун», «У дедушки Трифона», «Золотые ворота».

Для выбора водящего использовали народные считалки. Считалка – это короткие рифмованные стихи, как правило, веселые и смешные. В простейшей форме считалка – это счет. Счетом решали, кому водить, но сам процесс выбора водящего при помощи считается для детей игрой.

Развивали чувство юмора, умение положительно реагировать на дразнилки. Разговаривая друг с другом, ребята дружно смеются над удачными дразнилками:

  • Маринка – корзинка, прыгала, скакала, в болото упала.

  • Катя – пышка

На улицу вышла,

На кочку села,

Комарика съела.

  • Плакса, вакса, гуталин

Проглотил горелый блин.

Поэтичность, высокое совершенство языка привлекли внимание детей. Небылицы-перевертыши, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, нарушение здравого смысла, доставляют детям огромную радость, заставляют смеяться и веселиться над тем, чего не бывает, повышает умственную активность.

Значительное воздействие на развитие воображения у детей оказало отгадывание и придумывание загадок. Отгадать загадку – значит найти решение логической задачи, произвести довольно сложную мыслительную операцию. Дети, отгадывая загадку, должны доказать, обобщить, сделать выводы. Загадки обогатили словарный запас детей, они также помогли усвоить звуковой и грамматический строй речи.

Скороговорки - удивительный жанр, созданный мудростью народной для специальной тренировки речедвигательного аппарата. Звуки в скороговорке располагаются таким образом, что требуют слишком сложную координацию движений речевого аппарата. Чистоговорки, скороговорки заучивали и использовали для автоматизации звукопроизношения и дикции. В результате этой работы стала чище речь.

Чтобы достичь максимального эффекта развития интеллектуально – эстетического воспитания детей, мы использовали разнообразные жанры и включали их во все жизненные процессы детской деятельности, насколько это возможно (прогулка, утро, вечер, занятия, игры).

Значительный эстетический материал заложен в русских народных пословицах и поговорках. В них содержатся взгляды на мир, природу, отношение народа к окружающей действительности, его ценностные ориентиры и представления о своем месте на земле. Мы широко использовали пословицы, так как с их помощью можно сформировать нравственные идеалы, понимание прекрасного и безобразного, то есть способствовать развитию эстетических представлений детей через установившиеся внутренние связи между предметами, явлениями. «Делу время - потехе час», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Птица сильна крыльями, а человек друзьями». Образность пословиц, работа над смысловой стороной слова помогли детям яснее выражать свои мысли.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. Дети радуются удачам героев, ненавидят, с чем герои ведут борьбу. В русской народной сказке заключено богатое содержание различными эпитетами, сравнениями, синонимами, антонимами (красна девица, ясный сокол, встань передо мною, как лист перед травою, здравствуй кумушка). Все это способствует развитию творчества детей. У детей появилось желание к самовыражению, речь стала выразительной. Дети любят обыгрывать разные сказочные сюжеты. Для родителей и детей детского сада были поставлены спектакли: «Маша и медведь», «Первая травка», «Урок вежливости».

В детском саду оформили музей «Русская изба». В экспозиции музея разместились предметы русского быта: утюги, ухваты, прялки, сундуки, в которых хранятся рушники, вышивка, скатерти. На занятиях в музее дети погружаются в старину: знакомятся с народными календарными праздниками, обычаями русского народа, слушают сказки, сидя на скамеечке возле русской печи. Дети могут поиграть, потрогать своими руками предметы обихода. Хозяйка (воспитатель) предлагает народные игры, загадки. Атмосфера игры позволяет детям без особых трудностей впитывать в себя народную мудрость.

Считаем, что эффективный путь развития интеллектуально-эстетических способностей проходит через все виды деятельности. Для этого проводим комплексные занятия, куда включаем музыкальные, изобразительные и художественно-речевые средства.

Ощутимую помощь в работе над интеллектуально-эстетическим воспитанием детей оказывают родители. Их руками сделаны куклы, маски, элементы костюмов для спектаклей. Помогают красочно оформить спектакли. Этими пособиями с удовольствием занимаются дети.

Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача, особенно актуальна сегодня, не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ – «с молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа. Занятия, которые мы проводили, были направлены на воспитание эмоционально-положительного отношения у наших детей к народному творчеству.

Расширять и углублять знания детей о народном творчестве, приобщать их к народным обычаям, развивать чувство национальной гордости – вот задачи на ближайшее будущее.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, народное творчество, занятие, игра, младшая группа, работа.

Похожие статьи

Использование педагогического потенциала народного творчества в эстетическом воспитании школьников

Использование народных художественных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Использование изобразительного материала для развития художественно-эстетического потенциала дошкольников

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании личности

Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Использование народных трудовых традиций в трудовом воспитании младших школьников

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей

Способы поддержки детской инициативы в художественно-эстетическом развитии детей

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через театрализованную деятельность

Похожие статьи

Использование педагогического потенциала народного творчества в эстетическом воспитании школьников

Использование народных художественных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Использование изобразительного материала для развития художественно-эстетического потенциала дошкольников

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании личности

Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Использование народных трудовых традиций в трудовом воспитании младших школьников

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей

Способы поддержки детской инициативы в художественно-эстетическом развитии детей

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через театрализованную деятельность