Формирование учебно-познавательной компетентности школьников по русскому языку и литературе с помощью ИКТ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Адилбаева, А. К. Формирование учебно-познавательной компетентности школьников по русскому языку и литературе с помощью ИКТ / А. К. Адилбаева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 403-404. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1602/ (дата обращения: 16.11.2024).

В последнее время снизился интерес предметам гуманитарного цикла, особенно к литературе. Зачастую книгу заменяет компьютер, потому что чтение, по мнению учащихся, отнимает немало времени. Почему это происходит?

Ответ очевиден: методика преподавания предметов гуманитарного цикла устарела и отстала от времени. Поэтому задача учителя- выработать новые средства работы!

Для этого надо уделить основное внимание на применение информационных технологий, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам.

Компьютер является объектом изучения, обучения, инструментом решения учебных задач. Учителя, применяющие ИКТ, понимают, что применение компьютера должно вписываться в учебный процесс.

Можно выделить на уроках русского языка и литературы такие приемы применения компьютерных технологий :

1 Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного. Компьютерные тесты-это четкое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа

Для учителя тест служит средством внесения различного рода изменений, направленных на совершенствование учебного процесса, а также вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний,дидактическим средством для обучения, в том числе дистанционного. Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задает темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Может воспользоваться подсказкой,может просмотреть количество допущенных ошибок, что дает возможность проанализировать,насколько глубоко он усвоил данный материал. В случае неудовлетворенного результата школьник может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Благодаря этому учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.

Можно также использовать электронные учебники и электронные конспекты уроков, которые имеют гиперссылки, анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.

2. Медиатексты в электронном формате

При хорошем оснащении компьютерной техникой художественные тексты можно применять на уроке для анализа поэтического или прозаического текстов, для анализа эпизодов. Ученики, используя возможности компьютера, выделяют тему, находят и подчеркивают художественные тропы и синтаксические фигуры, определяют рифму, размер и т.д. Каждый ученик работает самостоятельно, т.к. перед каждым есть текст художественного произведения.

3 Создание слайдов с текстовым изображением. Ученики, при использовании словарей, энциклопедий имеют возможность создавать слайды по следующим разделам: словарно-орфографическая работа. [1]

Использование интернет-ресурсов на уроках литературы все больше привлекает методистов и учителей-словесников, так как это средство обучения постепенно входит в школьную практику. Специфической особенностью этого средства обучения является возможность широкого применения смежных искусств: произведений живописи, графики, музыки, архитектуры.

Специфика этого источника информации и в том, что ученик может не только прочитать, но и прослушать художественные произведения в исполнении лучших мастеров художественного слова, увидеть интерпретации литературных произведений в графических образах .[2]

В этих целях хочу отметить следующие ресурсы:

http://lit.1september.ru/index.php газета «Литература» издательского дома «1 сентября»

http://magazines.rus.ru/voplit/ журнал «Вопросы литературы»

http://magazines.rus.ru/arion/ «Арион» журнал поэзии

http://www.pereplet.ru/ Русский переплет. Литературный интернет-журнал

Разнообразие имеющихся в Интернете материалов способно удовлетворить интересы учеников. Например, имеются сайты, предлагающие интерпретации литературных произведений в музыке. На сайте «Маленькая Россия» собраны записи Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Вероники Долиной и т.д.

Таким образом, Интернет представляет обширный и разнообразный материал, позволяющий расширить представление о личноти писателя, совершить заочные литературные экскурсии, попасть в творческую лабораторию писателя, познакомиться с литературными источниками.

Важную роль в изучении литературы и русского языка играют энциклопедии, справочники, словари. Так, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (http://mega.km.ru/) содержит 6908 статей на литературные темы.

Учитель русского языка найдет в Интернете не только такие полезные ресурсы, как словари, сборники правил и нормативные документы по преподаванию, но и программные средства морфологического анализа, проспекты обучающих программ, научные статьи и электронные издания, дистанционные школы, форумы, чаты, списки, рассылки для участия в коллективных обсуждениях проблем преподавания. Следует отметить, что ресурсы по русскому языку размещены не только в Рунете. Имеются они и на университетских серверах в Финляндии, Нидерландах и в других странах.

Большой популярностью пользуется справочно-информационный портал «Русский язык» (Грамота.Ру - www.gramota.ru). Портал создан в 2000 г. При поддержке Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Опорный орфографический компакт можно найти на сайте -www.yamal.org/ook/. На сайте представлена эффективная методика обучения орфографии. Ее суть-правила записываются в краткой форме в виде легко запоминаемых опорных конспектов.

Основные правила грамматики представлены на сайте www.ipmce.su/lib/osn_prav.html. Эта страничка размещена на сервере компанииMCST, занимающейся компьютерами, микропроцессорами, технологиями программирования в разделе «Библиотеки электронной поэзии». Это академический сборник правил.

Учебное пособие по фонетике русского языка можно найти на сайте-www.funet.fi/pub/culture/Russian/html_pajes//

Много полезных программ можно найти на сайте www.school-collection.ru, рассчитанных на разные возрастные группы.

Например, интересный игровой продукт представлен для учеников 5 класса. При закреплении темы «Чередующиеся гласные в корне слова» можно использовать интерактивную игру «Помоги ослику съесть морковку». За 2 минуты необходимо вставить правильно буквы в слова с чередующимися гласными в корне. Если ошибся или замешкался – ослик не получит желанное лакомство. Занимательна и в то же время познавательна игра «Дождик капал», которая проверяет знание словарных слов. Выучил слова из словаря – расцветет великолепная клумба, нет – вырастет только сорняк. Благодаря этому же сайту провожу интересные уроки с мультимедиа, которые в занимательной форме знакомят обучающихся с теоретическим материалом, наглядно в интерактивном режиме демонстрируют примеры, обобщения, делают выводы.

Главной задачей, которую я поставила перед собой, начиная работать по вышеназванной теме, была: Определить, какую роль играют информационно-коммуникативные технологии в учебно-воспитательном процессе.

Мною было проведено анкетирование учащихся 9 классов с целью выявить фактическое использование компьютерных технологий в обучении.

Результат: «За» использование ИКТ на уроках русского языка и литературы -98% учащихся. Это говорит о том, что использование ИКТ становится все более актуальным в жизни школьников.

В результате работы мною были выделены следующие особенности и преимущества использования компьютерных технологий:

развивает творческие, исследовательские способности учеников, повышает их активность, способствует интенсификации образовательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к предмету, развивает у детей логическое мышление.

Применение компьютерных технологий позволило наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность, формировать элементы информационной культуры, прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем.

«Земные чувства все отдайте постиженью новизны» – эти слова великого Данте теперь звучат для меня девизом на пути освоения как мультимедийных технологий, и педагогических.


Литература:

  1. Репетитор.Русский язык.программа-тренажер по русскому языку «Фраза»

  2. Черниченко С.Н. Роль Интернет-ресурсов в системе средств изучения литературной темы /Интернет-журнал «Эйдос»-2004 /

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, гуманитарный цикл, компьютер, литература, сайт, средство обучения, урок, учебный процесс, ученик.

Похожие статьи

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения

Формирование гуманистически направленной физической культуры студентов экономических специальностей в условиях спортизации занятий по физическому воспитанию

Роль компьютерных технологий в формировании учебно-познавательной компетенции у студентов старшего этапа обучения корейскому языку

Активизация познавательной деятельности на уроках русского, татарского языка, литературы, ОБЖ и географии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении

Организация исследовательской деятельности на занятиях русского языка и литературы как один из факторов повышения качества знаний

Организация внеурочной деятельности по английскому языку для формирования у младших школьников социокультурной компетенции

Формирование коммуникативных навыков при помощи современных педагогических технологий на занятиях английского языка в СПО

Развитие познавательной активности студентов через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях по математике

Похожие статьи

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения

Формирование гуманистически направленной физической культуры студентов экономических специальностей в условиях спортизации занятий по физическому воспитанию

Роль компьютерных технологий в формировании учебно-познавательной компетенции у студентов старшего этапа обучения корейскому языку

Активизация познавательной деятельности на уроках русского, татарского языка, литературы, ОБЖ и географии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении

Организация исследовательской деятельности на занятиях русского языка и литературы как один из факторов повышения качества знаний

Организация внеурочной деятельности по английскому языку для формирования у младших школьников социокультурной компетенции

Формирование коммуникативных навыков при помощи современных педагогических технологий на занятиях английского языка в СПО

Развитие познавательной активности студентов через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях по математике