Роль музейной педагогики и краеведения в воспитании гуманистического мировоззрения школьников
Автор: Ягудина Роза Ильдусовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1839 раз
Библиографическое описание:
Ягудина, Р. И. Роль музейной педагогики и краеведения в воспитании гуманистического мировоззрения школьников / Р. И. Ягудина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 242-243. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1610/ (дата обращения: 16.11.2024).
Сегодня для отечественной педагогики проблема нравственного и духовного воспитания молодежи становится наиболее злободневной. Перед современной школой стоит трудная задача - воспитать школьника с активной жизненной позицией, положительными ценностными ориентациями, патриота своей страны. К сожалению, современная молодежь мало читает, мало интересуется отечественной культурой и историей, отказываются чтить вековые традиции родного народа. Восполнить эти пробелы в воспитании подрастающего поколения по силам школьному краеведению.
Какую роль играет музейная педагогика и краеведение в духовном и нравственном становлении личности?
Академик Д.С. Лихачев называл краеведение «самым массовым видом науки, прекрасной школой воспитания гражданственности», которая «учит людей не только любить свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Он утверждал, что «без всестороннего комплексного изучения родного края невозможно формирование у человека культуры, гражданственности, патриотизма».
Пропаганда краеведения становится необходимостью в современной школе. Школьное краеведение является одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью и важнейшим фактором нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития школьника. Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо выпускнику школы для непосредственного участия в его преобразовании, так как родной край - это живая, деятельная частица огромного мира.
Как показывает практика, участие школьников в краеведческой деятельности, их знакомство с прошлым, настоящим малой родины, ее природных, экономических, политических, культурных особенностей способствует осознанию ими своей принадлежности к определенной нации и формированию чувства гордости за это, пробуждает стремление к знанию ее истории, местных обычаев и традиций, сопричастности к судьбе своего народа, помогает решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем районе, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении, а также развивает эстетические чувства, создает возможности для самореализации в процессе общественно-полезной, благородной работы. Все это обосновывает актуальность школьного краеведения в наши дни.
Краеведческая деятельность в школе осуществляется в рамках учебной деятельности (уроки, факультативные занятия), внеурочной (занятия краеведческих кружков, клубов и обществ) и внешкольной, проводимой под руководством учреждений дополнительного образования.
Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памяти, материальной, духовной жизни народа и содействует расширению кругозора учащихся и формированию их познавательных интересов, активизации поисково-исследовательской деятельности. С этой целью в Нурлатской СОШ Зеленодольского района РТ был создан «Музей родного края». На его базе плодотворно работает клуб юных краеведов «Поиск», объединяющий учащихся 6-11 классов. Школьники с большой заинтересованностью занимаются поисково – исследовательской и литературно – творческой деятельностью по изучению родного края, систематизации и пополнению музейных фондов, организацией экскурсий и тематических выставок, проведением различных внеклассных мероприятий по итогам поисковой работы, уходом за родниками, памятниками старины, могилами ветеранов Великой Отечественной войны. Их увлеченность краеведением неподдельная. Благодаря поисковой работе школьники ощущают свою причастность к близким и далеким предкам, родовым корням своей нации, народа. Краеведческая деятельность развивает инициативу, активность учащихся, помогает их духовному и нравственному росту, дает возможность для правильной организации досуга, развития творческих способностей и коммуникативных навыков.
Учитель- краевед должен уметь увлечь детей этой полезной для общества и самой личности работой, требующей большой организованности, тактичности, упорства и терпения, помочь им осознать ее важность и значимость для себя и для общества.
Нравственное и духовное развитие личности через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, приобщать их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий.
Вот некоторые темы поисково- исследовательских работ учащихся: «Семейная реликвия - частичка истории моей страны», «Тайна старой фотографии», «Тайны фронтового дневника моего деда», «Я в душу ранен тобой, Афганистан», «Следы А.С.Пушкина и Г.Тукая в моем краю», «История солдатской ложки», «Следы войны в моей семье», «Моя родословная», «Баиты родного края», «Частушки моего села», «Людей неинтересных в мире нет», «Человек труда», «Война глазами детей», «Дети войны» - мои земляки», «Моя школа в годы войны», «Пионерская юность моя», «Пишу письмо перед началом боя», «Этот день мы приближали, как могли», «Любовь, опаленная войной», «Солдатская родословная», «Ах, если б не было войны…», «История военного экспоната», «Трудовая династия» и другие.
Учащиеся создают глубокие по содержанию исследовательские работы, основанные на кропотливой краеведческой деятельности, находят ценные фотографии, исторические документы, которые пополняют фонды школьного музея. По итогам поисково- исследовательской деятельности учащихся по заданной теме проводятся конференции, внеклассные мероприятия, как вечера памяти «Я родом не из детства – из войны», посвященный детям военной поры, «Непокоренный Ленинград» о мужестве земляков - защитников города, уроки мужества : «Бессмертная песня любви» (Встреча с дочерью поэта- фронтовика Фатыха Карима), «Пишу письмо перед началом боя» о судьбе солдатских писем, написанных односельчанами, «О, святой хлеб войны – хлеб Победы!» о трудовом подвиге тружеников тыла, вечера встречи: «Пионерская юность моя», об истории пионерской организации школы, «Афганистан болит в моей душе» (встреча с ветеранами –афганцами) и другие.
Современные информационные технологии дают школьникам возможность создавать полноценные презентации на историко-литературные темы, основанные на краеведении, например: «Известные русские литераторы в Казани», «Казань литературная», «В моей судьбе есть городок на Каме» (о деятельности советских литераторов в Чистополе в годы Великой Отечественной войны), «Они не вернулись с боя» (О советских литераторах, погибших на фронте), «Их именами названы улицы Казани» (Зеленодольска, Нурлат) и другие. Эти ученические работы могут пополнить творческую лабораторию музея школы и в дальнейшем служить хорошим методическим наглядным пособием, отвечающим современным требованиям.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся обращаются к историческим документам, встречаются со старожилами, ветеранами войны и труда, работниками музеев, библиотек, отдела социальной защиты населения, что способствует развитию навыков общения с представителями различных возрастов и социальных групп.
Учитель, организуя краеведческую работу с учащимися, должен помнить важное методологическое требование к ней - комплексность, которая помогает школьникам:
развивать наблюдательность, мыслительные способности;
повышать интеллект и культурный уровень личности;
расширять кругозор, эрудицию и научную любознательность;
приобщаться к творческой, исследовательской деятельности;
психологически готовиться к самостоятельной жизни;
повышать духовную культуру;
воспитывать в себе любовь к родному краю, Родине.
Краеведческая работа школьников состоит из нескольких этапов:
- изучение местного материала на уроках, которое исходит из требований краеведческой тематики программ;
- изучение краеведческой литературы,
- изучение архивных документов, памятников истории культуры или природы;
- проведение школьных экскурсий, экспедиций, походов и др.;
- обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок, пополнение фондов или организация школьного краеведческого музея;
- использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, краеведение является одним из эффективных средств патриотического и нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности. Очень оживляют работу элементы поиска, исследования. Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Опыт показывает, что использование местного материала на уроках в значительной мере облегчает и углубляет усвоение программы, усиливает конкретность и наглядность обучения, повышает интерес учащихся к предмету. Чем раньше они начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела.
Литература:
Билалов М.Ю.Роль музейно –просветительской работы в воспитании гуманистического мировоззрения у школьников.-Казань:ИСПО РАО,1998.
Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.
Тараненко Е.В. Музейный компас. // Профильное обучение. - 2006. - Выпуск № 6-7.
Тверская Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение // Музейное дело: музей-культура-общество: сб. науч. тр. Музея Революции. — М., 1992.
Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций. — М.: Омега. Л, 2005.
Шляхтина Л. М. Основы музейного дела. Теория и практическое пособие. — М.: Высшая школа, 2005.