Образовательный блог в деятельности учителя-предметника
Автор: Кудрявцева Ирина Александровна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Статья просмотрена: 9230 раз
Библиографическое описание:
Кудрявцева, И. А. Образовательный блог в деятельности учителя-предметника / И. А. Кудрявцева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 408-410. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1646/ (дата обращения: 16.11.2024).
Развитие новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса сегодня идет семимильными шагами. Без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий и желания их применять в образовательном процессе – не обойтись! Очень важно формировать и развивать ИКТ – компетентность учителя. В современном, динамично-развивающемся мире информационно-коммуникационная компетентность (ИКК) учителя должна успевать за успехами в развитии информационных и телекоммуникационных технологий. В примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя входит умение грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы.
Такие понятия, как блог, блогер, блогосфера, все чаще находят отражение в образовательном процессе. Блог является одной из новых форм взаимодействия субъектов образовательного процесса. Блог (англ. blog, от “web log” – сетевой журнал или дневник событий) – это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Инновационный потенциал деятельности по использованию блогов в образовании чрезвычайно высок.
Блоги, особенно профессиональные, учительские, сравнительно новое явление в среде педагогов. Создавая блоги, учителя не всегда представляют, какие дополнительные возможности открываются как для них самих, так и для других участников и читателей их блога.
Блоги разнообразны по своим целям, задачам и структуре. Например, на Pedsovet.org предлагается такая классификация: блог-черновик, блог-проект, блог-партия, блог-СМИ, блог-визитная карточка, блог-дневник, блог-ссылка.
Автор статьи “Такие разные блоги” Людмила Рождественская (блог “Лаборатория тренера”) выделяет следующие типы блогов, в зависимости от их функционального применения:
Виртуальные образовательные сообщества,
Блог профессионального сообщества, позволяет коллективно или в одиночку рефлексировать, систематизировать накопленный опыт, обобщать результаты самообразования, саморазвития и т.д., и не просто рефлексировать, а делиться результатами своего труда с коллегами-блоггерами.
Блог в поддержку учебного проекта, позволяет организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся с помощью доступных их возрасту веб-сервисов,
Блог-конспект (это блог для размещения учебного содержания какой-либо темы),
Личный профессиональный блог учителя.
Блог может и должен стать для учителя действенным инструментом формирования и развития инновационной культуры педагога. Этому способствуют следующие особенности блоговой среды:
• публичность делает материалы доступными для чтения коллегами, учениками, родителями;
• интерактивность, открытость - возможность оставлять к записям в блогах комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от учеников, родителей, коллег, отвечая на комментарии;
• авторство – возможность представить свой опыт работы, выразить свою позицию;
• «перемешивание», которое позволяет в формате блога объединять содержание нескольких авторских блогов на одной странице, что дает возможность сравнивать свою работу с работой коллег.
Зачем учителю блог?
Один из удобных способов размещения, поиска и оперативного обмена информацией.
Личный блог можно использовать для самопрезентации. Блог-портфолио – это одна из удобных форм электронного портфолио педагога, наличие которого сегодня является требованием времени и свидетельствует о высокой степени информационной компетентности учителя.
Кроме того, создание и ведение блога может стать серьезным стимулом для самореализации и саморазвития, так как предоставляет педагогу самые широкие возможности: освоить новые информационные и технические возможности.
Наконец, личный профессиональный блог дает в руки учителя принципиально новый инструмент организации обучения, обладающий большими преимуществами.
Какие возможности представляет для учителя – предметника образовательный блог? Можно выделить следующие:
рекомендации для учеников по изучению тех или иных тем;
просмотр учебных видеофильмов с лекциями, а то и видео-уроками, путем встраивания их в блог;
публикации опросников, онлайн-тестов, встроенных календарей, разнообразных слайд-шоу;
сообщения о событиях в классе или на их уроке, после уроков;
обмен полезными ссылками на ресурсы Интернета;
обмен знаниями в области ИКТ (как пример, обмен презентациями-обучалками, созданными самими учителями);
обмена гаджетами с различными функциями (например, интерактивная таблица Менделеева, онлайн-калькулятор и т.д.)
полезные советы родителям, интересующихся образованием своих детей;
Работа с одаренными детьми.
В настоящее время наблюдается настоящий бум образовательных блогов, постоянно появляется новый опыт, который дает все новые идеи.
В процессе ведения образовательного блога, учитель:
делает записи в блоге, тем самым совершенствует свою письменную речь;
интересуется новостями учительского блог-коммьюнити, расширяет свой кругозор;
поддерживает (читая и комментируя) блоги коллег, что способствует созданию профессионального сетевого учительского сообщества;
использует новые веб-инструменты, поэтому непрерывно совершенствует свои ИКТ-навыки.
В 2010-2011 учебном году на базе ресурсного центра «Тьютор» г. Омска, вела свою работу творческая группа учителей химии по «Созданию виртуального портфолио педагога и блога творческой группы».
Образовательный блог «С химией по жизни» (http://diva106.blogspot.com), я начала вести с марта 2011 года. Блог предназначен как для школьников, так и для моих коллег – учителей. Этот блог можно рассматривать как ресурс в преподавании химии, цель которого обобщение и распространение педагогического опыта; повышение качества обучения химии; повышение квалификации через использование современных образовательных технологий.
Все материалы в блоге можно классифицировать по той роли, которую они призваны играть в учебном процессе:
- информация о ходе изучения программного материала;
- дистанционные домашние задания;
- творческие работы;
- публичные отчеты о внеклассной работе;
- индивидуальные достижения как учителя, так и учащихся.
Блоги открывают перед учителем новую информационную среду и дают новые широкие возможности организации образовательного процесса и профессионального роста.
Таким образом, одна из современных педагогических задач - сделать блог рабочим инструментом учителей и включить этот инструмент в учебную практику, то есть, педагогу необходимо научиться конструктивному образовательному блоггингу.
Литература:
Блоги. Введение. / Цифровой ресурс http://your-hosting.ru/articles/other/blog-begin/
Блоги как рабочий инструмент учителя. / Цифровой ресурс http://oufese.havike.eenet.ee/wiki/index.php/
Для чего нужен блог? / Цифровой ресурс http://www.allwomens.ru/1068-dlja-chego-nuzhen-blog.html
Курвитс Марина. Виды образовательных блогов. / Цифровой ресурс http://blognauroke.blogspot.com/2009/09/blog-post_4811.html
Половникова Ольга. Кое-что о блогах, классификация блогов. / Цифровой ресурс http://statiami.com/s/internet/koe-chto-o-blogah.php
Рождественская Людмила. 10 тезисов/вопросов про учителя-блоггера. / Цифровой ресурс http://www.slideshare.net/lvr/10questions-1482153
Рождественская Л. Образовательный блог – введение в тему. Виртуальный мастер-класс «Я веду образовательный блог». / Цифровой ресурс https://docs.google.com/present/view?id=dmx8xc4_2244gxmcc3f8
Что такое образовательный блог? / Цифровой ресурс http://www.slideshare.net/logoped/ss-1251764