Развивающие игры как средство развития личности
Авторы: Комарова Наталья Владимировна, Рыбакина Людмила Александровна, Фаткуллина Светлана Файрузовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 8346 раз
Библиографическое описание:
Комарова, Н. В. Развивающие игры как средство развития личности / Н. В. Комарова, Л. А. Рыбакина, С. Ф. Фаткуллина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1653/ (дата обращения: 16.11.2024).
Игровая специфическая детская деятельность неоднородна. В дошкольном и младшем школьном возрасте выделяют три класса игр:
- игры, возникающие по инициативе ребёнка - самодеятельные игры;
- игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
- игры, идущие от исторически сложившихся традиции этноса – народные игры, которые могут возникнуть по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвигами. В состав первого класса входят: игра-экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры: сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссёрская и театрализованная. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей. Наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребёнка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребёнка и содержательным общением с взрослыми.
Второй класс включает в себя обучающие и досуговые игры. Все игры могут быть самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляются воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:
- опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
- освоение учебной деятельностью, включение в неё детей идёт медленно;
- способствуют развитию у детей психических процессов;
- недостаточно сформирована познавательная мотивация.
Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей. Она имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
дидактическая задача;
игровые действия;
правила игры;
результат.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Игровые действия – основа игры. В разных играх игровые действия различны и по отношению к играющим. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры, их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.
В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет процессом познавательной деятельности, поведением детей, незаметно организует действия детей.
Подведение итогов – результат, подводится сразу по окончанию игры. Это может быть: подсчёт очков; выявление детей, которые выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы. Так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры.
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребёнка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Из сказанного выше можно сформулировать основные функции дидактических игр:
- формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;
- формирование психических новообразований;
- формирование обще учебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;
- формирование навыков самоконтроля и самооценки;
- формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.
Таким образом, дидактическая игра – сложное, многогранное явление. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
игры с предметами (игрушками, природным материалом)
настольные печатные
словесные
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Еще можно использовать предметы, в которых разница между ними менее заметна. В играх с предметами младшие школьники выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах.
Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр в процессе учебной деятельности. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности.
Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретённых в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо уделять постоянное внимание.
Для поддержания познавательной активности младших школьников используются разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся, а так же различные средства обучения.
Игра имеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего «человека» происходит, прежде всего - в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу. Детство рождает собственную культуру бытия ребенка. Значение игровой деятельности в культуре можно понять из потребности воспроизводства отношений человека к действительному миру, которые он в реальной ситуации осуществить не может, из потребности общения и обмена деятельностью и эмоциями. Игра имеет процессуальный и преходящий характер, ее цель - изменение личности. Игра является средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни. В ней ребенок, прежде всего, учится быть человеком. Игра принципиально отличается от подражания. В игровой деятельности всегда присутствует воображение, которое не дает слиться с объектом подражания, сохраняет по отношению к нему определенную дистанцию. Подражая чему-то красивому, возвышенному, опасному, чему-то другому, чем то, что окружает, ребенок никогда не теряет представления об «обычной действительности». Игра и воображение неразрывно взаимосвязаны. По Л.С. Выготскому игра – это «общий корень» художественной деятельности ребенка. Дети всегда стремятся сочинять, сочинительство – это такая же деятельность воображения, как и игра. Игра выступает в качестве способа освоения им мира. В дальнейшем таким способом освоения мира становится учение, хотя игра и не исчезает полностью из жизни подростка. Игра обладает качествами, обращенными непосредственно к основным сущностным чертам человека; она выступает как своеобразное замещение реальной ситуации, как подлинно человеческая деятельность. Игра возникает с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности.
Постепенно игра начинает приобретать для младшего школьника более осознанный характер, становясь самым доступным средством познания мира, проявления и утверждения себя в нём.
Подбор обучающих игр на уроке способствует формированию и развитию психических функций учащихся и требует определенного мастерства учителя начальной школы. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребёнка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а её продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность, позволяет развивать внимание и память, создаёт условия для становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно – мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребёнка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.
Литература:
Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Москва: "Эксмо-Пресс" 1998 г. - 216 с.
Эрик Г.Эриксон. Детство и общество. - Изд. 2-е, 1996.
Ладенко И.С. Игровое моделирование методологии и практики. Новосибирск: " Наука", 1997 г. - 386 с.