Индивидуализация профессионального обучения будущих инженеров на основе модульной технологии
Автор: Мухамедшина Алия Вазиховна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 556 раз
Библиографическое описание:
Мухамедшина, А. В. Индивидуализация профессионального обучения будущих инженеров на основе модульной технологии / А. В. Мухамедшина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 343-345. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1678/ (дата обращения: 19.12.2024).
Целым овладевают по частям
Луций Анней Сенека
Конкурентоспособная профессиональная компетентность современного выпускника высшего учебного заведения на рынке труда может быть достигнута при условии значительных преобразований системы высшей профессиональной школы [7].
Особое внимание сегодня уделяется развитию инженерного образования. «Создание инновационной экономики невозможно без развития инженерного образования, без повышения его качества и конкурентоспособности в мировом образовательном сообществе», – эти слова принадлежат И.Б. Федорову, президенту МГТУ им. Баумана, академику РАН, доктору технических наук, профессору, заслуженному деятелю науки и техники РФ. В год система образования выпускает почти двести тысяч новых инженеров, но только треть устраиваются работать по специальности. «Проблему нужно решать и решать с ориентацией на перспективу; в первую очередь надо пересмотреть методы и цели обучения инженеров», – заключил Дмитрий Медведев.
Опыт подготовки инженерных кадров различного профиля подтверждает, что качества, необходимые для реализации личности в данном виде деятельности приобретаемы. Данные качества формируются и развиваются в ходе профессиональной подготовки, в процессе накопления практических навыков решения практико-ориентированных, инженерно-технических задач [1, 3, 4]. Образ современного инженера многогранен, его функции многочисленны. Во-первых, деятельность инженера носит высокоинтеллектуальный характер. Для эффективного развития инженерной деятельности, как правило, необходимо высшее техническое образование. Во-вторых, быть инженером – это значит грамотно применять научно-технические знания на практике. Следует отметить, что это применение должно носить творческий характер. В-третьих, приоритетная задача инженера – эффективное соединение науки и производства, с целью повышение производительности труда.[4]. Социологи под руководством В.А. Ядова выделили три блока деловых качеств, необходимых инженеру:
творческий – включает самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания;
исполнительский – содержит такие деловое качества, как старательность, аккуратность, тщательность, исполнительность, дисциплинированность, усидчивость, добросовестность, трудолюбие;
творчество + организованность; данный блок включает в себя качества необходимые для творческой и репродуктивной работы. К таким качествам относят: работоспособность, оперативность, ответственность, организованность, настойчивость,
Каждый инженер уникален и неповторим. Каждый обладает определенным набором качеств. В зависимости от того, качества какого блока преобладают и как данные качества соотносятся между собой, выделяют следующие профессиональные типы инженеров:
творчески устремленный («инженер по призванию»);
добросовестный инженер («исполнитель»);
«средний» уровень овладения профессией: довольный собой и своими профессиональными успехами человек, деловые качества развиты одинаково, причем одинаково средне;
отчужденный от профессии («инженер поневоле»), достаточно низкий уровень деловых качеств по всем трем блокам [3, 4].
Современный инженер должен обладать повышенным творческим потенциалом, такими качествами как: интегративное мышление; системный анализ; интеллектуальная культура; креативный уровень профессиональной деятельности; способность к принятию конструктивных решений на основе диалога; способность прогнозировать ситуацию в профессиональной сфере; ответственность за результаты своей профессиональной деятельности. [5].
Одними из самых актуальных направлений модернизации целостной системы образовательного пространства сегодня является усиление информационной и личностно-ориентированной составляющих [4].
Личностно-ориентированная технология обучения представляет собой синтез гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации). Парадигма личностно-ориентированного обучения обусловлена ориентацией на свойства личности, ее формирования и развития в соответствии с природными особенностями и индивидуальными характеристиками.
Индивидуализация – (в широком смысле) процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе исторического развития общественных отношений. Индивидуальность – это особенности характера и психологического склада, отличающих одну личность от других; личность как обладатель неповторимой совокупности психологических свойств [2]. Индивидуализация обучения – это процесс организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого участника образовательного процесса. При этом учет особенностей носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения. В качестве компонентов индивидуализации обучения выделяют самоконтроль и контроль. Одной из форм индивидуализации является программированное обучение[2]. Программированное обучение представляет собой комбинированную дидактическую систему (В.П. Беспалько) , где
1 – классическое лекционное обучение (управление – разомкнутое, рассеянное, ручное);
2 – обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
7 – система «Репетитор» (цикличное, направленное, ручное);
8 – «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
В основу технологии программированного обучения Б.Ф. Скиннер вложил два основных правила:
переход от контроля к самоконтролю;
увеличение доли самостоятельной работы обучающихся [5].
Принципы построения обучающих программ: информативность, операционность, обратная связь, индивидуальный темп и управление обучением, деление учебного материала на единицы (модули).
Обучающий модуль – это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины (раздел дисциплины), включающая в себя познавательный и профессиональный аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем. Модуль должен содержать следующие составляющие: информационный (познавательный) и деятельностный (учебно-профессиональный) компонент. Данные компоненты реализуют основные функции: первый – формирование теоретических знаний; второй – формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний. Образовательная программа предусматривает реализацию обязательной и вариативной части. При изучении курса за студентом закрепляется право самостоятельного выбора модулей вариативной части в зависимости от уровня знаний и умений, уровня личностных притязаний, своих индивидуальных особенностей.
Модуль – это самостоятельная структурная единица. Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, тезаурусом, списком необходимой литературы. Для разработки комплекса модулей необходимо осуществлять тщательный системный анализ и глубокую методическую проработку содержания и структуры определенного раздела, дисциплины, курса.
Построение модуля происходит по следующему алгоритму:
наименование модуля, определение целей и задач;
определение теоретического ядра курса (модуля);
отбор материала содержания практических занятий;
определение содержания лабораторного практикума;
обоснование необходимости использования программного обеспечения;
организация и активизация самостоятельной деятельности студента по изучению учебного модуля [5];
В качестве основных принципов технологии модульного обучения выделяют следующие (П. А. Юцявичене):
принцип модульности (определение и выделение функциональных «узлов» – учебных блоков, предназначенных для реализации конкретных дидактических целей; интеграция различных видов и форм обучения);
принцип динамичности (открытости) обеспечивает свободное изменение содержания учебных модулей, возможность дополнения и замены теоретической и практической составляющих.
принцип действенности и оперативности знаний и их системы (для реализации данного принципа необходимо дидактические задачи формулировать в терминах методов деятельности; обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к знанию);
принцип гибкости обеспечивает формирование индивидуальных образовательных траекторий;
принцип осознанной перспективы требует вовлечение и постепенное расширение мотивационной сферы обучающихся; управление и регулирование механизма «стимул –действие», активизация самостоятельной работы будущих специалистов, расширение границ взаимодействия преподавателя и студентов.
принцип паритетности (от лат. paritas – равенство) отвечает за создание оптимальных, равноправных психолого-педагогических, организационно-методических, эргономических условий для всех участников образовательного процесса [5].
Преимущества технологии модульного обучения:
реализация системного подхода к построению курса и определению его содержания;
гибкость структуры модульного построения курса;
осуществление дифференцированного подхода в обучении будущих специалистов;
формирование индивидуальных образовательных траекторий изучения учебного модуля;
расширение мотивационной сферы, развитие познавательного интереса обучающихся;
обеспечение оптимального сочетания различных организационных форм и методов взаимодействия в системе «преподаватель – студент»;
обеспечение эффективного и регулярного контроля знаний студентов.
Новые широкие возможности для реализации и формирования индивидуально-образовательных траекторий предоставляют информационные технологии.
Литература:
Блажей А., Дриенски Д., Перлаки И. Научно-техническая революция и инженерное образование. – М.: Высшая школа, 1988. – 285 с.
Глоссарий современного образования / Нар. укр. акад.; Под общ. ред. Е. Ю. Усик; [Сост.: Астахова В.И. и др.]. – Х.: Изд-во НУА, 2007. – 524 с.
Захарьящева, В. В. Профессионально-личностные качества современного инженера / В.В. Захарьящева // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2007. № 5.
Мартынюк И.О. Инженер в зеркале времени. – К., 1989 . – 160 с.
Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей ред. В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»: – Ростов н/Д, 2006. – 336 с.
Университетское образование: концептуальные основы / В. Е. Шукшунов, В. Н. Лозовский, М.В. Буланова-Топоркова, Г. В. Сучков // Высшее образование в России. 2004. № 10. С. 19 – 29. [5]
Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.