Раннее выявление речевых отклонений у дошкольников и методы их исправления | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Павлова, И. Ю. Раннее выявление речевых отклонений у дошкольников и методы их исправления / И. Ю. Павлова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 266-269. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1684/ (дата обращения: 16.11.2024).

Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответст­венным периодом в развитии ребенка. В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, такие как общая самооцен­ка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др. Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более поздние периоды.

В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики, форм и методов работы с детьми раннего возраста.

В раннем детстве контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Важность такой работы связана с исключительным знанием ранних этапов психи­ческого развития личности.

Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального, речевого развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни. К 7 мес. мозг ребенка увеличивается в 2 раза, к 1,5 годам — в 3 раза, а к 3-м составляет уже 3/4 массы мозга взрослого человека. Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности, разнообразные речевые возможности.

Ребёнок овладевает прямохождением. Это великое достижение второго года жизни. На протяжении всего второго года жизни ребёнок овладевает ходьбой. Прямохождение – это великое достижение человечества, только человек овладел прямохождением, а это говорит о развитии мозга человека.

На втором году жизни при нормальном развитии исчезает манипулятивная деятельность, это происходит примерно к полутора годам. И на первый план в действиях с предметами выходит предметная деятельность. В процессе усвоения предметных действий происходит психическое развитие ребёнка. Л.С. Выгодский говорил: «Развитие психики происходит в процессе усвоения и присвоения общественно-исторического опыта». Однако приобщение к предметному миру в раннем возрасте происходит только при активном участии взрослых и в непосредственном сотрудничестве с ними, когда ребенок начинает понимать, что ложкой едят, расческой расчесываются, мячик катают. Внимание и личная обращенность взрослого стимулируют и поддерживают ребенка, побуждают действовать и совершенствовать умения, придают ему уверенность.

Сотрудничество становится одним из основных видов деятельности на протяжении всего раннего возраста.

В процессе предметной деятельности у ребенка также развивается крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. К двум годам у ребёнка появляется ведущая рука и согласованность действий обеих рук. Это говорит о физиологическом созревании мозга, который позволяет выделить ведущую руку. Согласованность действий обеих рук – это когда ведущая рука проделывает цепь определённых действий, а вторая рука замыкает цепь действий ведущей руки. Согласованность действий рук имеет интеллектуальную основу. Чем ниже интеллект, тем рассогласованность рук более выражена. И только вслед за развитием тонких дифференцированных движений пальцев начинается произнесение первых слов. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речи.

К двум годам происходят большие достижения в развитии ребёнка. У ребёнка развивается восприятие, появляется ориентировка на предметы окружающей действительности. Ребёнка интересует всё, что его окружает, а главное интересует количественная и качественная характеристика предмета.

Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — речь. За действием идёт слово. Первые слова - это глаголы. Наряду с усвоением первых слов, обозначающих потребности ребёнка у него появляется и фраза. И к двум годам у ребёнка происходит так называемый «перекрёсток»: мышление становится речевым, а речь осмысленной, т.е. ребёнок начинает овладевать языковой системой, в которой живёт. К 3 годам заканчивается анатомическое созревание речевых об­ластей мозга, ребенок овладевает главными грамматически­ми формами родного языка, накапливает большой запас слов. Так, при нормальном речевом развитии в 1 год он произносит 10—15 слов, в 2 — 300—400, к 3 годам — более 1500 слов. Речь не является функцией органов артикуляции, это, прежде всего результат согласованной деятельности как речевых, так и неречевых областей головного мозга. Она не может формироваться изолированно от мышления, памяти, внимания и восприятия и зависит от уровня их развития. За каждым словом обязательно должно стоять то, что оно обозначает. Потребность в предмете и действиях с ним побуждают ребенка назвать предмет словом.

На третьем году жизни у ребёнка происходит развитие восприятия. Ребёнок начинает усваивать сенсорные эталоны: большой - маленький, различает цвета, развивается наглядно-действенное мышление. Если в восприятии происходит ориентировка на внешние свойства-признаки (цвет, форма, величина), то при развитии мышления идёт ориентировочно-поисковая деятельность на внутренней взаимосвязи между предметами. Это наглядно-действенное мышление.

Очень важное достижение второго года жизни ребёнка – это навык опрятности. В норме это достигается к двум годам жизни ребёнка. У ребёнка развивается осознание собственного «Я». Появляется концепция «Я сам». Ребёнок начинает себя выделять из окружающих его детей и взрослых. Происходит кризис трёх лет.

К трём годам у ребёнка появляется фразовая речь. Он уже может высказывать свои желания. У ребёнка появляются новые потребности и переход к новым мотивам деятельности. Фразовая речь выполняет определённую функцию – появляется коммуникативно-направленная речь.

Что же происходит у детей с аномальным развитием?

На втором году жизни многие дети начинают только-только овладевать первыми шагами, причём, чем ниже интеллект, тем позднее происходит овладение ходьбой.

Дети быстро устают, ложатся на пол и начинают раскачиваться или раскачиваются сидя. У детей с отклонениями в развитии очень часто наблюдаются яктации. Яктация – это двигательное возбуждение в форме хаотических нескоординированных движений. Наблюдается в детском возрасте ненавязчивыми действиями – ритмическое покачивание или резкие движения головы и туловища. Чаще всего наблюдается перед засыпанием.

У детей страдает общая моторика, им трудно удерживать равновесие; также страдает и мелкая моторика пальцев рук, дети не могут удерживать мелкие предметы.

В процессе приема пищи дети медленно пережёвывают и глотают, часто оставляют кусок за щекой, быстро устают при жевании, предпочитают перетёртую однородную пищу, которая характерна для детей младшего возраста. Часто можно наблюдать выраженную дискоординацию движений мышц языка, губ и мышц, удерживающих нижнюю челюсть (рот приоткрыт).

У многих детей не появляется и соотносящих действий, т.е. на втором году жизни у них преобладает манипуляция. И если ребёнку не оказывается коррекционная помощь, то манипуляции остаются до трёх лет. Дети не усваивают способы действия с предметами, не появляется подражательной способности, характерной для детей с нормальным развитием, а так же они не проявляют интереса к предметно-игровым действиям, а игровые действия не сопровождаются речью.

Как правило, родители выполняют функцию ухода за ребёнком, и не представляют содержательного взаимодействия с малышом, а ребёнок не проявляет интереса к сотрудничеству с взрослым, он не способен подражать меняющемуся тону взрослого. Родители ждут появления у ребёнка речи. Но, речь не появляется, а обращённую речь он не всегда понимает. Родители отмечают, что активный словарь детей состоит из нескольких двусложных лепетных «слов». При этом родители не считают нужным говорить с ребёнком в ситуации одевания и раздевания или общаются при помощи грамматически сложных конструкций.

Очень часто можно наблюдать, что малыш не реагирует на похвалу или порицание взрослого. В игре трудно определить их эмоциональное состояние, поскольку отсутствуют мимические проявления.

У детей с отклонениями нет навыка опрятности, нет концепции «Я сам», а самое главное, у ребёнка не происходит «кризис трёх лет». Ребёнок физически вырос, а психическое развитие сильно отстаёт. У ребёнка нет речевого «перекрёстка», когда мышление становится речевым, а речь осмысленной. Речь ребёнка не выполняет ни одной функции. Слово – само по себе, действие – само по себе.

Одно из направлений логопедии – это профилактика, а точнее сказать пропедевтика речевых нарушений у детей в раннем возрасте, т.е. необходимо раньше обучить детей, чтобы позже не возникли различные речевые недоразвития. Необходимо так построить пропедевтический процесс, чтобы знаково-символическая система формировалась нормально. Если у ребёнка знаково-символическая система формируется с нарушениями, тогда можно говорить о нарушении понимания, и о нарушении грамматических форм.

Очень важно, если формирование и развитие малыша идёт через микросоциум, поскольку в раннем возрасте педагог является лишь направляющим звеном, а главный педагог - это родитель. Присутствие близкого родственника помогает устранить психотравмирующий фактор, позволяет ребенку быстрее адаптироваться в окружающей среде.

Родителям предлагается использовать различные потешки при кормлении, стишки на звукоподражания. Важно установить тесный контакт с детьми, поднять их эмоциональное состояние. Дети учатся фиксировать взгляд на лице взрослого, на крупных ярких игрушках.

Для развития общей моторики можно использовать простые упражнения «Мишка косолапый», «Зайка серенький», «Дерево на ветру», можно имитировать движения животных - как ходит кошка, как ходит медведь, как прыгает зайка.

В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Дети с удовольствием конструируют, учатся строить различные фигуры из кубиков.

Для развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха используются различные игры и упражнения по угадыванию различных музыкальных инструментов – бубен, колокольчик, металлофон, барабан, ребёнок должен угадать «Что звучит?», «Угадай, на чём играют».

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Для пальчиковой гимнастики используются такие упражнения как «Сорока-белобока», «Ладушки», «Мальчик-пальчик»,используются игры: пирамидки, кубики, мозаики, шнуровки, застёгивание пуговиц, массажные мячики.

Важным моментом является развитие тактильной чувствительности. Игры с массажными мячами с разной поверхностью, поглаживание расслабляет, и пальцы ребенка раскрываются, яркий цвет мяча привлекает внимание малыша. Игры с мячом сопровождаются стихотворным текстом - игра становится эмоциональной и доставляет огромное удовольствие ребенку.

Для нормализации тонуса мышц используется техника самомассажа артикуляционного аппарата и пальчиков кистей рук. Дети раннего возраста с удовольствием повторяют за взрослым простые движения самомассажа. Выполнение движений лучше сопровождать классической музыкой, которая воздействует на эмоциональное состояние ребёнка, улучшает настроение, успокаивает.

Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. Играя, учим ребёнка короткому спокойному вдоху через нос и плавному выдоху. Для дыхательной гимнастики подойдут такие упражнения, как «Загони мяч в ворота», «Буря в стакане», «Мыльные пузыри», «Задуй свечу», используются различные самодельные ветровички, а также можно использовать речевые подражания: А-А-А (плачет девочка), У-У-У (гудит паровоз), И-И-И (ржет лошадь), О-О-О (рычит мишка). Продолжая работу над речевым дыханием, используем слияние гласных: АУ (кричат дети), УА (плачет малыш), ИА (кричит ослик). Затем переходим к работе над слогами, отрабатываем открытые слоги-звукоподражания: ГА - ГА (кричат гуси), ТУ-ТУ (едет поезд), затем закрытые слоги: АМ-АМ, ТОП-ТОП, затем слоги со стечением согласных звуков: КВА-КВА. Подражание голосам животных: МЯУ, МУ, КВА, ПИ-ПИ. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами: БИ-БИ, ДИНЬ-ДИНЬ, ТУК-ТУК, ТИК-ТАК. Произнесение простых слов «дай», «на», «иди» и составление с ними коротких предложений.

Для развития артикуляционной моторики необходимо ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику. Для артикуляционной гимнастики можно использовать различные несложные упражнения: «Улыбочка», «Заборчик», «Трубочка», «Лопаточка».

В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии.


Литература:

  1. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO . - M., 2001 № 4

  2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Стребелевой Е.А. — М.: Просвещение, 2005.

  3. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет:

Методическое пособие для практических психологов/ Смирнова Е.О., Галигузова Л. Н , Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. 2-е изд. испр. и доп.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005,— 144 с.

  1. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 1987.

  2. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление/под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М.: МПСИ; Воронеж «МОДЭК», 2001 – 256 с.

  3. Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Методические рекомендации. – М.: МПСИ; Воронеж, «МОДЭК», 2007. – 192 с.

  4. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: метод. Пособие – М.: Айрис-пресс, 2006 – 96 с.

  5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для

  6. В.Сикачев, 2007. – 96 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ранний возраст, ведущая рука, действие, предметная деятельность, слово, артикуляционная гимнастика, знаково-символическая система, наглядно-действенное мышление, нормальное развитие.

Похожие статьи

Профилактика речевых нарушений младших дошкольников посредством нейропсихологического подхода

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Нетрадиционные методы работы для гармонизации речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей

Выявление уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения

Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Похожие статьи

Профилактика речевых нарушений младших дошкольников посредством нейропсихологического подхода

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Нетрадиционные методы работы для гармонизации речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей

Выявление уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения

Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий