Нравственное самовоспитание как фактор развития личности сотрудника органов внутренних дел
Автор: Тадтаева Лаура Хасановна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 10209 раз
Библиографическое описание:
Тадтаева, Л. Х. Нравственное самовоспитание как фактор развития личности сотрудника органов внутренних дел / Л. Х. Тадтаева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1693/ (дата обращения: 16.11.2024).
Формирование нравственно совершенной личности было и остается одним из центральных направлений воспитания сотрудников органов внутренних дел. Деятельность сотрудника органов внутренних дел находится под пристальным вниманием общества, поскольку затрагивает интересы всех его членов и ее результаты сказываются на обеспечении безопасности личности, общества и государства.
Нравственное воспитание всегда было объектом пристального внимания выдающихся мыслителей прошлых веков и современности. Особое внимание нравственному становлению личности уделяли И. Кант, Ж.- Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Они исходили из того, что воспитание личности является целенаправленным процессом, которое формируется под влиянием объективных условий жизни и самовоспитания[4].
Формирование и развитие нравственной культуры личности происходит под действием различных факторов объективного и субъективного порядка. При этом роль субъективного фактора закономерно возрастает. В силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими преобразованиями общества, основой нравственной стороны сотрудника становится его самовоспитание. Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного времени. С самовоспитанием связана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, морально-психологических и боевых качеств, выработка устойчивости к антиобщественным и аморальным явлениям. Оно вызывает потребность к перманентному всестороннему развитию личности сотрудника, придает целеустремленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказывается на росте показателей их учебы.
При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твердых взглядов, не способная к трудной службе в органах внутренних дел. Этим и определяется значимость работы всех звеньев правоохранительных органов по развитию самовоспитания сотрудников.
Действенность нравственного воспитания обеспечивается только тогда, когда внешнее моральное воздействие дополняется внутренней активностью воспитуемого, его самовоспитанием, стремлением следовать высшим предписаниям морального порядка, развивать в себе качества, необходимые для полноценной нравственной жизни.
Нравственное самовоспитание - это активный, сознательный, целеустремленный процесс формирования и развития сотрудником положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это - постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту. Нравственное самовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувствами, действиями, умения предвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.
Хотелось бы отметить, что нравственное самовоспитание обладает некоторыми особенностями, обусловленными характером и задачами службы в правоохранительных органах. К числу таких особенностей можно отнести то, что наряду с развитием общих личностных качеств оно включает в себя формирование особого рода специфических профессиональных качеств. Оно призвано развивать качества не только профессионального специалиста, но и активного гражданина, воспитателя и учителя своих подчиненных. Как представитель правоохранительных органов, будущий специалист тесно связан с политическими целями и интересами государства, и это не может не отражаться на его самовоспитании[1].
Нравственное самовоспитание слушателей происходит в рамках внутреннего распорядка учебного центра профессиональной подготовки, жесткой регламентации и строгого уставного порядка, которые сами по себе выступают как важные условия и средства самовоспитания. Нравственное самовоспитание слушателей правоохранительных учебных заведений сопряжено с повышенным напряжением физических и духовных сил с преодолением опасных для здоровья и жизни ситуаций.
Задача командиров и начальников (профессорско-преподавательского состава, руководства курсов ифакультетов) состоит в том, чтобы развивать все формы индивидуального и коллективного самовоспитания сотрудников (слушателей, будущих специалистов). Организация и осуществление нравственного самовоспитания включает: изучение сотрудником общезначимых социально-качественных параметров личности цивилизованного общества, а также специфических качеств личности сотрудника органов внутренних дел (профессиограммы); самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способностей, сил и возможностей; планирование работы над собой, постановку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовоспитания; изучение практики самовоспитания выдающихся личностей — представителей избранной профессии, педагогов, мыслителей, деятелей науки, культуры и политики; повышение собственной активности во всех сферах деятельности.
Между процессами нравственного самовоспитания и нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание - одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание). Человек есть объект-субъект, что необходимо учитывать в процессе формирования личности сотрудника органов внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел должен сам вырабатывать нравственные устои, Действительное человеческое воспитание должно рассматриваться, прежде всего, как управление самовоспитанием. В этом - один из важнейших факторов формирования личности специалиста органов внутренних дел.
Закономерности нравственного самовоспитания можно условно разделить на внешние и внутренние. К первым из них относится обусловленность самовоспитания социальной средой, службой в правоохранительных органах, культурным уровнем личности сотрудника, его воспитанием и социальным опытом. Ко вторым — зависимость самовоспитания от потребностей и интересов человека, мотивов его жизнедеятельности, целей, идеалов, биологических особенностей и других факторов[5].
В целом социальная среда определяет направленность и характер, идеалы и перспективы, цели и средства, методы и приемы нравственного самовоспитания. Однако связь среды и нравственного самовоспитания не является однозначной: личность может культивировать в себе порочные качества отживших социальных отношений либо в своем усовершенствовании подниматься выше социального окружения.
Существующая связь социальной среды и нравственного самовоспитания находит свое преломление, в зависимости самовоспитания сотрудников правоохранительных органов от сплоченности и зрелости служебного коллектива: чем более сплочен и зрел этот коллектив, тем выше уровень нравственного самовоспитания его членов, и наоборот. Отсюда вытекает важный методологический принцип воспитывать себя в коллективе и через коллектив. Общесоциологические формы проявления этой закономерности (соперничество, заражение, подражание, внушение и др.) трансформируются в соответствующие принципы нравственного самовоспитания сотрудников.
Влияние на человека всех общественных отношений осуществляется не непосредственно, а в процессе деятельного соотношения его со средой.
Из закономерной зависимости нравственного самовоспитания от жизнедеятельности личности вытекают два важнейших принципа: а) принцип использования для нравственного самовоспитания всех повседневных жизненных обстоятельств, б) принцип опосредованного импульса - введение субъекта нравственного самовоспитания (сотрудника) в такую обстановку, которая бы требовалаопределенной деятельности как основы выработки соответствующих качеств. По замечанию А.С. Макаренко, нельзя воспитать мужественного человека, не поставив его в такие условия, в которых бы он мог проявить мужество[2].
Гармоническое самовоспитание, предполагая всестороннюю деятельность, требует соответствующих (всесторонних) знаний. Следует заметить, что самовоспитание зависит от познания окружающей действительности - от уровня знаний, образования, эрудиции, духовной культуры будущего сотрудника. Как отмечал Гегель, образованный человек чувствует глубже и в то же время превосходит необразованного властью над своим чувством.
Закономерная зависимость нравственного самовоспитания от потребностей носит интегральный характер: при ближайшем рассмотрении она обнаруживает целый ряд новых внутренних связей. Дело в том, что потребность, осознаваясь, трансформируется в интерес, а интерес заключает в себе мотивы и цели, идеи и идеалы. Поэтому правомерно говорить о существенной зависимости нравственного самовоспитания от мотивов и целей, идей и идеалов личности.
К числу внутренних закономерностей мы, так же отнесли единство целей и средств нравственного самовоспитания. Совершенствование личности осуществляется через систему различных средств и методов, но эти последние органически, закономерносвязаны с целями самовоспитания. Цель личности определяет средства и способы его деятельности, в том числе методы и приемы самовоспитания. Сотрудник характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Отсюда следует, что средства и методы самовоспитания сотрудника могут привести к желаемой цели только тогда, когда их характер соответствует характеру цели.
Для определения способности будущего сотрудника к самовоспитанию и самопознанию мы использовали метод самонаблюдения. Мы попросили слушателей учебного центра профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, фиксировать сложности и успехи во время самонаблюдения. В исследовании участвовало 18 слушателей. Следует отметить, что самонаблюдение носил преднамеренный, целенаправленный характер. Самонаблюдение как динамический процесс принял форму самоконтроля. В свою очередь самоконтроль выступает функцией самопознания личного состава правоохранительных органов и в то же время метод его самовоспитания. В результатенастоящего исследования респонденты отметили, что самонаблюдение дала возможность осмыслить свои как личностные качества, так и возможные варианты принятий решений в определенных ситуациях. В процессе исследования выявились критерии оценок испытуемыми самих себя. Таким образом, определился уровень самооценки испытуемых.
В ходе нашего исследования нами были сделаны следующие выводы:
нравственные и профессиональные качества слушателя вырабатываются в процессе самовоспитания в два-три раза быстрее, чем в процессе обычной (не акцентированной на самовоспитании) системы обучения и воспитания;
высокоморальным специалист становится не по принуждению, а по внутреннему убеждению, вырабатывается самостоятельно;
действенность нравственного воспитания обеспечивается тогда, когда внешнее моральное воздействие дополняется внутренней активностью воспитуемого, самовоспитанием.
Литература:
Аверина О.Р. этика и культура управления: Учебное пособие. Хабаровск, 1999.
Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. введение в теорию управления нравственно-воспитательной деятельностью. Томск, 1986.
Булденко К.А. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников внутренних дел. Хабаровск, 1993.
Сухомлинский В.А. Стать человеком (Воспитание элементарной моральной культуры). Афоризмы // Новыйй мир, 1974.№ 3.
Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. – М.: Издательство «Щит-М», 2007.